Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения ими товаров, а также особенностей покупательского поведения является необходимой предпосылкой принятия многих управленческих решений, без знания потребителей (клиентов, заказчиков) успешная деятельность фирмы на рынке невозможна.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Характеристика потребительских рынков и покупательского поведения
1.1. Принципы формирования правильного представления о поведении потребителей………………………………………………………………………….
4
1.2. Характеристика потребностей и мотивов покупательского поведения….. 7
Моделирование поведения потребителей…………………………………..
12
Глава 2. Выбор и анализ целевого рынка, сегментирование, позиционирование
2.1. Выбор и анализ целевого рынка………………………………………………. 18
2.2. Сегментирование рынка по потребителям, товару и цене………………….
21
2.3. Позиционирование товара……………………………………………………...
23
Выводы………………………………………………………………………………
28
Литература…………………………………………………………………………. 31
ПЛАН
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Характеристика потребительских рынков и покупательского поведения | |
1.1.
Принципы формирования
правильного представления
о поведении потребителей……………… |
4 |
1.2. Характеристика потребностей и мотивов покупательского поведения….. | 7 |
|
12 |
Глава 2. Выбор и анализ целевого рынка, сегментирование, позиционирование | |
2.1. Выбор и анализ целевого рынка………………………………………………. | 18 |
2.2. Сегментирование рынка по потребителям, товару и цене…………………. |
21 |
2.3. Позиционирование товара……………………………………………………... |
23 |
Выводы……………………………………………………………… |
28 |
Литература…………………………………………………… |
31 |
Введение
Потребность в рыночной концепции управления в маркетинге стала особенно ощущаться в последнее время в связи с обострением конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой и на Украине. Маркетинг повышает обоснованность принимаемых решений по различным вопросам производственной, научно-производственной, финансовой и сбытовой деятельности, распространяя планомерность на сферу рыночных связей. Это находит отражение в рационализации процесса товародвижения, совершенствовании практики учета и прогнозирования рыночной ситуации в процессе внутрифирменного планирования. Маркетинг позволяет найти средство смягчения и устранения кризисов перепроизводства, обеспечить соответствие спроса и предложения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения ими товаров, а также особенностей покупательского поведения является необходимой предпосылкой принятия многих управленческих решений, без знания потребителей (клиентов, заказчиков) успешная деятельность фирмы на рынке невозможна.
Перед нами поставлены следующие задания:
Глава 1. Характеристика потребительских рынков и покупательского поведения
1.1. Принципы формирования правильного представления о поведении потребителей
Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.1
Известно, что рынок - это сфера обмена товарами и услугами. В маркетинге к данному определению принято добавлять уточняющее понятие: «рынок страны» или «географический рынок».
Слово «рынок» имеет и другое значение: рынок конкретного товара, например вычислительной техники, где можно выделить рынки персональных компьютеров, мини-ЭВМ и т.д.
В любой стране имеются свой внутренний рынок (сфера заключения внутри торговых операций) и внешний рынок, где осуществляются экспортно-импортные связи. Любой из рынков обладает определенной структурой, под которой понимаются условия, определяющие его возможности и подлежащие выявлению в процессе исследования. Прежде всего, фирму интересует монополизация рынка - численное соотношение на нем покупателей и продавцов и характер их взаимоотношений. Обращаясь к понятию «рынок», можно выделить два основных подхода к его трактованию.
Первое
основано на выделении политико-
- рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства и в этом своем качестве противостоящий способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования. В данном случае подчеркивается противостояние принципов, лежащих в основе этих двух способов, хотя в реальной жизни можно наблюдать формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех и других методов;
- рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);
- рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).
Второй
подход к трактовке понятия рынка
основан на выделении его конкретно-
Классификация рынков возможна по различным признакам, в том числе в зависимости от масштаба (мировой, национальный, региональный рынки) и вида товара и услуг. Но при этом необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними имеют весьма условный характер. Достаточно типичными с данной точки зрения являются проблемы, встающие при выделении национальных и региональных рынков и проведении политики правительства, направленной на защиту собственных рынков - политики протекционизма.2
Существуют четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей: потребитель независим; мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований; поведение потребителей поддается воздействию; потребительское поведение социально законно.
Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя являются весьма важными требованиями для выживания в условиях конкуренции.
Исследования мотивации и поведения потребителей осуществляются с помощью моделирования этих процессов. Тут важно отметить, что поведение различных потребителей на рынке отличается по потребностям и целям, характеру спроса, покупок и действий на рынке, мотивациям и т.п., но имеет и некоторое сходство. На рынке оно может быть выражено через систему экономических, социальных и психологических факторов, характеризующих потребности и способы их удовлетворения.
Независимость представляет собой сложную задачу, но маркетинг может оказывать влияние на мотивацию и поведение потребителей, если предполагаемый товар или услуга действительно являются средством для удовлетворения их потребностей.3
На поведение потребителей влияют различные факторы, и прежде всего факторы внешней среды, а также индивидуальные различия: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения, стиль жизни, демографические характеристики и др. Особое место при формировании поведения потребителя на рынке имеет так называемый психологический процесс, характеризующий их ответные реакции.
Вместе с тем свобода потребителя основывается на ряде его прав, соблюдение которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией всестороннего удовлетворения их потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия представляют собой не что иное, как попрание законных прав, и должны быть наказуемы.
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия) - потребители. Первые - это лица (индивидуальные потребители), семьи (малые общности, основанные на браке или кровном родстве), домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенных общим хозяйством); вторые - производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.
Конечные
потребители приобретают товары и услуги
для личного пользования.
Промышленные предприятия и различные
организации закупают товары и услуги
для производства товарной
продукции и перепродажи
ее другим потребителям.
В качестве посредников предприятия оптовой
торговли покупают крупные партии промышленных
и потребительских товаров для оптовой
реализации, им требуются помещения, транспортные
средства, страховые услуги и др. Предприятия
розничной торговли приобретают товары
у предприятий-производителей и оптовиков
для перепродажи их конечным потребителям.
Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании,
средствах рекламы и выкладки товаров.
Что касается государственных предприятий,
то они приобретают множество товаров
и услуг для деятельности государственных
сфер экономики (военная, транспортная,
связи, экологическая и др.), а также для
формирования материально-технической
базы министерств и ведомств, правительственных
и муниципальных учреждений.
1.2. Характеристика потребностей и мотивов покупательского поведения
Потребительский рынок образуют отдельные лица и семьи, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Процесс принятия решения о покупке конечным потребителем состоит из нескольких этапов:
1)
возникновение потребности,
2)
поиск информации о
3)
сопоставление и оценка
4) выбор варианта (принятие решения о покупке);
5) реакция на покупку.
Итак, именно неудовлетворенные потребности заставляют людей становиться покупателями и приобретать те или иные товары. Это означает, что любая фирма, прежде чем заняться производством и выходить на рынок, должна глубоко и всесторонне изучить потребности своих потенциальных покупателей, определить основные тенденции их развития и найти возможности удовлетворить покупательские потребности лучше, чем это бы сделали конкуренты.
В специальной литературе существуют самые разные подходы к классификации и оценке потребностей покупателей.4
Потребности, как правило, классифицируют следующим образом.5
Информация о работе Выбор и анализ целевого рынка, сегментирование, позиционирование