Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:30, курсовая работа
Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий.
Исторический
опыт и практика формирования бюджетных
систем в различных странах, в
том числе в странах с развитой
рыночной экономикой, свидетельствуют
о том, что, несмотря на разнообразие
бюджетных моделей, все они формировались
под влиянием поиска оптимального взаимодействия
между бюджетами разного
В
организации бюджетных
Однако,
осуществленных преобразований недостаточно
для приведения бюджетной системы
России в соответствие с принципами
бюджетного федерализма. Становление
современной бюджетной системы
страны еще далеко не завершено. До
сих пор подвергаются обоснованной
критике практически все
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
Объектом настоящей курсовой работы выступает бюджетная система РФ. Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.
Структурно работа включает в себя введение, где реализуются постановка цели и задач исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие выводы по исследованию, списка использованной литературы.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных авторов в становления и развития бюджетной системы, учебные и учебно-методические пособия, научные публикации, периодические издания, посвященные тематике изучения.
Одним
из важнейших институтов государства
является бюджетная система. На протяжении
тысячелетий существования
Во
всех государствах в результате деятельности
хозяйствующих субъектов
Бюджет
представляет собой форму образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
С
помощью бюджета
Бюджет выполняет следующие задачи: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Доходы бюджета – это экономические отношения межу государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и регионального, местного самоуправления.
Посредством
бюджета национальный доход перераспределяется
по территории, а также из производственной
в непроизводственную сферу, для
чего, за счет бюджета, создаются денежные
фонды для финансирования потребностей
в области здравоохранения, образования,
культуры, управления, обороны. Через
бюджеты путем бюджетного финансирования
перераспределяются финансовые ресурсы
между отраслями
Все
это позволяет координировать экономическую
жизнь государств, рационально размещать
денежные и материальные ресурсы
во всем народном хозяйстве, способствует
техническому прогрессу и усиливает
экономический потенциал
Большую
роль в экономическом и культурном
строительстве на местах играет бюджетное
регулирование. При помощи бюджетного
регулирования осуществляется в
широком масштабе межтерриториальное
распределение средств, наделение
необходимыми источниками доходов
региональных и местных бюджетов,
которые являются финансовой базой
территориальных органов
Бюджет
– финансовый план в форме закона. Существует
три функции бюджета: распределительная,
контрольная, регулирующая.
1.2
Бюджетное устройство
и бюджетная система
Бюджетные
отношения представляют собой финансовые
отношения государства на федеральном,
региональном и местном уровнях
с государственными, акционерными и
иными предприятиями и
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. В федеративных государствах бюджетная система трехзвенная и состоит из государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов. В конфедеративных (союзных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
•федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
•бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
•местных бюджетов.
Бюджетная
система Российской Федерации включает
в себя следующие уровни: федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов; бюджет субъектов РФ и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных
фондов; местные бюджеты – два подуровня:
бюджет муниципальных районов и городских
округов и бюджет городских и сельских
поселений. Все бюджеты действуют автономно
и не зависимо друг от друга.
1.3
Этапы становления и
развития бюджетной
системы РФ
Годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский, получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств.
В
царской России составление государственных
смет началось, в отличие от Западной
Европы, достаточно поздно – только
в XVII веке. Первая в России смета
государственных доходов и
С
XIII в. начинает складываться система
посошного обложения. Единицей обложения
становится соха, двор, тягло. В период
татаро-монгольского ига в пользу
ордынских ханов собирался
В XV в. с образованием Русского централизованного государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.
В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.
В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.
В
XVI в. сбором налогов стали ведать
созданные территориальные