Анализ и оценка результативности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:34, отчет по практике

Описание

В условиях рыночной экономики деятельность каждого хозяйствующего субъекта становится предметом внимания значительного круга предприятий и лиц, заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной финансово- учетной информации партнеры предприятия стремятся адекватно оценить его финансовое состояние.
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Работа состоит из  1 файл

Анализ и оценка результативности деятельности предприятия диплом.doc

— 433.00 Кб (Скачать документ)

     Показатели  финансовой результативности деятельности предприятия формируются по данным бухгалтерского учета в соответствии с принятыми в каждой стране стандартами  ведения учета и отчетности. Стандарты эти могут носить законодательный характер или быть чисто профессиональными. В России вопросы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности регулируются законодательством.

     Результативность  деятельности предприятия оценивается  с помощью абсолютных и относительных показателей.

     Результативность  функционирования коммерческой организации  может оцениваться несколькими  группами показателей. Наиболее часто  используются показатели прибыли и  рентабельности, в свою очередь зависящие  от организации хозяйственного процесса, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т. е. - от динамики финансово-хозяйственной деятельности.

     Абсолютный  показатель результативности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия - это сумма доходов или прибыли.

     Доходы - это увеличение активов, либо уменьшение обязательств в отчетном периоде. Роль прибыли в условиях рынка существенно  возрастает, т.к. стала ее двигательной силой. Именно она определяет решение  трех коренных взаимосвязанных проблем: что производить, как производить и для кого производить. Получение прибыли стало целью функционирования любого предприятия, поскольку в условиях рыночной экономики она является основным источником его производственного и социального развития. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, являющегося обязательным условием для успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. [42, c. 50]

     За  счет прибыли выполняется также  часть обязательств предприятия  перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, прибыль становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Он, а характеризует степень его деловой активности и финансового благополучия.

     Роль  прибыли в условиях рыночной экономики  определяется функциями, которые она  выполняет, а именно: источника доходов  государственного бюджета, источника  производственного и социального  развития предприятий и объединений. Единство функций в их зависимости и взаимообусловленности делает прибыль тем элементом хозяйствования, в котором увязываются экономические интересы общества, коллектива предприятия и каждого работника. Отсюда ясна важность проблемы образования и распределения прибыли, практическое решение которой обеспечивает необходимую зависимость эффективности деятельности хозяйствующего субъекта от величины, полученной и оставленной в его распоряжении прибыли.

     Важнейшим фактором, влияющим на прибыль от реализации продукции, является себестоимость. Количественно в структуре она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

     В условиях резкого роста цен и  недостатка собственных оборотных  средств, у предприятия возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена. [45, c. 70]

     Увеличение  объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующиеся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширения производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции. [35, c. 47]

     Прибыль предприятия растет высокими темпами, главным образом, за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

     Балансовая  прибыль включает также внереализационные  результаты, т.е. доходы и расходы, которые  не связаны непосредственно с  производством и реализацией  продукции, но по действующим нормативным документам относятся на финансовый результат. [32, c. 111]

     Для оценки результативности финансово-хозяйственной  предприятия можно применять  следующую методику.

     Выручка от реализации (за минусом НДС и  акцизов)

     - ПЗ на производство и сбыт  продукции (не включая финансовые затраты)

     - Материальные УПЗ

     +/- Сальдо прочих доходов и расходов

     = Прибыль до вычета процентов  и налогов

     - Финансовые УПЗ (проценты к  уплате)

     - Налог на прибыль и прочие  обязательные платежи из прибыли

     = Чистая прибыль

     Взаимосвязь между прибылью и стоимостной  оценкой понесенных для ее получения затрат активов и фондов как раз и описывается таким показателем, как Л. В общем случае Л- характеристика зависимости между потенциальными УПЗ и некоторой прибылью. В соответствии с ранее выделенными видами УПЗ речь может идти о производственном (операционном) Л (ОЛ) и финансовом Л (ФЛ). ПЛ упрощенно может определяться как доля материальных (финансовых) УПЗ в общих затратах предприятия. Чем выше доля таких затрат, тем в большей степени варьирует соответствующий показатель прибыли, или, что равносильно, тем выше риск, ассоциирующийся с данным предприятием. ФЛ - фактор изменения только чистой прибыли, в то время как ОЛ влияет на изменение и прибыли до вычета процентов и налогов, и чистой прибыли. [50, c. 78]

     Как ОЛ, так и ФЛ характеризуют предприятие с точки зрения долгосрочной перспективы.

     Таким образом, программа анализа результативности деятельности предприятия включает в себя такие основные блоки, как  анализ прибыли и рентабельности и оценка эффективности текущей  деятельности (деловой активности).

     Кроме того, в данную программу может  входить в качестве отдельного направления (но в общем контексте результативности деятельности) оценка положения предприятия  на рынке ценных бумаг, иногда называемая анализом рыночной активности.

     К относительным показателям доходности относятся показатели рентабельности, характеризующие эффективность деятельности предприятия, которая в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их прибыльное (доходное) использование. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

     В условиях рынка весьма важным показателем  является рентабельность продукции, определяемая отношением прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции, так как ее повышение в первую очередь будет зависеть не от повышения цен (в условиях конкуренции цены можно снижать с целью завоевания рынков сбыта), а от того, как будет обеспечиваться снижение затрат за счет внедрения новых технологий. Этот показатель характеризует и изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции. [22, c. 47]

     Рентабельность  продукции - это показатель, характеризующий  уровень эффективности затрат. Его  рассчитывают как отношение прибыли  к себестоимости продукции. Так, рентабельность товарной продукции  определяется отношением прибыли к  полной себестоимости товарной продукции и показывает, сколько рублей потенциальной прибыли может принести каждый рубль затрат на ее выпуск и реализацию.

     Так как коэффициенты рентабельности являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли предприятия, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового положения предприятия. [24, c. 98]

     Важным  относительным показателем доходности является уровень рентабельности производственных фондов, исчисляемый как отношение  балансовой прибыли к средней стоимости основных средств и остатков материальных оборотных средств. При этом стоимость производственных фондов определяют суммированием стоимости основных средств и материальных средств, соответственно, на начало и конец года и делением на 2.

     Уровень рентабельности производственных фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции (чем выше фондоотдача  основных фондов и скорость оборота  оборотных средств, чем ниже затраты  на 1 рубль продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов труда)). [24, c. 78]

     Рентабельность  продукции - это показатель, характеризующий  уровень эффективности затрат. Его  рассчитывают как отношение прибыли  к себестоимости продукции. Так, рентабельность товарной продукции  определяется отношением прибыли к полной себестоимости товарной продукции и показывает, сколько рублей потенциальной прибыли может принести каждый рубль затрат на ее выпуск и реализацию.

     В условиях рынка весьма важным показателем  является рентабельность продукции, определяемая отношением прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции, так как ее повышение в первую очередь будет зависеть не от повышения цен (в условиях конкуренции цены можно снижать с целью завоевания рынков сбыта), а от того, как будет обеспечиваться снижение затрат за счет внедрения новых технологий. Этот показатель характеризует и изменения в политике ценообразования, способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции. [25,c. 12]

     Таким образом, можно сделать следующие выводы.

     Анализ  финансового состояния является важным элементом в системе управления производством, действенным средством  выявления внутрихозяйственных  резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

     Главная цель оценки финансового состояния  организации - своевременно выявлять и  устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы  улучшения финансового состояния  предприятия и его платежеспособности.

     Основными задачами финансового анализа предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, являются:

  • общая оценка финансового положения и его изменения за отчетный период;
  • изучение соответствия между активами и источниками их формирования, рациональности их размещения и эффективности использования;
  • определение величины оборотного капитала, ее прироста (уменьшения) и соотношения с текущими обязательствами;
  • соблюдение финансово-расчетной и кредитной дисциплины;
  • изучение структуры активов предприятия и его обязательств;
  • расчет оборачиваемости текущих активов, в том числе дебиторской задолженности и запасов;
  • определение ликвидности баланса, абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия;
  • оценка доходности предприятия;
  • исчисление относительных показателей доходности предприятия и факторов, воздействующих на изменения их уровня;
  • определение деловой активности предприятия;
  • долгосрочное и краткосрочное прогнозирование устойчивости финансового положения предприятия, то есть разработка его финансовой стратегии. [13,c. 77]

     Результативность деятельности предприятия может оцениваться с помощью относительных показатели рентабельности, которые позволяют оценить прибыльность (доходность) работы предприятия и определяют эффективность использования средств фирмы Показатели данной группы практически не зависят от инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала.

     Вывод: оценка результативности производственно-хозяйственной, финансовой деятельности сводится к  анализу доходности того или иного вида деятельности, то есть направлена на максимизацию прибыли. Проведение анализа результативности финансово-хозяйственной деятельности включает в себя анализ прибыли, рентабельности и эффективности текущей деятельности (деловой активности). Для оценки результативности хозяйственной деятельности также используются показатели рентабельности – прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции.

Информация о работе Анализ и оценка результативности деятельности предприятия