Жизненный цикл товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить понятие жизненного цикла товара, а также проанализировать все его стадии.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить сущность жизненного цикла.
2) Провести маркетинговое исследование товара на примере шоколад «Бабаевский».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1 Характеристика жизненного цикла товара…………………………………5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………5
1.2 Стадия разработки товара……………………………………………..6
1.3 Стадия серийного производства и внедрения……………………….7
1.4 Стадия роста…………………………………………………………….9
1.5 Стадия зрелости………………………………………………………..10
1.6 Стадия насыщения…………………………………………………….12
1.7 Стадия спада……………………………………………………………12
1.8 Виды кривых жизненного цикла товара…………………………….14
2 Практическая часть…………………………………………………………..19
2.1 Характеристика маркетингового исследования……………………..19
2.2 Анализ результатов маркетингового исследования………………...20
2.3 Выводы и рекомендации производителю шоколада
«Бабаевский»……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40

Работа состоит из  1 файл

ПРАКТИКА.doc

— 7.68 Мб (Скачать документ)

     2 Практическая часть 

     2.1 Характеристика маркетингового исследования

     Мною  было проведено маркетинговое исследование от лица маркетолога шоколада торговой марки «Бабаевский».

     Для этого был выбран один из методов  маркетингового исследования – опрос. Цель опроса – выявление предпочтений покупателей по ассортименту и цене.  В анкете были использованы как закрытые, так и открытые вопросы, с целью получения наибольшей информации.

     В результате анкетирования было опрошено 20 человек. При этом применялись различные методы получения информации:

     1) личный опрос – 75% (15 человек);

     2) телефонный опрос – 15% (3 человека) и

     3) опрос через Интернет – 10% (2 человека).

     Опрос проводился по объективной стратифицированной случайной выборке. Отбор респондентов производился по принципу случайности.   Все количество опрошенных респондентов было разделено по возрасту, полу и уровню доходов, причем преобладающей частью опрошенных являлись женщины. Все анкеты заполненные респондентами приведены в приложении.

     Ответы  на вопросы 1-4 содержат подробные сведения о личности респондента, которые  позволяют сегментировать рынок по половому, возрастному и другим признакам.

     Вопросы 5-9 выясняют вкусы, предпочтения и привычки покупателей потребляющих шоколад. А также определяют наиболее важные свойства и характеристики шоколада, по мнению респондентов (вопрос 8). 

       Ответы на вопрос 9 позволяют получить информацию об основных конкурентах и предпочтениях респондентов. Позволяет выявить лидера и сделать определенные выводы, по дальнейшей работе компании.

     Вопросы 10-16 выясняют отношение покупателей к шоколаду марки «Бабаевский» в целом и их отдельным характеристикам, дают информацию о ценовом барьере, о качестве продукции, упаковке товара и полезности. Вопрос 16 дает возможность респонденту самому дать рекомендации и советы для будущего успешного функционирования фирмы и развития товара.  

     2.2 Анализ результатов маркетинговых  исследований

     Проанализируем  полученные результаты по каждому вопросу.

     Вопрос 1. Ваш пол?

     а) мужской;                       б) женский.

     Цель  вопроса: сегментировать рынок по половому признаку. Данный вопрос лежит в основе выборки: заранее не было известно, сколько мужчин и женщин будет опрошено. Опрос строился по принципу случайности.

     В результате анкетированию подверглись  35% мужчин и 65% женщин (7 мужчин и 13 женщин из различных возрастных категорий), что позволило определить разницу во вкусах и предпочтениях представителей разного пола, соотношение опрошенных по половому признаки представлено на диаграмме 1.

     Диаграмма 1. Соотношение опрошенных по половому признаку

      

     Вопрос 2. Ваш возраст?

     а) до 20 лет;                                  б) от 21 до 30;        

     в) от 31 до 40;                              г) от 41 и старше.

     Цель  вопроса: сегментировать рынок по возрастному  признаку. Данный вопрос лежит в  основе выборки: заранее не было известно, сколько примерно респондентов разного возраста будет опрошено. Но в итоге анкетирования были опрошены все возрастные категории населения.

     Данный  вопрос позволяет определить разницу  во вкусах и предпочтениях представителей разных возрастных групп.

     Таким образом, было опрошено:

     1) Женщины:

     – до 20 лет (включительно) – 20% (4 человека);

     – от 21 до 30 – 25% (5 человек);

     – от 31 до 40 – 10% (2 человека);

     – от 41 и старше – 10% (2 человека).

     2) Мужчины:

     – до 20 лет (включительно) – 5% (1 человек);

     – от 21 до 30 – 25% (5 человек);

     – от 31 до 40 – 5% (1 человек).

     Соотношение опрошенных разных возрастных категорий, мужчин и женщин вместе, приведено на диаграмме 2.

     Диаграмма 2. Соотношение опрошенных различных возрастных групп

    

     Вопрос 3. Численность вашей семьи составляет:

     а) 1-2 чел.                     б) 3-4 чел.              в) 5 и более

     Цель  вопроса: сегментировать рынок в  зависимости от количества человек  проживающих в той или иной семье респондента.

     Численность семьи 30% опрошенных (16 человек) составляет 1-2 человека, у 15% опрошенных (3 человека) численность семьи составляет 5 и  более человек. Наибольшее количество опрошенных имеют состав семьи, состоящий из 3-4 человек – 55% (11 человек). Данные графически показаны на диаграмме 3.

     Диаграмма 3. Соотношение опрошенных с различной численностью семьи

   

     Данный  вопрос позволяет определить разницу  в предпочтениях различных групп, в зависимости от состава семьи  респондентов, а также он дает информацию о возможном объеме потребления продукции.

     Вопрос 4. Ваш среднемесячный доход:

     а) менее 5000 руб.                             б) более 5000 до 10 000 руб.

     в) более 10 000 до 30 000 руб.       г) более 30 000 руб.

     Цель  вопроса: сегментировать рынок в зависимости от уровня дохода покупателей.

     Опрошенные  обладают следующим уровнем дохода:

     1) 35% (7 человек) – от 5 000 до 10 000 руб.;

     2) 65% (13 человек) – от 10 000 до 30 000 руб.;

     Соотношение опрошенных с разным уровнем дохода приведено в диаграмме 3.

     Диаграмма 3. Соотношение респондентов с разным уровнем дохода

     

     Данный  вопрос позволяет дать информацию о  доходах респондента и его  материальном положении. Исходя из полученных данных, можно определить,  возможности и способности опрошенного на совершение той или иной покупки, а также важности цены при выборе товара.

     Вопрос 5. Как Вы предпочитаете получать информацию шоколаде?

     а) посещение магазинов;

     б) по радио и телевидению;

     в) из рекламных акций;

     г) другое_____________________________________________

     Цель  вопроса: определить источники получения  данных о шоколаде.

     По  итогам опроса 30% (6 человек) опрошенных респондентов получают информацию из рекламных акций. Равный процент опрошенных ответили, что узнают о продукте путем посещения магазинов, а также по радио и телевидению – по 35% (по 7 человек).  Никто из опрошенных не предложил свой вариант ответа.

     На  диаграмме 5 наглядно показаны источники  получения информации.

     Диаграмма 5. Соотношение респондентов по источнику получения информации.

    

     Вопрос 6. Как часто Вы покупаете шоколад?

     а) ежедневно;                 б) раз в неделю;

     в) раз в месяц;                г) другое____________

     Цель  вопроса: определить частоту потребления  и потребности респондентов в употреблении шоколада.

     В результате анкетирования были получены следующие данные:

     1) ежедневно – 5% (1 человек);

     2) раз в неделю – 60% (12 человек);

     3) раз в месяц –20% (4 человека);

     4) предложили свой вариант – 15% (3 человека).

     Полученные  данные представлены на диаграмме 6. 
 
 

     Диаграмма 6. Частота потребления респондентами шоколада

   

     Исходя, из полученных данных можно сказать, что большая половина опрошенных 60% (12 человек) употребляют шоколад 1 раз в неделю. А это не совсем хорошо для развития и получения прибыли компании, так как нет особого спроса на шоколад. Следовательно, компании-производителю шоколада «Бабаевский» необходимо разработать стратегии по улучшению продвижения своего товара и искать новые методы привлечения покупателей.

     Вопрос 7. Продолжите фразу: «Я покупаю шоколад, потому что…»

     ____________________________________

     Цель  вопроса: определить факторы, оказывающие влияние на респондентов при покупке шоколада.

     В результате анкетирования были получены следующие данные:

     70% респондентов (14 человек) ответили, что любят шоколад, 20% опрошенных (4 человека) – захотелось сладкого, и одинаковый процент респондентов  по 5% (по 1 человеку) дали ответ: стимулирует  работу мозга, порадовать внуков. Данные представлены на диаграмме 7. 
 
 

     Диаграмма 7. Факторы, определяющие покупку шоколада

   

     По  данным опроса видно, что большая  часть респондентов покупает шоколад, потому что им нравятся вкусовые характеристики товара. Исходя из этих данных компании-производителю шоколада «Бабаевский» следует обратить внимание на качество своего товара. Так же, возможно, создание рекламы, опирающейся на полезные свойства шоколада.

     Вопрос 8. Какие характеристики для Вас  важны при выборе шоколада?

  Крайне важно Очень важно Обращаю

внимание

Не очень  важно Не важно
Марка товара          
Вкусовые  характеристики          
Внешний вид          
Цена  товара          

 

     Цель  вопроса: выяснить наиболее важные свойства шоколада, на которые опирается покупатель при выборе товара.    

     Отразим данные опроса в таблице 3.

     Таблица 3. Данные, полученные при опросе

  Крайне  важно Очень важно Обращаю

внимание

Не очень  важно Не важно
% чел % чел % чел % чел % чел
Марка товара 15 3 40 8 30 6 10 2 5 1
Вкусовые  характеристики 50 10 45 9 5 1 0 0 0 0
Внешний вид 0 0 20 4 60 12 15 3 0 0
Цена  товара 0 0 40 8 40 8 15 3 5 1

 

     Соотношение уровня опрошенных по важности свойств  шоколада, отражены на диаграмме 8.

     Диаграмма 8. Оценка важности качеств шоколада

Информация о работе Жизненный цикл товара