Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 5
1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ
Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда 9
2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда
2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда
2.3 Методы формирования доходов
Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16
3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ
3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 31

Работа состоит из  1 файл

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования.docx

— 266.88 Кб (Скачать документ)

     Многие  государства ведут антициклическую  политику, суть которой заключается  в сглаживании предельных точек  экономических циклов. Так при  спаде государство начинает политику экспансии, Снижая налоговые ставки, увеличивая государственные расходы, предоставление налоговых льгот  на новые инновации, понижение ставки рефинансирования и покупка ценных бумаг. При подъеме государство  снижает государственные расходы, повышает налоги, увеличивает ставку рефинансирования и продает ценные бумаги. Касаясь пенсионных фондов, то важной их задачей является правильная политика, заключающаяся в том  чтобы учитывать экономические  циклы и инвестировать свои средства в наиболее выгодное время и в  наиболее выгодные отрасли, тем самым  снижая риски потери в кризис и  максимально выгодно используя  стадии оживления и подъема.

Экономический фактор: Наличие или  отсутствие развитых финансовых рынков

     Данный  фактор является одним из наиболее важных, так как наличие развитого  рынка в стране дает возможность  пенсионному фонду максимально  диверсифицировать свой портфель активов, инвестируя свои средства в различные  компании, что приведет к минимизации  рисков. Также это они позволяют  сохранить финансовые средства в  стране, ведь отсутствие развитого  финансового рынка ведет к  утечке капитала за границу, что невыгодно, особенно для России, которая постоянно  нуждается в инвестиционных ресурсах. Необходимо развивать финансовые рынки  до уровня ведущих зарубежных, в  частности, в развитии законодательства, регулирующего деятельность финансовых рынков.

     Демографический фактор: Уровень рождаемости  и средняя продолжительность  жизни

     Демографическая обстановка в России очень сложная, так как уже 20 лет с 1990-х годов  идет медленная убыль населения, что не может сказаться позитивно  на сбалансированности пенсионного  фонда. (приложение 4)

     В настоящее время около четверти населения являются пенсионерами (30097 тыс. чел.16). Естественно решение данной проблемы лежит на государстве. В России также сделаны шаги, способные изменить демографическую ситуацию, так например, были введены выплаты на второго и последующих детей, 2007 год был назван годом ребенка, а 2008 – годом семьи. Началось строительство школ, спортивных площадок, детских садов. Данные действия направлены на увеличение рождаемости, и данные меры достаточно эффективны и результаты показаны на графике. (приложение 5)

     Также важной является политическая и экономическая  обстановка в стране. Как видно  из графика в наиболее нестабильные 1990-е годы рождаемость в стране резко снизилась, а когда вновь  стабилизировалась - начался рост рождаемости. Если рассматривать развитые европейские  страны, то они столкнулись с проблемой  увеличения продолжительности жизни  и снижением рождаемости. Появился дефицит пенсионных средств, так  как они использовали перераспределительную  систему. Соответственно, из-за данной демографической проблемы, была создана  накопительная программа пенсий, позволяющая каждому гражданину откладывать средства на свою пенсию17.

     Политический  фактор: налоговая  политика и законодательство

     Правительство каждой страны должно учитывать специфику  собственной экономики и всячески поддерживать пенсионные фонды. Должны создаваться условия, в которых  действия пенсионных фондов будет максимально  эффективными. Также должна осуществляться поддержка негосударственных пенсионных фондов, как альтернативы государственным. Если учитывать зарубежный опыт, то в Великобритании с 1989 введен закон, освобождающий от уплаты налогов  в сфере негосударственного пенсионного  обеспечения, включая получаемый инвестиционный доход. При этом негосударственная  пенсия облагается налогом как обычный  доход. В США предусмотрена система  льготного налогообложения для  граждан, осуществляющих дополнительные взносы в пенсионные фонды, что является отличным стимулом развития пенсионной системы. В России согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ налогоплательщик имеет право воспользоваться  налоговым вычетом по договору негосударственного пенсионного обеспечения или  по договору добровольного пенсионного  страхования, в сумме не превышающей 100 000 рублей. Таким образом, учитывая накопленный зарубежный опыт и специфику российской пенсионной системы, необходимо создавать правовую базу, которая максимально эффективно будет стимулировать граждан и позволяющую ПФРФ инвестировать свои средства в наиболее выгодные инвестиционные проекты18.

     Также государство разработало концепцию  Концепции социально-экономического развития до 2020 г. из-за следующих факторов:

  • Сокращение доходной части федерального бюджета вследствие падения цен на углеводородное сырье,
  • плохая демографическая ситуация, рост к 2023 г. числа получателей трудовых пенсий до 42,8 млн человек при сокращении численности занятого в экономике населения до 44,5 млн человек 19.

    Социальный  фактор: влияние социальных факторов на демографические

     Важным  фактором, влияющим на уровень рождаемости  является поддержка государства  в сфере семьи, брака, будущих  поколений. Как уже говорилось ранее, в России 2007 год был назван годом  ребенка, а 2008 – годом семьи. Таким  образом государство показывает свои приоритеты и поддерживает молодые  семьи. Также с 1 января 2007 года за рождение второго ребенка государство  выплачивает 250 000 рулей.  Кроме того идет активное строительство детских садов, школ, спортивных комплексов. Все вышеизложенные факты говорят о том, что в России демографическая обстановка является важным социальным фактором.

     Социальный  фактор: склонность/отрицание  накопления

     Существует  несколько направлений использования  накоплений. В первую очередь –  потратить сбережения на собственные  нужды, например на покупку машины. С другой стороны можно инвестировать  эти средства, получаю при этом определенные проценты, но и неся некоторые  риски. Но также существует и третий вариант – инвестировать данные средства в свою пенсию. Государство  поддерживает население в его  стремлении увеличить размер своей  будущей пенсии через софинансирование их взносов. По данной программе государство  удваивает ваш взнос в данном году в размере от 2 000 до 12 000 рублей20. Последний вариант наиболее выгоден и для ПФРФ, так как увеличивает ресурсы, которые он может инвестировать.

     ПФРФ  аккумулирует значительные финансовые ресурсы и распоряжается ими (около 85% всех финансовых ресурсов пенсионной системы), соттветсвенно важно выделить факторы, которые могут повлиять на финасновую устойчивость ПФРФ.

     В качестве критериев устойчивости пенсионной системы возможно использование  обычных признаков финансовой устойчивости: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы. Однако для пенсионной системы, также необходимо определение наличия или отсутствия страховых пенсионных резервов и  соответствия объема и целевой направленности финансовых ресурсов объему и структуре  текущих и долгосрочных обязательств пенсионной системы21.

     Перечисленные признаки связаны между собой  и в совокупности характеризуют  состояние устойчивости пенсионной системы. Так, способность системы  выполнять свои финансовые обязательства  по выплате пенсий можно отнести  к общей оценке системы, а наличие  дефицита или профицита доходов  ПФРФ показывает степень устойчивости системы. Точно так же наличие  страховых пенсионных резервов в  ПФРФ усиливает устойчивость пенсионной системы, а отсутствие страховых  резервов снижает.

     Финансовая  устойчивость ПФРФ зависит от финансовой устойчивости, в первую очередь, страховой  и бюджетной составляющей доходов  ПФРФ. Страховая составляющая является финансовым источником для выплаты  страховых частей пенсий, бюджетная  составляющая (федеральный бюджет) - источник финансирования базовых  частей пенсий, государственных и  социальных пенсий, доплат к трудовым пенсиям за особые заслуги и т.д.

     Рассматривая  первый признак устойчивости пенсионной системы - платежеспособность, - можно  отметить, что в современных условиях ПФРФ не имеет случаев задержки и  невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Более  того, ПФРФ обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы.

     Так, если в 2001 г. (базовый год перед  началом реализации пенсионной реформы) объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 490,7 млрд. руб., то уже  в 2007 г. пенсионные выплаты увеличились  в 3 раза - до 1500,0 млрд. руб., в 2009 они составили 1680 млрд. руб.

     Однако  платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а  средствами федерального бюджета и  бюджетов субъектов РФ, направляемыми  на возмещение недостатка собственных  средств. В 2010 запланированы трансферты в ПФРФ из федерального бюджета в сумме 2 530 047 432,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 451 818,4 тыс. рублей22. В соответствии с подписанным законом, суммарные доходы ПФРФ в 2010 году прогнозируются в сумме 4,7 трлн рублей, что составляет 10,8 процента объема ВВП страны. Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. В бюджете 2010 года превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд рублей. Также в бюджете фонда на 2010-2012 годы учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году перечисления государства должны составить 2,5 млрд рублей.

     Второй  признак - наличие необходимых ресурсов для развития - характеризует пенсионную систему как устойчивую, способную  к развитию. Ежегодно повышается технологическая  оснащенность системы, ведется работа по обучению и повышению квалификации персонала ПФРФ. Подтверждением данного  вывода является также и то, что  ПФРФ практически ежегодно расширяет  сферу своей деятельности. Если первоначально  фонд создавался как строго пенсионная система, то в настоящее время, наряду с пенсионным обеспечением, ПФРФ поручают решать целый ряд социальных задач, таких как: назначение и ежемесячные  денежные выплаты федеральным льготникам, Героям Советского Союза, России, Социалистического  Труда и кавалерам орденов  Славы, назначение и выплата материнского семейного капитала, реализация социальных программ регионов. С 1 октября 2008 г. ПФРФ реализует добровольное страхование  граждан РФ по Федеральному закону от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Также с 2010 года –  единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации  и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФРФ и ФОМС передана от налоговых органов ПФРФ23. Это подтверждает устойчивость системы и ее способность к развитию.

     Третий  признак - отсутствие страхового резерва  в ПФРФ - также характеризует отечественную  пенсионную систему как неустойчивую в данный период времени. Для бюджета  ПФРФ в 2010 году не предусмотрен резерв бюджета Фонда в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовых пенсий24.

     Необходимо  отметить, что система вступила в  этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета  ПФРФ. Однако с 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28 до 20% от фонда оплаты труда) резерв ПФРФ был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние. Также до 2010 года была характерна регрессивна ставка налога по ЕСН, в 2010 году страховые платежи в ПФРФ зачислялись по плоской ставке – 20%25. С 2011 года ставка по ОПС была увеличена до 26%. Это должно способствовать увеличению доходной базы ПФРФ.

     Четвертый признак - соответствие объема и направленности доходов ПФРФ объему и структуре  пенсионных обязательств - выглядит следующим  образом.

     Расходные обязательства системы состоят  из финансирования по нескольким направлениям:

  • базовая часть трудовых пенсий,
  • страховая часть трудовых пенсий,
  • государственные пенсии,
  • ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда, кавалерам ордена Славы, федеральным льготникам,
  • доплаты к трудовым пенсиям,
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

     Соответствие  доходов системы и расходных  обязательств обеспечивается только по ежемесячным денежным выплатам, доплатам к трудовым пенсиям, выплатам правопреемникам  сумм пенсионных накоплений, досрочным  пенсиям, выплачиваемым безработным (финансируется из бюджетов субъектов  РФ).

     В то же время доходы пенсионной системы  не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовой пенсии, по обязательствам по государственным  пенсиям (содержат в своей структуре  трудовую пенсию и надбавку за государственную  службу, которая финансируется из Федерального бюджета).

Информация о работе Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования