Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:08, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является бюджетный процесс. Целью является раскрытие сущности и структуры бюджетного процесса. В соответствии с этим необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы. В первой главе дать определение и раскрыть содержание бюджетного процесса, его основные этапы; выяснить, как в сфере бюджетных правоотношений распределяется компетенция между органами власти; назвать состав участников бюджетного процесса, перечислить полномочия участников бюджетного процесса. Во второй главе – рассмотреть преимущества и недостатки исполнения бюджета, а также проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………… 1

Глава 1. Бюджетный процесс.

1.1 Общие представления о бюджетном процессе …………………………… 2

1.2 Этапы бюджетного процесса и его участники …………………………….... 3

1.3 Система органов, обладающих бюджетными полномочиями ……………… 5

Глава 2.

2.1 Этапы организации работы каждого уровня бюджетной системы РФ …… 6

2.2Преимущества и недостатки исполнения бюджета и проблемы эффективности бюджетного процесса в РФ ……………………………………………………………… 20

Аналитическая часть ……………………………………………………………... 21

Заключение ……………………………………………………………………… 33

Список литературы ……………………………………………………………… 35

Работа состоит из  1 файл

гос и муниципальные финансы.doc

— 1.81 Мб (Скачать документ)

     Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны:

     - с составлением проекта бюджета;

     - с внесением его с необходимыми  документами и материалами на  утверждение на утверждение законодательного органа;

     - с исполнением бюджета;

     - с управлением государственным,  муниципальным долгом;

     - с ведомственным контролем за  исполнением бюджета;

     - с представлением отчета об  исполнении бюджета с другими  полномочиями.

     Бюджетные полномочия Банка России направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно - кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

     Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета  бюджетов, то есть выполнять некоторые  функции Банка России, только в  случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

     Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной  власти Российской Федерации, имеющий  право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

     Глава 2. Этапы организации работы каждого уровня  бюджетной системы РФ.

     Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов  РФ и муниципальных образований. Составлению проекта бюджета  предшествует разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс (СФБ) государства по территории России. (Там же, ст. 169). К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о: (Там же, ст. 171).

     · действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

     · предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

     · видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;

     · нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг.

     Указанные сведения сообщаются Министерству финансов РФ и финансовым органам субъектов  РФ и муниципальных образований  соответствующими министерствами и ведомствами.

     Составление бюджета основывается на: (Там же, ст. 172).

     · бюджетном послании Президента РФ;

     · прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;

     · основных направлениях бюджетной и  налоговой политики на очередной год;

     · прогнозе сводного финансового баланса  по соответствующей территории;

     · плане развития государственного или  муниципального сектора экономики  соответствующей территории на очередной  финансовый год.

     Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 184. Правительство РФ за десять месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях. Исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня указание по разработке проектов бюджетов.

     Министерство  финансов Российской Федерации составляет: Постановление Правительства РФ от 30.03.2002 № 186 (ред. от 18.07.2002) «О разработке прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на 2003 год и  проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года».

     · проект Федерального закона «О федеральном  бюджете»;

     · прогноз консолидированного бюджета  Российской Федерации;

     · основные направления бюджетной  и налоговой политики;

     · расчеты по статьям классификации  доходов бюджетов Российской Федерации, по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и профициту (дефициту) федерального бюджета;

     · основные принципы взаимоотношений  федерального бюджета и консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации;

     · перечень международных договоров  РФ, вступивших в силу для РФ государственных  внешних заимствований РФ;

     · проект программы предоставления РФ иностранным государствам государственных  кредитов;

     · проект структуры государственного внешнего долга РФ (по видам задолженности  и по государствам);

     · проект структуры государственного внутреннего долга РФ;

     · проект программы внутренних заимствований;

     · оценку ожидаемых потерь федерального бюджета в связи с предоставленными налоговыми льготами;

     · перечень законодательных актов (а  также их отдельных статей, пунктов, подпунктов и абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается в связи с тем, что в проекте федерального бюджета не предусматриваются средства на их реализацию.

     Министерство  экономического развития и торговли РФ составляет:

     · предварительные итоги социально - экономического развития РФ за январь - май текущего года и оценку итогов предыдущий год в целом;

     · прогноз следующий год;

     · перечень основных социально - экономических  проблем (задач), на решение которых  будет направлена политика Правительства  РФ следующем году;

     · прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на год;

     · проект федеральной адресной инвестиционной программы;

     · перечень федеральных программ, предусмотренных  к финансированию за счет средств  федерального бюджета (с указанием  объемов и источников финансирования);

     · перечень и объемы поставок продукции (товаров, работ, услуг) для федеральных  государственных нужд в натуральном  и стоимостном выражении;

     · проектировки развития государственного сектора экономики;

     · план развития муниципального сектора  экономики (прогноз);

     В субъектах Федерации и муниципальных  образованиях аналогичные документы  подготавливаются финансовыми органами. При этом составляется прогноз социально-экономического развития территории, перспективный  финансовый план и баланс финансовых ресурсов. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 173-175. В случае несбалансированности доходов и расходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления их органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения средств фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие. После представления нижестоящими субъектами предложений в вышестоящие органы исполнительной власти расчетов по перераспределению доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее, чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение.

     Выработка и согласование федерального бюджета  на очередной финансовый год завершаются  не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 184. С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

     В случае возникновения разногласий  между законодательными (представительными) органами, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом РФ, Счетной палатой РФ, контрольными органами субъектов РФ, муниципальных образований и органами исполнительной власти, составляющими бюджет, в связи с составлением смет расходов соответствующих органов (ведомственных бюджетов) орган исполнительной власти одновременно с проектом бюджета представляет проекты смет бюджетов, предложенные указанными законодательными органами, судебными и контрольными органами. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 186.

     В зависимости от сроков подготовки необходимых  документов стадия составления проектов бюджетов длится до шести месяцев.

     Рассмотрение  и утверждение бюджета

     Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и  органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточненный проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. Там же, ст. 185. По всем финансовым вопросам и в частности для работы с бюджетом органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе создан Комитет Государственный Думы по бюджету и налогам; Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 09.07.2004) «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». в Совете Федерации - Комитет Совета Федерации по бюджету. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 26.05.2004) «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и контактируют по вопросам бюджета между собой.

     Государственная Дума рассматривает проект закона о  федеральном бюджете в четырех  чтениях. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 196. Такое внимание представительного органа государственной власти к рассмотрению проекта закона о бюджете характерно для всех демократических государств. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 188. Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 26 августа. Там же, ст. 194.

     К проекту закона прилагается ряд  документов и материалов: Там же, ст. 192.

Информация о работе Бюджетный процесс