Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:30, курсовая работа

Описание

Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

    Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами  Российской Федерации являются:

    1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

    2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

    3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

    Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

    Расходование  средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой  характер.

    2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ 
 

2.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе 

    Проблемы  современного бюджетного механизма  логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести  те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы  совершенствования межбюджетных отношений  и необходимости формирования системы  бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и  укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов  и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем  действующего бюджетного устройства –  собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его  расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость  управления государственным долгом – именно эти финансовые аспекты  бюджетного устройства определяют уровень  социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

    Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует как повышения  качества государственных прогнозов  социально-экономического развития, так  и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета. Темпы  роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных  последствий проводимых структурных  преобразований в экономике и  социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

    Новые тенденции в развитии системы  источников позитивного финансового  права Российской Федерации:

    1.Реформа  федеративного устройства: совершенствование  взаимоотношений «федерация-регион».

    2.Административная  реформа: перераспределение полномочий  между федеральными органами  исполнительной власти, концентрация  нормотворческих полномочий у  федеральных министерств (федеральные  службы и федеральные агентства,  по общему правилу, лишаются  нормотворческих полномочий).

    3.Муниципальная  реформа: уточнение финансовых  полномочий муниципальных образований,  унификация форм нормотворческой  деятельности на местном уровне.

    4.Появление  «наднационального» (конфедеративного, союзного) уровня финансового права  (нормативные акты, регулирующие  Союзный бюджет России и Белоруссии).

    5.Формирование  суботраслевых (подотраслевых) законодательств  в сфере публичных финансов: бюджетного  законодательства (на базе Бюджетного  кодекса РФ), законодательство о  налогах и сборах (на базе Налогового  кодекса РФ), валютного законодательства (на базе ФЗ (О валютном регулировании  и валютном контроле») и т.д.

    6.Принятие  модельных кодексов (законов) в  целях унификации и гармонизации  финансового таможенного права  в рамках СНГ и других интеграционных  группировок (объединений) на  постсоветском пространстве.

    7.Формирование  так называемого судебного финансового  права заметная активизация органов  правосудия (прежде всего на федеральном  уровне) в регламентации финансовых  отношений.

    8.Принятие  законов, которыми регламентируется  порядок проведения экспериментов  в области публичных финансов. 

2.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе 

    Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

    Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах  являются:

    1.Использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов стимулирования  экономики в период выхода  из кризиса. 

    2.Обеспечение  средне- и долгосрочной макроэкономической  и бюджетной устойчивости. В ближайшие  годы потребуется адаптация бюджетных  расходов к более низкому уровню  доходов.

    3.Повышение  эффективности расходов бюджета.  В условиях вынужденного снижения  объемов расходов бюджета необходимо  обеспечить высокое качество  государственных услуг и эффективное  использование бюджетных средств.

    4.Повышение  эффективности налоговой системы.

    5.Создание  пенсионной системы, обеспечивающей  достойный уровень жизни пенсионерам.

    6.Разработка  и реализация совместно с Банком  России мер по поддержанию  стабильности банковской системы.

    7.Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.

    Россию  кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

  Наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительно ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса.

    В период 2010-2012 годов необходимо решение  следующих задач:

    а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего  спроса и решения острых социальных проблем.

    Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в после кризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.

    б) Поддержка реального сектора  экономики в условиях рецессии и после кризисного периода.

    В текущем году осуществляется целый  комплекс мер, направленных на поддержку  реального сектора экономики. Поддержка  оказывается как отдельным предприятиям, так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.

    Объем такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.

    Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.

    Как уже отмечалось, в ближайшие три  года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов –  причем это касается как текущих  доходов, так и накопленных ранее  резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области  расходов, которая бы, с одной  стороны, стимулировала рост внутреннего  спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

    До  кризиса расходы бюджетной системы  и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Рост расходов заметно опережал темпы  роста экономики и коснулся практически  всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит  задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

    Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной  политики и восстановлением макроэкономической стабильности.

    После завершения переходного периода  необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам  бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2009 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

    Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы  в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия  для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

    Следует отметить, что при больших объемах  дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения  доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ. 

    1. Повышение эффективности расходов бюджета
 

    Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности  государственных расходов, чтобы  сокращение расходов не затормозило  развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

    а) Комплексная инвентаризация бюджетных  обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту  и развитию социальной сферы, но ложится  «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

Информация о работе Бюджетная система РФ