Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:47, курсовая работа
Современная рыночная экономика, в том числе и в России, страдает не от дефицита, а от излишков. В обычном городском супермаркете можно встретить десятки, сотни, а то и тысячи наименований товаров, при этом нередко подобных и взаимозаменяющих друг друга. И тотчас перед покупателем встаёт вопрос: какому товару, какой фирме отдать своё предпочтение, то есть свои деньги? С точки зрения продавца такую ситуацию можно назвать гиперконкуренцией. Ну а со стороны потребителя – сверхвыбором.
Как известно, важнейшей конечной целью маркетинга является максимальное удовлетворение человеческих нужд и потребностей посредством обмена. И, только вследствие выполнения этой цели, получение доверия покупателя и необходимой прибыли. Однако на тернистом пути товара от производителя до потребителя стоит множество препятствий: конкуренты, недоверие к товару, экономическая и политическая нестабильность, выбор каналов распределения, «улыбки» фортуны и т. д. Для их преодоления разрабатываются целые комплексы маркетинговых стратегий. Необходимо лишь одно: грамотное использование накопленных знаний и бесценного опыта.
Введение
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать их – искусство.
Б.
Авербах
Современная рыночная экономика, в том числе и в России, страдает не от дефицита, а от излишков. В обычном городском супермаркете можно встретить десятки, сотни, а то и тысячи наименований товаров, при этом нередко подобных и взаимозаменяющих друг друга. И тотчас перед покупателем встаёт вопрос: какому товару, какой фирме отдать своё предпочтение, то есть свои деньги? С точки зрения продавца такую ситуацию можно назвать гиперконкуренцией. Ну а со стороны потребителя – сверхвыбором.
Как известно, важнейшей конечной целью маркетинга является максимальное удовлетворение человеческих нужд и потребностей посредством обмена. И, только вследствие выполнения этой цели, получение доверия покупателя и необходимой прибыли. Однако на тернистом пути товара от производителя до потребителя стоит множество препятствий: конкуренты, недоверие к товару, экономическая и политическая нестабильность, выбор каналов распределения, «улыбки» фортуны и т. д. Для их преодоления разрабатываются целые комплексы маркетинговых стратегий. Необходимо лишь одно: грамотное использование накопленных знаний и бесценного опыта.
Именно для решения этой задачи и была создана теория жизненного цикла товара, предполагающая, что товар, как и любой человек, проживает свою жизнь от «рождения» до «смерти». Для каждого этапа представлены собственные подходы в преодолении маркетинговых проблем, выстроившиеся в достаточно стройную систему. Поэтому бесспорна актуальность рассматриваемой концепции – незаменимого помощника каждого маркетолога-практика.
Теории жизненного цикла посвящено множество научных трудов, ярко отражающих существующие вопросы. В силу этого целью данной работы является исследование жизненного цикла товара, рассмотрение и обобщение накопленных годами знаний о сущности товара, его продвижении, особенностях «жизни». Особое внимание уделяется маркетинговым стратегиям, предназначенным для достижения основной вышеупомянутой цели маркетинга.
Исходя из цели, перед нами поставлены следующие задачи:
Объектом
данной работы является всемирно известная
теория жизненного цикла товаров. Предметом
– взаимодействие жизненного цикла
продукта и комплекса маркетинга,
его воздействие на принимаемые решения.
Что такое товар? Каждая научная дисциплина рассматривает этот вопрос с определённых специфических точек зрения. Поэтому термин «товар» является сложным, многообразным понятием, требующим тщательного рассмотрения. Идеально точного определения этому ключевому элементу рыночного предложения дать невозможно. Однако следует заметить, что у нас нет нужды отвечать на поставленный вопрос. Необходимо хотя бы сделать попытку ответить на другой вопрос: что такое товар с точки зрения маркетинга? К чему мы с удовольствием и приступаем.
Так как для маркетинга главным в товаре является его обладание потребительской ценностью, то «товар» – это всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товары, предлагаемые на рынке, включают материальные объекты, услуги, опыт, события, образы, личности, места, объекты собственности, организации, информацию и идеи.
Одновременно следует дать понятие товарной единицы – это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. К примеру, сок – это товар, а персиковый сок «Фруктовый сад» объемом 1 литр и с ценою 55 рублей – товарная единица.
Но не стоит забывать, что, по существу, любой товар – это заключённая в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Как известно, женщина, покупающая губную помаду, не просто приобретает краску для губ. По этому поводу лаконично и удивительно точно заявил Чарльз Ревсон, глава косметической фирмы «Ревлон, инк»: «На фабрике мы делаем косметику. В магазине мы продаём надежду». И покупатель электродрели приобретает «отверстия», покупатель воды – утоление жажды, покупатель телефона – общение со своими родными и близкими. И ещё огромное множество примеров существует в нашей повседневной жизни.
Таким
образом, задача деятеля рынка –
выявить скрытые за любым товаром
нужды и продавать не свойства
этого товара, а выгоды от него. К тому
же, несмотря на то, что, говоря о товарах,
люди подразумевают неодушевленный предмет,
истинные маркетологи относятся к товару,
которым они занимаются, несколько иначе
– это своего рода детище, их создание.
Такому отношению можно лишь позавидовать
и поучиться…
Существует
немало способов систематизировать
великое множество товаров, в
надежде отыскать взаимосвязи между
типами товаров и подходящими
для них стратегиями
Потребительские товары классифицируются в зависимости от особенностей спроса на них. Обычно выделяют следующие основные группы таких товаров:
К товарам повседневного спроса относятся:
Такие товары состоят из следующих подгрупп:
Важно помнить, что один и тот же предмет может быть товаром всех представленных выше групп, так как данная классификация основана на том, как товары расценивают потребители, а не на каких-либо присущих товарам характеристиках.
Рассматривая группу товаров производственного назначения, их классифицируют по роли в производственном процессе и относительной стоимости:
Разумеется, приведённая выше классификация товаров не полна и требует огромных дополнений и уточнений. К тому же даны не все маркетинговые стратегии даже к столь расплывчато систематизированным типам товаров, да и те, что рассмотрены, являются лишь жалкими попытками определить действия фирмы в продвижении товара того или иного типа. Однако данная классификация даёт достаточное минимальное представление возможностей определить всё многообразие товаров во вполне стройную систему. И не поспоришь, что отнесение какого-либо изделия к одному из выявленных типов товаров скажется на последующем продвижении и применяемому к товару маркетинговому комплексу на протяжении всей его «жизни».
2 Этапы
жизненного цикла товара.
Применяемые стратегии
маркетинга
2.1
Понятие жизненного
цикла товара
Концепция «жизненного цикла товара» (ЖЦТ) является одной из наиболее популярных теорий в маркетинге. Опубликованная впервые в 1965 году американским маркетологом Теодором Левитом она с течением времени претерпевала многочисленные изменения и дополнения, что, конечно же, легко объясняется высокой динамикой современного рынка. Но некоторые основные положения остаются неизменными: