Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие жизненного цикла товара, а также проанализировать все его стадии.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить сущность жизненного цикла.
2) Провести маркетинговое исследование товара на примере шоколад «Бабаевский».
Введение………………………………………………………………………...3
1 Характеристика жизненного цикла товара…………………………………5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………5
1.2 Стадия разработки товара……………………………………………..6
1.3 Стадия серийного производства и внедрения……………………….7
1.4 Стадия роста…………………………………………………………….9
1.5 Стадия зрелости………………………………………………………..10
1.6 Стадия насыщения…………………………………………………….12
1.7 Стадия спада……………………………………………………………12
1.8 Виды кривых жизненного цикла товара…………………………….14
2 Практическая часть…………………………………………………………..19
2.1 Характеристика маркетингового исследования……………………..19
2.2 Анализ результатов маркетингового исследования………………...20
2.3 Выводы и рекомендации производителю шоколада
«Бабаевский»……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40
Подведя итог можно сказать, что:
1)
При выборе шоколада, для большинства
респондентов очень важно,
2) Вкус является наиболее важным показателем при выборе покупателем шоколада, так как он оценен с наивысшей оценкой, практически все респонденты отвечали на данный вопрос: крайне важно или очень важно.
3)
Внешний вид товара для
4)
По результатам анкетирования,
при выборе шоколада, большинство
респондентов отметили
Следовательно
компании-производителю
Вопрос
9. Назовите 3-5 марок производителей шоколада,
предпочтительных Вам___________________________
Цель вопроса: определить явного лидера среди производителей шоколада на рынке, а, следовательно, и узнать своего конкурента.
Данный вопрос является открытым.
В данном вопросе респонденты сами предлагали торговые марки шоколада, которые они предпочитают. По результатам анкетирования наиболее распространенной, известной и чаще всего потребляемой маркой шоколада является «Alpen Gold» – 75% (15 человек). Так же наиболее часто употребляемыми марками шоколада явились: «Milka» – 50% (10 человек), шоколад «Бабаевский» – 45% (9 человек), шоколад «Аленка» – 35% (7 человек), «Nestle» – 30% (5 человек) и другие, эти данные наглядно изображены на диаграмме 9.
Диаграмма 9. Соотношение марок-конкурентов шоколада, предпочтительных респондентам
Исходя из данной ситуации компании, производящей шоколад «Бабаевский» необходимо обратить внимания на свою продукцию, так как она незначительно отстает от фирмы конкурента. Следует больше распространять информацию о своей продукции, расширить ассортимент и ввести свои новшества, что значительно поднимет спрос на товар. Так же необходимо вести наблюдение за фирмами конкурентами.
Вопрос
10. Какого Вы мнения о продукции шоколада
марки «Бабаевский»__________________
Цель вопроса: узнать общее представление респондентов о шоколаде марки «Бабаевский».
Данный вопрос является открытым.
Респонденты давали различные ответы, наиболее часто встречались мнения: хорошего – 30% (6 человек), и столько же процентов опрошенных дали ответ качественный и вкусный шоколад, положительного – 15% (3 человека), нормального – 5% (1 человек). И 20% (4 человека) составляют ответы другого содержания, данные отражены на диаграмме 10.
Диаграмма 10. Отношение респондентов к шоколаду «Бабаевский»
В целом, негативных мнений о компании-производителе шоколада «Бабаевский» не было, что является положительным фактором. И свидетельствует о том, что повышение спроса на товар зависит только от дальнейших действий фирмы.
Вопрос 11. Оцените по 10-ти бальной шкале вкусовые качества шоколада «Бабаевский»:
Невкусно ______________________________
1 3 5 8 10
Цель вопроса: определить оценку вкусовых качеств, а также отношение респондентов к шоколаду «Бабаевский».
Шоколад «Бабаевский» был оценен по 10-ти бальной шкале вкусовых качеств. Наибольший процент опрошенных дал наивысшую оценку 10 баллов – 50% (10 человек), 15% (3 человека) оценивают шоколад на 5 баллов, одинаковый процент опрошенных 10% (2 человека) оценили шоколад в 7, 8 и 9 баллов, данные наглядно изображены на диаграмме 11.
Диаграмма 11. Соотношение вкусовых качеств респондентов по 10-бальной шкале
Исходя из итогов опроса, можно сказать, что в принципе оценки достаточно высоки, но тем не менее не идеальны. Следовательно, компании-производителю шоколада «Бабаевский» необходимо работать над вкусовыми свойствами и совершенствовать свой продукт, с целью достижения наивысших оценок качества.
Вопрос 12. На Ваш взгляд наиболее оптимальная цена за 100г шоколада «Бабаевский» находиться в пределах:
а) от 25 до 35 руб. б) от 35 до 45 руб.
в) от 45 до 55 руб. г) свыше 55 руб.
Цель вопроса: определить рамки желаемой цены для покупателей. И по данным о приемлемой, с точки зрения покупателя, цене товара, рассчитать среднюю ошибку выборки и предельные значения генеральной средней.
По итогам исследования 15% (3 человека) респондентов отметили наиболее приемлемую цену от 25 до 35 руб. за плитку шоколада «Бабаевский», 5% (1 человек) считает, что оптимальная цена должна быть выше 55 руб., и равное количество респондентов по 40% (по 8 человек) отметили приемлемую цену от 35 до 45 руб. и от 45 до 55 руб. за плитку шоколада, графически данные отражены на диаграмме 12.
Диаграмма 12. Соотношение оптимальной цены за плитку шоколада «Бабаевский»
Таблица 4. Приемлемая с точки зрения покупателя цена товара
Количество человек, n | Размер покупки, руб. | Средняя сумма покупки, руб., xi |
3 | От 25 до 35 | 30 |
8 | От 35 до 45 | 40 |
8 | От 45 до 55 | 50 |
1 | От 55 до 65 | 60 |
1) Сначала рассчитаем среднюю ошибку выборки. Для этого нахожу среднюю арифметическую ряда по формуле:
,
где - среднее значение исследуемого показателя в i-том интервале;
- количество респондентов в i-том интервале.
х = (30*3+40*8+50*8+60*1)/20 = (90+320+400+60)/20 = 43,5
Далее вычислим дисперсию.
.
ō = ((30-43,5)2 *3+(40-43,5)2 *8+(50-43,5)2 *8+(60-43,5)2 *1) / 20 = (546,75+98+338+272,25)/20 = 62,75
При случайном повторном отборе средняя ошибка выборочной средней определяется по формуле:
,
где n – численность (объем) выборки.
µ = √62,75/20 = 1,77
2) Предельная ошибка выборки рассчитывается как:
.
Значения t и P (вероятность допуска той или иной ошибки) даны в специальных таблицах, где P рассматривается как функция t.
Найдем предельные значения генеральной средней с вероятностью P=0,954. По таблице значений t=2, тогда
∆ = 2 * 1,77 = 3,54
43,5 – 3,54 ≤ х ≤ 43,5 + 3,54
39,96 ≤ х ≤ 47,04
Таким образом, с вероятностью P=0,954 нижнее предельное значение средней суммы покупки равно 39 руб. 96 коп., а верхнее – 47 руб. 04 коп.
Вопрос 13. Ваше мнение об упаковке шоколада «Бабаевский»:
_________________________
Цель вопроса: определить отношение и мнение респондентов об упаковке шоколада «Бабаевский».
Данный вопрос является открытым.
35% опрошенных (7 человек) отметили, что упаковка красивая, привлекательная, однако 30% респондентов (6 человек) ответили, что упаковка скучная, не привлекательная, равное число опрошенных – по 15% (по 3 человека) отметили: обычная, хорошая, и 5% (1 человек) – упаковка соответствует качеству. Данные представлены на диаграмме 13.
Диаграмма 13. Соотношение мнений респондентов об упаковке шоколада «Бабаевский»
Вопрос 14. Согласны ли Вы с высказывание: «Шоколад вырабатывает гормон счастья»?
а) согласен;
б) не согласен;
в) затрудняюсь ответить.
Цель вопроса: определить мнения и личные ощущения опрашиваемых на наличие полезных свойств в шоколаде.
Наибольшее число респондентов 80% (16 человек) ответили, что согласны с этим выражением. 15% опрошенных (3 человека) затруднились ответить на данный вопрос. И только 5% (1 человек) ответили, что не согласны с высказыванием. Соотношение мнений респондентов по данному вопросу представлены в виде диаграммы 14.
Диаграмма 14. Соотношение мнений респондентов о полезных свойствах шоколада
Полученные данные могут свидетельствовать о том, что большая часть потребителей регулярно употребляют шоколад, т.к. они ответили на вопрос положительно. И лишь незначительная часть опрошенных отнеслась скептически к данному вопросу.
Вопрос 15. Рекомендуете ли Вы шоколад «Бабаевский» своим друзьям, родственникам, и почему?
_________________________
Цель вопроса: выявить общее представление у респондентов к шоколаду марки «Бабаевский».
Данный вопрос является открытым.
Итогом опроса явились следующие данные:
1) рекомендую, потому что вкусный шоколад – 55% (11 человек);
2) рекомендую, потому что шоколад хорошего качества – 15% (3 человека);
3) рекомендую – 15% (3 человека);
4) не рекомендую – 15% (3 человека).
Результаты опроса представлены на диаграмме 15.
Подводя итог данным этого вопроса, следует отметить, что у большинства респондентов в совокупности положительное мнение о товаре. Целью фирмы может выступить проведение различных акций с целью повысить интерес у покупателей для того, чтобы заинтересовать как можно больше людей.
Диаграмма 15. Соотношение мнений респондентов о шоколаде «Бабаевский»
Вопрос 16. Ваши пожелания, предложения и рекомендации для будущего развития и улучшения товара _____________________________
Цель вопроса: определить конкретные меры для усовершенствования продукции и поднятия спроса, а также наилучшего продвижения товара на рынке. Данный вопрос является открытым.
45% (9 человек) респондентов советуют расширить ассортимент, разработать шоколад с новым вкусом, с начинками;
35% (7 человек) рекомендуют создать новую рекламу, сделать ее более интересной, а также чаще рекламировать шоколад «Бабаевский»;
25% (5 человек) советуют модернизировать внешний вид шоколада, сделать упаковку ярче и привлекательнее, т.к. большинство респондентов считают упаковку шоколада «Бабаевский» скучной и не привлекательной;
10% (2 человека) рекомендуют снизить цену на товар и сделать его более доступным;
5%
(1 человек) пожелали улучшить
качество шоколада, и столько
же опрошенных порекомендовали
проводить различные акции
15% (3 человека) респондентов воздержались от предложенного вопроса.
Результаты опроса представлены на диаграмме 16.
Диаграмма 16. Меры по продвижению шоколада «Бабаевский»
Из итогов полученных рекомендаций можно сделать следующие выводы:
1)
Компании-производителю