Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является бюджетный процесс. Целью является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы. В первой главе дать определение и раскрыть содержание бюджетного процесса, его основные этапы; выяснить, как в сфере бюджетных правоотношений распределяется компетенция между органами власти; назвать состав участников бюджетного процесса, перечислить полномочия участников бюджетного процесса. Во второй главе – рассмотреть преимущества и недостатки исполнения бюджета, а также проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 1

Глава 1. Бюджетный процесс.

1.1 Общие представления о бюджетном процессе …………………………… 2

1.2 Этапы бюджетного процесса и его участники …………………………….... 3

1.3 Система органов, обладающих бюджетными полномочиями ……………… 5

Глава 2.

2.1 Этапы организации работы каждого уровня бюджетной системы РФ …… 6

2.2Преимущества и недостатки исполнения бюджета и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ ……………………………………………………………… 20

Аналитическая часть ……………………………………………………………... 21

Заключение ……………………………………………………………………… 33

Список литературы ……………………………………………………………… 35

Работа состоит из  1 файл

гос и муниципальные финансы.doc

— 1.81 Мб (Скачать документ)

     Следует отметить, что при больших объемах  дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала. Из-за ограничения  доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ.

     С начала 2009 года российские корпорации разместили 21 выпуск еврооблигаций. Объем  размещения составил 10,4 млрд.долл.

     3) Повышение эффективности расходов  бюджета 

     Уровень эффективности многих государственных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

     а) Комплексная  инвентаризация бюджетных  обязательств, особенно - в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений  по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится «тяжёлым грузом» на бюджетную систему.

     б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В  рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную  систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

     в) Сокращение государственного сектора  и одновременное повышение его  эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

     г) Развитие государственно-частного партнерства  в рамках целевых программ и отдельных  проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

     Долгосрочные программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в рамках процедур долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема государственных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

     Ключевую  роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности  бюджетных расходов должны играть непосредственно ведомства, отвечающие за расходы по тому или иному направлению.

     4) Повышение эффективности налоговой  системы 

     На  сегодняшний день государственная  политика в области расходов  привела к ситуации, когда в  условиях кризиса среднесрочные  задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. 

     Во  избежание такого расхождения между  долгосрочными целями и среднесрочной  политикой нужна коррекция долгосрочных целей налоговой политики. Новой  целью налоговой политики должно стать не простое снижение налоговой  нагрузки, а ее оптимизация и такое  распределение по секторам экономики для стимулирования экономического роста и высокотехнологичных производств. Одновременно с этим нужно оптимизировать налогообложение сырьевого сектора, а также производства и потребления товаров, наносящих вред здоровью, таких как  табак и алкоголь.

     5) Создание пенсионной системы,  обеспечивающей достойный уровень  жизни пенсионерам 

     В 2010 году начнется новый этап реформирования пенсионной системы. Он ставит задачу радикально повысить уровень пенсионного  обеспечения и ликвидировать бедность среди пенсионеров.

     Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет  с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой  станет введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года.

     С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки  пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это  подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.

     Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах.

     6) Разработка и реализация совместно  с Банком России мер по поддержанию  стабильности банковской системы 

     Возникший дефицит ликвидности в сочетании  с убытками на фондовом рынке спровоцировал  кризис доверия, который грозил обернуться остановкой платежной системы и  массовыми банкротствами. Правительство  Российской Федерации совместно  с Банком России оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию и с помощью ряда решительных мер предотвратили системный банковский кризис. Основные усилия были направлены на обеспечение стабильной работы банковской системы и включали снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России. Одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках. Эти меры поддержали банковский сектор в 2008 году и первом полугодии 2009 года.

     В 2010-2012 годах одним из направлений  деятельности Правительства Российской Федерации совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

     Также продолжится работа по следующим  направлениям:

     1.Обеспечение  открытости деятельности кредитных  организаций, в том числе прозрачности  структуры собственности акционеров (участников).

     2.Упрощение  и удешевление процедур реорганизации,  включая присоединение кредитных  организаций, создание дополнительных  условий для информирования широкого  круга лиц о реорганизационных  процедурах.

     3.Оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого предпринимательства.

     4.Обеспечение  противодействия допуску к участию  в управлении кредитными организациями  лиц, не обладающих необходимыми  профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей кредитных организаций.

     5.Рационализация  механизмов контроля за приобретением  инвесторами акций (долей) кредитных  организаций. 

     6.Развитие  риск-ориентированного надзора.

     7.Совершенствование  регулирования деятельности кредитных  организаций по предоставлению  населению потребительских (включая  ипотечные) кредитов и других  розничных продуктов. 

     8.Совершенствование  методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

     9.Совершенствование  процедур ликвидации кредитных  организаций, у которых отозвана  лицензия на осуществление деятельности.

     Эти меры позволят снизить риски в  банковской системе и укрепить ее.

     3. Основные характеристики федерального бюджета  на 2010  год и на плановый период 2011 и 2012 годов

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах

     (таблица  3.1): 

     

     В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 7% в год.

     Учитывая  значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП в 2012 году. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.

     Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется  тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется  дефицит федерального бюджета с  последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.  
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Бюджетный процесс рассматривается как регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного финансового контроля.

     Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти: федерального, субъектов федерации, органов местного самоуправления.

     Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

     Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. Каждый из участников бюджетного процесса наделен своими правами и обязанностями.

     Проекты бюджетов составляют органы исполнительной власти - Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, применяя ряд макроэкономических показателей. Для составления проекта бюджета необходим ряд условий, в том числе налоговое законодательство, нормативы отчислений от собственных и регулирующих доходы бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и др.

     Проекту бюджета предшествует ряд социально-экономических  и финансовых документов: - прогноз  социально-экономического развития соответствующей  территории на очередной финансовый год; - основные направления бюджетной  и налоговой политики; - прогноз  сводного финансового баланса соответствующей территории на очередной финансовый год. Одновременно с проектом бюджета составляются: -прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; -адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального секторов  экономики; структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; программа предоставления государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год; оценка потерь

Информация о работе Бюджетный процесс