Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:30, курсовая работа
Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
Первый в России бюджет – смета государственных доходов и расходов
был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.
Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г. Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами.
В
1864 г. вышло «Положение о губернских
и уездных земских учреждениях»
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов. Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
Бюджетная система СССР просуществовала более семидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране.
Образование в 1922 г. СССР послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства. Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.
Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930 -1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
Тенденция к централизации проявилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.
Такой
состав бюджетной системы
Великая
Отечественная война 1941—45 потребовала
всемерной мобилизации
•максимальной мобилизации финансовых ресурсов страны для полного и бесперебойного финансирования потребностей фронта в вооружении, боеприпасах, снаряжении, продовольствии, денежном довольствии личного состава;
•обеспечения
бесперебойного финансирования нужд тыла,
связанных с расширением
•одновременного обеспечения потребностей социально-культурного характера;
•осуществления строгого, жесткого контроля за производством, распределением и использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Решение
этих задач вызвало усиление централизации
финансовых ресурсов государства, через
финансово-кредитную систему
•пересмотрены ставки сельскохозяйственного налога;
•усилена дифференциация ставок подоходного налога, изменен порядок его взимания;
•отменен культсбор.
Для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках. Местным Советам на своей территории в городах разрешалось вводить сбор с владельцев скота.
Часть средств для ведения войны была получена в виде добровольных взносов населения, государственных внутренних займов, доходов от денежно-вещевых лотерей. За годы войны эти поступления составили около одной четверти всех бюджетных ресурсов. С первых дней войны создан Фонд обороны страны, в котором концентрировались добровольные денежные и материальные взносы населения для нужд фронта. Существенным доходным источником государственного бюджета были поступления от государственных займов и денежно-вещевых лотерей.
После
окончания войны перед
В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи — ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946 г. был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги.
Общегосударственные
финансы включают государственный
бюджет, государственное социальное
страхование, государственное имущественное
и личное страхование, государственный
кредит. Главное назначение общегосударственных
финансов — образование централизованных
фондов денежных средств путём распределения
и перераспределения
Государственный бюджет СССР — основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:
•единства бюджетной системы Российской Федерации;
•разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
•самостоятельности бюджетов;
•полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
•сбалансированности бюджетов;
•эффективности и экономности использования бюджетных средств;
•общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
•гласности;
•достоверности бюджетов;
•адресности и целевого назначения бюджетных средств.
В
бюджетную систему России как
федеративного государства
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Все
бюджеты в РФ существуют как самостоятельные
денежные фонды. Для управления каждым
регионом необходимо знать, какие средства
сосредоточены в бюджете всех
уровней, функционирующих на данной
территории, поэтому законодательно
предусмотрено составление
Консолидированный
бюджет - это свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ на соответствующей
территории. Федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.