Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:30, курсовая работа
Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
1)
Пенсионный фонд Российской
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3)
Федеральный фонд
Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.
Расходование
средств государственных
2.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ В РФ
2.1
Основные проблемы и
задачи бюджетной политики
на современном этапе
Проблемы
современного бюджетного механизма
логично разделить на две основные
группы. К первой следует отнести
те из них, которые определяются федеративным
устройством нашей страны: вопросы
совершенствования межбюджетных отношений
и необходимости формирования системы
бюджетного федерализма, что, руководствуясь
вековым опытом ведущих западных
стран, позволит стабилизировать и
укрепить российскую государственность,
повысит управляемость
Недопустимо
превышение прогнозных темпов инфляции,
учтенных при формировании федерального
бюджета. Это требует как повышения
качества государственных прогнозов
социально-экономического развития, так
и взвешенных решений по формированию
расходной части бюджета. Темпы
роста непроцентных расходов не должны
превышать темпы роста
Новые тенденции в развитии системы источников позитивного финансового права Российской Федерации:
1.Реформа
федеративного устройства: совершенствование
взаимоотношений «федерация-
2.Административная
реформа: перераспределение
3.Муниципальная
реформа: уточнение финансовых
полномочий муниципальных
4.Появление
«наднационального» (конфедеративного,
союзного) уровня финансового права
(нормативные акты, регулирующие
Союзный бюджет России и
5.Формирование
суботраслевых (подотраслевых)
6.Принятие
модельных кодексов (законов) в
целях унификации и
7.Формирование
так называемого судебного
8.Принятие
законов, которыми
2.2
Проблемы и направления
совершенствования
бюджетной системы в
среднесрочной перспективе
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
1.Использование
бюджета в качестве одного
из важнейших инструментов
2.Обеспечение
средне- и долгосрочной
3.Повышение
эффективности расходов
4.Повышение
эффективности налоговой
5.Создание
пенсионной системы,
6.Разработка
и реализация совместно с
7.Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.
Наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительно ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса.
В период 2010-2012 годов необходимо решение следующих задач:
а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.
Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в после кризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.
б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и после кризисного периода.
В
текущем году осуществляется целый
комплекс мер, направленных на поддержку
реального сектора экономики. Поддержка
оказывается как отдельным
Объем такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики.
Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.
Как уже отмечалось, в ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.
До
кризиса расходы бюджетной
Ближайшие
несколько лет должны стать переходным
периодом, когда правительству придется
балансировать между
После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2009 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.
Следует
отметить, что при больших объемах
дефицита бюджета могут возникнуть
определенные затруднения в результате
конкуренции государства и
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.