Жизненный цикл товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание

Современная рыночная экономика, в том числе и в России, страдает не от дефицита, а от излишков. В обычном городском супермаркете можно встретить десятки, сотни, а то и тысячи наименований товаров, при этом нередко подобных и взаимозаменяющих друг друга. И тотчас перед покупателем встаёт вопрос: какому товару, какой фирме отдать своё предпочтение, то есть свои деньги? С точки зрения продавца такую ситуацию можно назвать гиперконкуренцией. Ну а со стороны потребителя – сверхвыбором.
Как известно, важнейшей конечной целью маркетинга является максимальное удовлетворение человеческих нужд и потребностей посредством обмена. И, только вследствие выполнения этой цели, получение доверия покупателя и необходимой прибыли. Однако на тернистом пути товара от производителя до потребителя стоит множество препятствий: конкуренты, недоверие к товару, экономическая и политическая нестабильность, выбор каналов распределения, «улыбки» фортуны и т. д. Для их преодоления разрабатываются целые комплексы маркетинговых стратегий. Необходимо лишь одно: грамотное использование накопленных знаний и бесценного опыта.

Работа состоит из  1 файл

Курсач переделанный.doc

— 252.00 Кб (Скачать документ)
  1. Срок жизни товара ограничен. Вечных товаров не существует!
  2. Жизненный цикл товара на рынке включает в себя несколько этапов, каждый из которых не только открывает перед продавцом определённые возможности, но и ставит достаточно сложные проблемы.
  3. На разных этапах жизненного цикла прибыль, которую приносит товар, варьируется.
  4. Продолжительность ЖЦТ в целом и его отдельных этапов зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка, а также от используемых инструментов маркетинга.
  5. Каждый этап ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

      Что же такое жизненный цикл товара? Исходя из представленной выше основы этой концепции, можно сделать вывод, что жизненный цикл товара – это  процесс существования товара на рынке из нескольких отличных друг от друга стадий, характеризующихся динамикой двух показателей: объёмом продаж и размером валовой прибыли, и требующих особых маркетинговых стратегий для контроля их продолжительности.

      Рассмотрим классическую кривую жизненного цикла товара.

      

      Рисунок 1. Жизненный цикл товара

      Как видно из графика, всё время существования  товара состоит из пяти стадий, которые  будут рассмотрены более подробно далее: разработки товара, внедрения  на рынок, роста продаж, зрелости и спада. Нередко из фазы зрелости выделяют этап насыщения, однако ввиду непринципиальных различий их возможно рассматривать воедино.

      Основные  характеристики каждого этапа ЖЦТ, а также типичные ответные маркетинговые  реакции приводятся в виде таблицы в приложении А.  

    2.1 Разработка нового товара 

      Для того чтобы поддержать или увеличить  объём продаж, каждой компании необходимо заменять устаревшие товары новыми, а  значит, заниматься их разработкой. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров. Однако главенствующая роль в процессе разработки новинок принадлежит маркетологам, генерирующим и оценивающим новые идеи и участвующим вместе с представителями отдела исследований и разработок (НИОКР) в создании дизайна товаров. Возможно выделить несколько основных этапов процесса разработки новых товаров:

    1. Генерирование идей – систематический поиск идей для новинки, используя всевозможные источники необходимой информации: нужды и потребности потребителей, учёных и изобретателей, товары и услуги конкурентов, торговый персонал и дилеров фирмы, находящиеся в повседневном контакте с покупателями и т. д. Целью этого этапа является выработка как можно большего числа идей.
    2. Отбор идей – выявление и отсеивание непригодных идей. Даже в том случае, когда идея представляется хорошей, она может не подходить для конкретной фирмы в силу отсутствия согласования с целями, стратегическими установками или ресурсами компании.
    3. Разработка концепции нового товара и её проверка – выражение проработанного варианта идеи в значимой для потребителя форме, а также её тестирование на группе представителей целевых потребителей с целью выяснения их реакции.
    4. Разработка маркетинговой стратегии – предварительный план маркетинговой стратегии выведения товара на рынок. Должен отражать следующие аспекты: описание величины, структуры и поведения целевого рынка; предполагаемое позиционирование товара; показатели объёма продаж, доли рынка и планируемой прибыли на ближайшие несколько лет; общие сведения о возможной цене товара, об общем подходе к его распределению и смете расходов на маркетинг в течение первого года выпуска продукта; перспективные цели по показателям сбыта и прибыли; долгосрочный подход к формированию комплекса маркетинга.
    5. Анализ возможностей производства и сбыта – оценка деловой привлекательности предложения. Включает в себя расчёт предполагаемых показателей продаж, издержек и прибыли, чтобы проверить их соответствие целям компании;
    6. Разработка товара – создание одного или нескольких вариантов физического воплощения товарного замысла, с целью найти прототип, удовлетворяющий следующим критериям: потребители воспринимают его как носителя всех основных свойств, изложенных в описании товара; он безопасен и надёжно работает в заданных условиях эксплуатации; его себестоимость не выходит за рамки запланированных издержек производства.
    7. Рыночное тестирование – испытание товара в условиях, приближённых к реальным рыночным, определение размеров рынка, реакции потребителей и дилеров на его появление.
    8. Развёртывание коммерческого производства. На данном этапе необходимо принять решение о своевременности выпуска новинки на рынок, о размерах охватываемого новым товаром рынка, о наиболее перспективных группах потребителей и о разработке плана действий, связанных с выведением продукта на рынок. То есть даются ответы на вопросы: когда? где? кому? как?

      Таким образом, основной задачей маркетинга в этой стадии ЖЦТ является сопровождение  и контроль процесса создания товара от идеи до её воплощения в готовое  изделие. Целью маркетинговой деятельности становится выбор наиболее соответствующей стратегическим установкам и ресурсам фирмы идеи для претворения ее в «жизнь», а также создание необходимой для вывода новой продукции на рынок «базы» в виде «сырых» первоначальных расчётов и планов действий и ознакомления потенциальных потребителей с возможной пользой, которую может принести создаваемый товар. 

    2.2 Этап внедрения товара на рынок 

      Этап  выведения на рынок начинается с  момента распространения товара и поступления его в продажу. На этой стадии товар еще является новинкой с недостаточно основанной технологией производства и не определённым производственным процессом. Поскольку на выпуск нового продукта и заполнение дилерских каналов требуется какое-то время, объём продаж в этот период возрастает медленными темпами. Этот факт может объясняться следующими обстоятельствами:

    1. задержками с расширением производственных мощностей;
    2. техническими проблемами, связанными с устранением выявленных неполадок или с совершенствованием продукта;
    3. проблемами с доведением товара до потребителей через предприятия розничной торговли;
    4. слабой информированностью покупателей о новом товаре;
    5. приверженностью покупателей сложившимся стереотипам;
    6. неготовностью рынка воспринять новый товар в полном объеме.

      Таким хорошо известным товарам, как растворимый кофе, апельсиновый сок и порошковые сливки, потребовалось несколько лет, прежде чем они вступили в период быстрого роста. А рост объёма продаж микроволновых печей начался только после появления на рынке попкорна для микроволновок, что свидетельствует о кратковременном отсутствии привлекательного для потребителя применения этой новинки. На этапе внедрения фирма либо несет убытки, либо ее прибыли очень невелики вследствие незначительных продаж и высоких расходов по организации каналов распределения товара и стимулированию его сбыта. Затраты на стимулирование достигают в это время наивысшего уровня, что связано с необходимостью концентрации усилий на продвижении новинки.

      Целью всех маркетинговых мероприятий  на рассматриваемом этапе является создание рынка нового товара, тем самым, сокращая этап внедрения товара на рынок. Для достижения этой цели ставятся нижеприведённые основные задачи:

    1. Разработка сети каналов товародвижения;
    2. Активное проведение рекламы, информирующей потенциальных покупателей о достоинствах товара;
    3. Определение оптимального момента выхода на рынок новым товаром;
    4. Разработка вариантов поведения предприятия-продавца в ответ на появление на рынке конкурента;
    5. Обеспечение технологической адаптации товара на рынке за счет его качества;
    6. Возможное снижение цены для рыночной адаптации товара;
    7. Организация послепродажного сервиса.

      Их  решению способствуют определённые маркетинговые стратегии, применение которых зависит от уровня цены на товар и затрат на стимулирование сбыта, а также от внешних условий. Все возможные стратегии маркетинга, их особенности и условия использования кратко приведены в таблице 1.

Таблица 1. Суть и условия применения маркетинговых  стратегий на стадии внедрения товара

Стратегия Суть применяемой стратегии Условия применения
Быстрое «снятие сливок» с рынка Установление высокой цены на новый товар и усиленная его реклама во всех средствах массовой информации. Высокая цена дает возможность получения высокой прибыли на единицу товара. Затраты на усиленное продвижение необходимы для убеждения рынка в достоинствах продвигаемого товара, окупающих высокие цены. 1.Большая часть  потенциальных потребителей не  осведомлены о товаре;

2.Потребители, которые знакомы с товаром, намерены приобрести его и имеют возможность заплатить высокую цену;

3.Фирма  считается с возможностью конкуренции  и стремится выработать у потенциальных  покупателей предпочтительное отношение  к своему товару.

Медленное «снятие сливок» с рынка Установление  высоких цен на продукт при  слабом стимулировании сбыта. Тем самым завоёвывая определённый небольшой сегмент рынка в течение длительного периода. 1.Ёмкость рынка  ограничена;

2.Большая  часть осведомлена о товаре;

3.Все,  кто информирован о товаре, готовы  приобрести его по высокой  цене;

4.Конкуренция  практически отсутствует.

Стратегия быстрого проникновения на рынок Реализуя ее, фирма устанавливает низкие цены на товар и усиленно рекламирует его, стимулируя приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему проникновению товаров на рынок и завоеванию наибольшей его доли. 1.Ёмкость рынка  достаточно велика;

2.Потенциальные  покупатели сравнительно плохо  осведомлены о товаре;

3.Большинство покупателей чувствительны к ценам;

4.На  рынке присутствуют товары конкурентов  или же имеет место опасность  их выхода на рынок;

5.Издержки  на единицу товара сокращаются  с увеличением масштабов производства  и приобретением опыта.

Стратегия медленного проникновения на рынок Низкие цены на товар и слабое стимулирование сбыта. Низкие цены способствуют быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижение ведут к росту прибыли. 1.Рынок имеет значительные размеры;

2.Покупатели  хорошо ознакомлены с товаром;

3.Спрос чувствителен  к ценам;

4.Существует  потенциальная опасность конкуренции.


      Необходимо  сознавать, что начальная стратегия – это лишь первый шаг маркетингового плана всего жизненного цикла товара. Но если компания с самого начала пойдёт по верному пути, то у нее будет лучший шанс захватить и сохранить лидерство на рынке. 

    2.3 Стадия роста 

      Уже на этапе внедрения, по данным американских исследователей, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения — 20%, а на рынке услуг — 18% новинок. Однако при грамотном использовании маркетинговых инструментов, удовлетворённости интересов рынка, благоприятном отклике потребителей, удаче и т. д., товар переходит в следующую фазу своей «жизни» - стадию роста. Этот этап характеризируется следующими общими для всех групп товаров чертами:

    1. Постоянно увеличивающееся число потребителей, осведомлённых и признающих товар и его конкурентные преимущества. Рост платёжеспособного спроса на предлагаемый продукт;
    2. Появление различных модификаций товара, вызванное расширением рынка под воздействием увеличения числа дистрибьюторов и конкурентов, привлечённых открывающимися возможностями производства подобного товара и предпринимающих активные шаги к достижению собственных целей;
    3. Стремительный рост объемов продаж – главный фактор, показывающий наступление этого этапа;
    4. Возникает постоянный приток инвестиций в расширение производства нового товара, так как его явный успех на рынке привлекателен не только для конкурентов, но и для инвесторов, желающих вкладывать деньги в удачный продукт, способный принести достаточную прибыль.
    5. Сокращение издержек производства за счёт экономического «эффекта масштаба»;
    6. Цены остаются прежними или слегка снижаются по мере увеличения спроса;
    7. Затраты на продвижение товара или сохраняются на прежнем уровне, или немного увеличиваются, чтобы компания могла выдержать конкуренцию;
    8. Рост прибыли, поскольку издержки на стимулирование сбыта приходятся уже на больший объем продаж при одновременном сокращении издержек производства.

      Как видно из характеристики этапа, фирме  выгодно его продлить, то есть все усилия следует направить на увеличение времени роста объема реализации. Это и есть основная цель маркетинга, для достижения которой можно прибегнуть к нескольким различным, но взаимосвязанным маркетинговым решениям:

    1. Улучшение качества товара;
    2. Разработка новых дополнительных свойств и моделей продукта;
    3. Освоение новых сегментов рынка, не затронутых при внедрении;
    4. Расширение действующих и увеличение численности каналов распределения;
    5. Усиление активности рекламы. Смещение акцента рекламы от ознакомления с товаром в сторону стимулирования предпочтений. То есть превращение информативной рекламы в активную, наступательную, убеждающую совершить покупку;
    6. Своевременное снижение цен для привлечения дополнительного числа потребителей, для которых их уровень является одним из доминирующих факторов приобретения товара;
    7. Улучшение сервисного обслуживания покупателей до и после совершения покупки;
    8. Формирование предпочтения конкретной модели или марки, и как следствие, возможное противопоставление конкурентным предложениям;
    9. Своевременное определение момента замедлений темпов роста продаж, что необходимо для верного перехода к осуществлению иных стратегий маркетинга.

      На  этапе роста любая компания должна решить проблему выбора между значительной долей рынка и высокими текущими прибылями. Вкладывая деньги в перечисленные выше маркетинговые стратегии, она имеет возможность занять лидирующее положение на рынке. Но при этом происходит отказ от сиюминутной прибыли в надежде, что долгосрочные стратегии в будущем принесут намного больше доходов. Как решить диллему? Ответ на этот существенный вопрос всегда будет оставаться ключевым. 
 
 

    2.4 Этап зрелости 

      В определённый момент существования  товара на рынке, так или иначе, темпы  роста объёмов его продаж достигают  своего пика и, замедляясь, выравниваются, а, следовательно, наступает стадия условной зрелости. По длительности эта стадия обычно превосходит все остальные фазы ЖЦТ и ставит наисложнейшие задачи в сфере управления маркетингом.

      Замедление  темпов роста объёмов продаж приводит к увеличению у многих производителей запасов готовой продукции, что ведёт к обострению конкуренции и вытеснению более слабых конкурентов с рынка. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции. Те, кто выживает в конкурентной борьбе, стремятся найти и занять свободные ниши рынка. Среди них разворачивается новая «война» за долю рынка. Для фирмы с переходом от этапа динамичного роста на этап статичной зрелости возникает необходимость сосредоточения на эффективности текущих расходов, повышения внимания к потребностям клиентов, жёсткой реакции на действия конкурентов. Возможная перспектива вытеснения с рынка вынуждает фирмы решать три основных задачи:

Информация о работе Жизненный цикл товара