Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:47, курсовая работа
Современная рыночная экономика, в том числе и в России, страдает не от дефицита, а от излишков. В обычном городском супермаркете можно встретить десятки, сотни, а то и тысячи наименований товаров, при этом нередко подобных и взаимозаменяющих друг друга. И тотчас перед покупателем встаёт вопрос: какому товару, какой фирме отдать своё предпочтение, то есть свои деньги? С точки зрения продавца такую ситуацию можно назвать гиперконкуренцией. Ну а со стороны потребителя – сверхвыбором.
Как известно, важнейшей конечной целью маркетинга является максимальное удовлетворение человеческих нужд и потребностей посредством обмена. И, только вследствие выполнения этой цели, получение доверия покупателя и необходимой прибыли. Однако на тернистом пути товара от производителя до потребителя стоит множество препятствий: конкуренты, недоверие к товару, экономическая и политическая нестабильность, выбор каналов распределения, «улыбки» фортуны и т. д. Для их преодоления разрабатываются целые комплексы маркетинговых стратегий. Необходимо лишь одно: грамотное использование накопленных знаний и бесценного опыта.
Что же такое жизненный цикл товара? Исходя из представленной выше основы этой концепции, можно сделать вывод, что жизненный цикл товара – это процесс существования товара на рынке из нескольких отличных друг от друга стадий, характеризующихся динамикой двух показателей: объёмом продаж и размером валовой прибыли, и требующих особых маркетинговых стратегий для контроля их продолжительности.
Рассмотрим классическую кривую жизненного цикла товара.
Рисунок 1. Жизненный цикл товара
Как
видно из графика, всё время существования
товара состоит из пяти стадий, которые
будут рассмотрены более
Основные
характеристики каждого этапа ЖЦТ,
а также типичные ответные маркетинговые
реакции приводятся в виде таблицы
в приложении А.
2.1 Разработка
нового товара
Для того чтобы поддержать или увеличить объём продаж, каждой компании необходимо заменять устаревшие товары новыми, а значит, заниматься их разработкой. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров. Однако главенствующая роль в процессе разработки новинок принадлежит маркетологам, генерирующим и оценивающим новые идеи и участвующим вместе с представителями отдела исследований и разработок (НИОКР) в создании дизайна товаров. Возможно выделить несколько основных этапов процесса разработки новых товаров:
Таким
образом, основной задачей маркетинга
в этой стадии ЖЦТ является сопровождение
и контроль процесса создания товара
от идеи до её воплощения в готовое
изделие. Целью маркетинговой деятельности
становится выбор наиболее соответствующей
стратегическим установкам и ресурсам
фирмы идеи для претворения ее в «жизнь»,
а также создание необходимой для вывода
новой продукции на рынок «базы» в виде
«сырых» первоначальных расчётов и планов
действий и ознакомления потенциальных
потребителей с возможной пользой, которую
может принести создаваемый товар.
2.2 Этап
внедрения товара на
рынок
Этап выведения на рынок начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. На этой стадии товар еще является новинкой с недостаточно основанной технологией производства и не определённым производственным процессом. Поскольку на выпуск нового продукта и заполнение дилерских каналов требуется какое-то время, объём продаж в этот период возрастает медленными темпами. Этот факт может объясняться следующими обстоятельствами:
Таким хорошо известным товарам, как растворимый кофе, апельсиновый сок и порошковые сливки, потребовалось несколько лет, прежде чем они вступили в период быстрого роста. А рост объёма продаж микроволновых печей начался только после появления на рынке попкорна для микроволновок, что свидетельствует о кратковременном отсутствии привлекательного для потребителя применения этой новинки. На этапе внедрения фирма либо несет убытки, либо ее прибыли очень невелики вследствие незначительных продаж и высоких расходов по организации каналов распределения товара и стимулированию его сбыта. Затраты на стимулирование достигают в это время наивысшего уровня, что связано с необходимостью концентрации усилий на продвижении новинки.
Целью всех маркетинговых мероприятий на рассматриваемом этапе является создание рынка нового товара, тем самым, сокращая этап внедрения товара на рынок. Для достижения этой цели ставятся нижеприведённые основные задачи:
Их решению способствуют определённые маркетинговые стратегии, применение которых зависит от уровня цены на товар и затрат на стимулирование сбыта, а также от внешних условий. Все возможные стратегии маркетинга, их особенности и условия использования кратко приведены в таблице 1.
Таблица 1. Суть и условия применения маркетинговых стратегий на стадии внедрения товара
Стратегия | Суть применяемой стратегии | Условия применения |
Быстрое «снятие сливок» с рынка | Установление высокой цены на новый товар и усиленная его реклама во всех средствах массовой информации. Высокая цена дает возможность получения высокой прибыли на единицу товара. Затраты на усиленное продвижение необходимы для убеждения рынка в достоинствах продвигаемого товара, окупающих высокие цены. | 1.Большая часть
потенциальных потребителей не
осведомлены о товаре;
2.Потребители, которые знакомы с товаром, намерены приобрести его и имеют возможность заплатить высокую цену; 3.Фирма
считается с возможностью |
Медленное «снятие сливок» с рынка | Установление высоких цен на продукт при слабом стимулировании сбыта. Тем самым завоёвывая определённый небольшой сегмент рынка в течение длительного периода. | 1.Ёмкость рынка
ограничена;
2.Большая часть осведомлена о товаре; 3.Все, кто информирован о товаре, готовы приобрести его по высокой цене; 4.Конкуренция практически отсутствует. |
Стратегия быстрого проникновения на рынок | Реализуя ее, фирма устанавливает низкие цены на товар и усиленно рекламирует его, стимулируя приобрести новинку. Данная стратегия способствует быстрейшему проникновению товаров на рынок и завоеванию наибольшей его доли. | 1.Ёмкость рынка
достаточно велика;
2.Потенциальные покупатели сравнительно плохо осведомлены о товаре; 3.Большинство покупателей чувствительны к ценам; 4.На
рынке присутствуют товары 5.Издержки
на единицу товара сокращаются
с увеличением масштабов |
Стратегия медленного проникновения на рынок | Низкие цены на товар и слабое стимулирование сбыта. Низкие цены способствуют быстрому признанию товара, а небольшие издержки на продвижение ведут к росту прибыли. | 1.Рынок имеет значительные
размеры;
2.Покупатели хорошо ознакомлены с товаром; 3.Спрос чувствителен к ценам; 4.Существует
потенциальная опасность |
Необходимо
сознавать, что начальная стратегия –
это лишь первый шаг маркетингового плана
всего жизненного цикла товара. Но если
компания с самого начала пойдёт по верному
пути, то у нее будет лучший шанс захватить
и сохранить лидерство на рынке.
2.3 Стадия
роста
Уже на этапе внедрения, по данным американских исследователей, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышленного назначения — 20%, а на рынке услуг — 18% новинок. Однако при грамотном использовании маркетинговых инструментов, удовлетворённости интересов рынка, благоприятном отклике потребителей, удаче и т. д., товар переходит в следующую фазу своей «жизни» - стадию роста. Этот этап характеризируется следующими общими для всех групп товаров чертами:
Как видно из характеристики этапа, фирме выгодно его продлить, то есть все усилия следует направить на увеличение времени роста объема реализации. Это и есть основная цель маркетинга, для достижения которой можно прибегнуть к нескольким различным, но взаимосвязанным маркетинговым решениям:
На
этапе роста любая компания должна
решить проблему выбора между значительной
долей рынка и высокими текущими
прибылями. Вкладывая деньги в перечисленные
выше маркетинговые стратегии, она имеет
возможность занять лидирующее положение
на рынке. Но при этом происходит отказ
от сиюминутной прибыли в надежде, что
долгосрочные стратегии в будущем принесут
намного больше доходов. Как решить диллему?
Ответ на этот существенный вопрос всегда
будет оставаться ключевым.
2.4 Этап
зрелости
В определённый момент существования товара на рынке, так или иначе, темпы роста объёмов его продаж достигают своего пика и, замедляясь, выравниваются, а, следовательно, наступает стадия условной зрелости. По длительности эта стадия обычно превосходит все остальные фазы ЖЦТ и ставит наисложнейшие задачи в сфере управления маркетингом.
Замедление темпов роста объёмов продаж приводит к увеличению у многих производителей запасов готовой продукции, что ведёт к обострению конкуренции и вытеснению более слабых конкурентов с рынка. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции. Те, кто выживает в конкурентной борьбе, стремятся найти и занять свободные ниши рынка. Среди них разворачивается новая «война» за долю рынка. Для фирмы с переходом от этапа динамичного роста на этап статичной зрелости возникает необходимость сосредоточения на эффективности текущих расходов, повышения внимания к потребностям клиентов, жёсткой реакции на действия конкурентов. Возможная перспектива вытеснения с рынка вынуждает фирмы решать три основных задачи: