Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа
Предметом курсовой работы является бюджетный процесс. Целью является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы. В первой главе дать определение и раскрыть содержание бюджетного процесса, его основные этапы; выяснить, как в сфере бюджетных правоотношений распределяется компетенция между органами власти; назвать состав участников бюджетного процесса, перечислить полномочия участников бюджетного процесса. Во второй главе – рассмотреть преимущества и недостатки исполнения бюджета, а также проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ.
Введение …………………………………………………………………………… 1
Глава 1. Бюджетный процесс.
1.1 Общие представления о бюджетном процессе …………………………… 2
1.2 Этапы бюджетного процесса и его участники …………………………….... 3
1.3 Система органов, обладающих бюджетными полномочиями ……………… 5
Глава 2.
2.1 Этапы организации работы каждого уровня бюджетной системы РФ …… 6
2.2Преимущества и недостатки исполнения бюджета и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ ……………………………………………………………… 20
Аналитическая часть ……………………………………………………………... 21
Заключение ……………………………………………………………………… 33
Список литературы ……………………………………………………………… 35
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает: Там же, ст. 218.
· перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
· распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
· возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
· учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются: Там же, ст. 219.
·
составление и утверждение
·
утверждение и доведение
·
утверждение и доведение
· принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
·
подтверждение и выверка
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
По расходам бюджет исполняется специальными субъектами -- участниками бюджетных правоотношений, которые называются:
·
главный распорядитель
·
распорядитель бюджетных
· получатель бюджетных средств.
Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 158
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Там же, ст. 220. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету. Там же, ст. 221.
Утвердив смету доходов и расходов, главный распорядитель бюджетных средств (распорядитель бюджетных средств) берет на себя бюджетное обязательство. Бюджетное обязательство - это признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью. Там же, ст. 222.
Расходование
бюджетных средств
Стадия исполнения бюджета заканчивается 31 декабря и длится, таким образом, ровно один год. Однако, если лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, то принятие денежных обязательств после не допускается уже после 25 декабря. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Там же, ст. 242.
Вопрос 5. Отчет об исполнении бюджета
Бюджетный
процесс завершается
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 241. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Там же, ст. 271.
Отчет
об исполнении бюджета представляется
в соответствующий
Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Федеральный закон от 08.05.2004 № 35-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2002 год». Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 275.
Федеральный закон от 28.07.2004 № 90-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год». Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 277. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. Там же, ст. 279.
Стадия рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов может длиться до полутора лет. Федеральный закон от 07.06.2003 № 67-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2001 год». На уровне субъектов РФ рассмотрение и принятие отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов происходит значительно быстрее, и длится от шести до десяти месяцев. Закон Белгородской области от 22.09.2003 № 91 «Об исполнении бюджета Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2002 год». Муниципальные образования, в свою очередь, еще быстрее рассматривают и утверждают отчеты об исполнении местных бюджетов. В среднем этом процесс занимает у них до пяти месяцев. Решение Белгородского город. Совета депутатов от 27.04.2004 № 41 «Об исполнении бюджета города Белгорода за 2003 год».
После утверждения отчета об исполнении бюджета бюджетный процесс заканчивается.
Преимущества и недостатки исполнения бюджета и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Казначейство Российской Федерации. Преимущества:
-
из-за значительного
-
ежедневно становится
-
Правительство РФ получает
-
учет доходов от уплаты
Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. При трехуровневой бюджетной системе для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно бюджеты муниципальных образований перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования.
В то же время резкие различия в уровне социально-экономического развития регионов, их налогового потенциала и бюджетной обеспеченности, а также значительные социальные обязательства государства предполагают увеличение размеров финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, что в кратко- и среднесрочной перспективе может потребовать централизации бюджетных ресурсов.
Бюджетный
дефицит - превышение расходов бюджета
над его доходами - это финансовое
явление, с которым в те или
иные периоды своей истории
С 2000 года в России начинается новая бюджетная тенденция: превышение доходов над расходами - бюджетный профицит.
Аналитическая часть.
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
В
настоящее время прогноз
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.