Следует
отметить, что согласно положениям
статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации"
Пенсионный фонд Российской Федерации
является государственным учреждением
и осуществляет функции страховщика
в системе обязательного пенсионного
страхования.
При
этом Пенсионный фонд Российской Федерации
имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый
федеральным законом, средства которого
являются федеральной собственностью,
не входят в состав других бюджетов
и изъятию не подлежат.
Кроме
того, вышеуказанным Федеральным
законом устанавливается, что Пенсионный
фонд Российской Федерации и его
территориальные органы составляют
единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного
пенсионного страхования в Российской
Федерации, в которой нижестоящие органы
подотчетным вышестоящим.
Таким
образом, Пенсионный фонд Российской Федерации
является государственным учреждением,
наделенным публично-властными полномочиями
и имеющим специальную правоспособность.
Кроме
того, следует отметить, что Положением
о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России), а также Положением о
Правлении Пенсионного фонда
Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено,
что руководство Пенсионным фондом
Российской Федерации осуществляется
Правлением ПФР, которое возглавляет
Председатель Правления.
Правление
ПФР проводит свою деятельность по
государственному управлению средствами
обязательного пенсионного страхования
в Российской Федерации в соответствии
с действующим законодательством
Российской Федерации, определяет перспективные
и текущие задачи системы ПФР.
За
2001 - 2005 годы в законодательных и
подзаконных актах касающихся Пенсионного
фонда РФ произошли некоторые
изменения.
Положениями
Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» определен
новый статус ПФР (его территориальных
органов) как страховщика и государственного
учреждения, а также урегулирован
порядок уплаты страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование,
права и обязанности субъектов
правоотношений по обязательному пенсионному
страхованию. Таким образом, в системе
пенсионного обеспечения Российской
Федерации были закреплены страховые
принципы, гарантирующие застрахованному
лицу, при наступлении страхового
случая, осуществление выплаты пенсии
в размере, пропорциональном размеру
уплаченных за него работодателем (страхователем)
страховых взносов.
Одновременно,
положениями Федерального закона от
31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и
изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и в некоторые
законодательные акты Российской Федерации
о налогах и сборах» были внесены
изменения и дополнения в Налоговый
кодекс Российской Федерации в части
выведения страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
из состава единого социального
налога (ЕСН). При этом было предусмотрено,
что сумма ЕСН, подлежащая уплате
в федеральный бюджет, уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных
страховых взносов, путем применения
налогового вычета[5, с.32].
Коренным
образом изменилось законодательство
в области пенсионного обеспечения
граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Федеральный
закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил
правовые основы отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных
накоплений, определил особенности
правового положения, права, обязанности
и ответственность субъектов
и участников отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных
накоплений, а также установил
основы государственного регулирования
контроля и надзора в сфере
формирования и инвестирования средств
пенсионных накоплений.
Кроме
того, указанный Закон закрепил за
Пенсионным фондом Российской Федерации
новые права и обязанности
как субъекта отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных
накоплений.
Таким
образом, в последние года, в пенсионное
законодательство РФ неоднократно вносились
изменения, затрагивающие все его
стороны: круг обеспечиваемых пенсиями,
условия их предоставления и размеры.
Существенно
расширился и продолжает расширяться
перечень источников законодательства.
Глава
2. Механизм формирования
и использования финансовых
ресурсов Пенсионного
фонда.
2.1 Общая
характеристика доходов Пенсионного
фонда.
Пенсионный
фонд, как и все другие внебюджетные
фонды, является участником бюджетного
процесса. Особенности формирования
бюджета фонда обусловлены его
спецификой и заключаются в следующем.
Бюджет
Пенсионного фонда РФ -- форма
образования и расходования денежных
средств на цели обязательного пенсионного
страхования в Российской Федерации.
В составе
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации отдельно учитываются суммы
страховых взносов на накопительную часть
трудовой пенсии, средства, направляемые
на инвестирование, выплаты за счет средств
пенсионных накоплений, а также расходы
бюджета Пенсионного фонда, связанные
с формированием и инвестированием средств
пенсионных накоплений, ведением специальной
части индивидуальных лицевых счетов
и выплатой накопительной части трудовой
пенсии.
Денежные
средства обязательного пенсионного страхования
хранятся на счетах фонда, открываемых
в учреждениях Центрального банка РФ,
а при отсутствии учреждений последнего
- на счетах, открываемых в кредитных организациях,
перечень которых на конкурсной основе
определяется Правительством РФ.
Финансовые
ресурсы – денежные доходы, поступления
и накопления, находящиеся в собственности
и распоряжении субъектов хозяйствования
или органов государственной
власти и местного самоуправления и
используемые ими на цели расширенного
воспроизводства, социальные нужды, материальное
стимулирование работающих, удовлетворение
других общественных потребностей1.
Из
определения вытекает, что финансовые
ресурсы пенсионной системы формируются
из доходов, накоплений и поступлений.
Доходы
пенсионной системы
Доходы
пенсионной системы состоят из налоговых
доходов, неналоговых доходов и
безвозмездных перечислений2.
- Налоговые
доходы – 60% от минимального налога по
упрощенной системе налогообложения;
- Неналоговые
доходы - страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование и по дополнительному
тарифу для работодателей-организаций,
использующих труд членов летных экипажей
воздушных судов гражданской авиации;
недоимки, пени и штрафы по взносам в ПФРФ;
доходы от размещения средств ПФРФ; штрафы,
санкции, суммы, поступающие в результате
возмещения ущерба;
- Безвозмездные
поступления: межбюджетные трансферты
из федерального бюджета; безвозмездные
поступления от негосударственных пенсионных
фондов; прочие поступления.
2.2 Динамика
и структура доходов Пенсионного фонда.
В
последние годы заметно снизились
собственные доходы ПФРФ. В 2003 году
дефицит собственных средств
бюджета составил 42 млрд. рублей, а
в 2010 – 2,5 трлн. рублей. Рост дефицита начался
с 2004 года, когда была уменьшена ставка
налогообложения по ЕСН, но была увеличена
налоговая база на каждое физическое
лицо нарастающим итогом с начала
года. Таким образом, правительство
хотело предложить более выгодные условия
для работодателей, чтобы те, в
свою очередь, начали выплачивать заработную
плату официально, а не так называемыми
«Серыми зарплатами». Изменений
в налоговой базе на каждое физическое
лицо нарастающим итогом с начала
года не добилось поставленной цели в
связи с нежеланием некоторых
работодателей переходить на прозрачную
систему оплаты труда. Соответственно
данное снижение ставки ЕСН только
уменьшило доходы ПФРФ. С 2010 года в
России ЕСН был заменен страховыми
взносами, в частности, взносы в пенсионный
фонд составляют 20%. Теперь страховые
взносы уплачиваются работодателями по
единой ставке с суммы выплат и
иных вознаграждений, не превышающей 415
000 рублей в год в пользу одного
работника. Свыше этой суммы выплаты
и иные вознаграждения облагаться не
будут и, соответственно, страховые
взносы не уплачиваются. Если работник
осуществлял деятельность в двух
и более организациях, ограничение
выплат применяется по каждой организации
отдельно. Размер предельного годового
заработка будет ежегодно индексироваться
в соответствии с ростом средней
заработной платы. Таким образом, это
является отличным стимулом для выплат
прозрачных заработных плат. Еще одно
преимущество страховых взносов
заключается в том, что средства
направляются не в федеральный бюджет,
как это было раньше, а напрямую
в ПФРФ. «По итогам первого квартала
2010 года в целом по стране ПФРФ собрал
почти 395 миллиардов рублей страховых
взносов на обязательное пенсионное
страхование, что составляет 102,2% по
сравнению с прогнозным показателем»,
- сказал глава ПФРФ Антон Дроздов.
Дальнейшими
действиями по оптимизации пенсионной
системы будет плавный переход
к новой системе налогообложения
для льготных категорий налогоплательщиков.
Для них страховые взносы будет
установлены в размере3:
- 15,8%
от базы для начисления
страховых взносов
- для сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
- для организаций
народных художественных промыслов и
семейных (родовых) общин коренных малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования;
- 14%
от базы для начисления
страховых взносов
- для организаций
и индивидуальных предпринимателей, имеющих
статус резидента технико-внедренческой
особой экономической зоны;
- для организаций
и индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения,
либо уплачивающих единый налог на вмененный
доход для отдельных видов деятельности;
- для плательщиков
страховых взносов, производящих выплаты
и иные вознаграждения физическим лицам
- инвалидам, в отношении выплат в пользу
инвалида;
- для общественных
организаций инвалидов и созданных ими
организаций при соблюдении определенных
Законом условий;
- для учреждений,
созданных для достижения образовательных,
культурных, лечебно-оздоровительных
и других социальных целей;
- 10,3%
от базы для начисления
страховых взносов
- для организаций
и индивидуальных предпринимателей, применяющих
единый сельскохозяйственный налог.
Изменения
коснулись также и банковского
сектора. С 2010 года банки обязаны
предоставлять информацию, требующуюся
для пенсионного фонда4
2.3 Методы
формирования доходов.
Накопления
пенсионной системы
Из
части накопленных средств ПФРФ
формируется резерв пенсионного
фонда. Основной целью данного резерва
является покрытие дефицита бюджета
пенсионного фонда за текущий
год и покрытие непредвиденных расходов.
В связи с тем, что последние
годы пенсионный фонд РФ ежегодно испытывает
достаточно большой дефицит средств,
резервный пенсионный фонд был полностью
исчерпан в 2007 г. Поэтому резерв создается
только для накопительной части, в частности,
в 2010 году он составил 282 001 569,7 тыс. рублей
связанной с формированием средств для
финансирования накопительной части трудовых
пенсий. Этот резерв был создан для выполнения
расходных обязательств на возмещение
потерь, возникших при инвестировании
накопительной части трудовых пенсий
в 2008 году.
Поступления
пенсионной системы
Поступлениями
пенсионного фонда РФ являются межбюджетные
трансферты из федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации и безвозмездные
перечисления от отдельных юридических
и физических лиц. Данные поступления
из федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ в последние годы
заметно выросли и в настоящее
время составляют 2 530 047 432,4 тыс. рублей
и 4 451 818,4 тыс. рублей соответственно5,
что составляет около 55 % всех доходов
бюджета. Для сравнения в 2005 году межбюджетные
трансферты составляли 51 %, а в 2004 году
всего лишь 6 %. Это говорит о том, что необходимо
оптимизировать данную систему. Например
со следующего года планируется увеличить
ставку пенсионных взносов на 6%. Данные
меры принимаются для покрытия дефицита
собственных средств ПФРФ, расходы которого
не могут постоянно покрываться за счет
федерального бюджета.
Касаясь
темы использования средств ПФРФ
необходимо отметить, что при ежегодном
составлении бюджета пенсионного
фонда на предстоящий год, формируется
перечень статей, на которые данный
бюджет будет израсходован. Также
с 2010 года изменился перечень генеральных
администраторов ПФРФ. К ним относятся:
- Федеральная
антимонопольная служба
- Федеральная
налоговая служба
- Пенсионный
фонд Российской Федерации
Перечень
направлений использования бюджетных
средств составляется ежегодно на текущий
год и плановый период. Расходы
планируются в размере 4,39 триллиона
рублей (10,2% к объему ВВП), в 2011 году -
4,89 триллиона рублей, в 2012 году - 5,36 триллиона
рублей.
Если
сравнивать с 2009 годом, то в нем доходы
составили 3,28 триллиона рублей, расходы
- 3,04 триллиона рублей.
В
общих расходах ПФРФ на 2010 год расходы
на пенсионное обеспечение граждан,
дополнительное пенсионное и материальное
обеспечение отдельных категорий
граждан составили 3,71 триллиона
рублей (или 84,5%), расходы на финансовое
обеспечение ежемесячной денежной
выплаты - 343,8 миллиарда рублей (или 7,8%),
на выплату федеральной социальной доплаты
к пенсии - 23,2 миллиарда рублей (или 0,5%).
Как
уже было сказано ранее, большая
часть расходов ПФРФ покрывается
за счет межбюджетных трансфертов из
Федерального бюджета. Установленный
прожиточный минимум пенсионера
в 2009 году - 4,135 тысячи рублей, в 2010-м - 4,780
тысячи рублей, в 2011-м - 5,315 тысячи рублей,
в 2012 году - 5,847 тысячи рублей.