Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:59, курсовая работа
Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 5
1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ
Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда 9
2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда
2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда
2.3 Методы формирования доходов
Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16
3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ
3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 31
Многие
государства ведут
Экономический фактор: Наличие или отсутствие развитых финансовых рынков
Данный фактор является одним из наиболее важных, так как наличие развитого рынка в стране дает возможность пенсионному фонду максимально диверсифицировать свой портфель активов, инвестируя свои средства в различные компании, что приведет к минимизации рисков. Также это они позволяют сохранить финансовые средства в стране, ведь отсутствие развитого финансового рынка ведет к утечке капитала за границу, что невыгодно, особенно для России, которая постоянно нуждается в инвестиционных ресурсах. Необходимо развивать финансовые рынки до уровня ведущих зарубежных, в частности, в развитии законодательства, регулирующего деятельность финансовых рынков.
Демографический фактор: Уровень рождаемости и средняя продолжительность жизни
Демографическая обстановка в России очень сложная, так как уже 20 лет с 1990-х годов идет медленная убыль населения, что не может сказаться позитивно на сбалансированности пенсионного фонда. (приложение 4)
В настоящее время около четверти населения являются пенсионерами (30097 тыс. чел.16). Естественно решение данной проблемы лежит на государстве. В России также сделаны шаги, способные изменить демографическую ситуацию, так например, были введены выплаты на второго и последующих детей, 2007 год был назван годом ребенка, а 2008 – годом семьи. Началось строительство школ, спортивных площадок, детских садов. Данные действия направлены на увеличение рождаемости, и данные меры достаточно эффективны и результаты показаны на графике. (приложение 5)
Также
важной является политическая и экономическая
обстановка в стране. Как видно
из графика в наиболее нестабильные
1990-е годы рождаемость в стране
резко снизилась, а когда вновь
стабилизировалась - начался рост рождаемости.
Если рассматривать развитые европейские
страны, то они столкнулись с проблемой
увеличения продолжительности жизни
и снижением рождаемости. Появился
дефицит пенсионных средств, так
как они использовали перераспределительную
систему. Соответственно, из-за данной
демографической проблемы, была создана
накопительная программа
Политический фактор: налоговая политика и законодательство
Правительство
каждой страны должно учитывать специфику
собственной экономики и
Также
государство разработало
Социальный фактор: влияние социальных факторов на демографические
Важным фактором, влияющим на уровень рождаемости является поддержка государства в сфере семьи, брака, будущих поколений. Как уже говорилось ранее, в России 2007 год был назван годом ребенка, а 2008 – годом семьи. Таким образом государство показывает свои приоритеты и поддерживает молодые семьи. Также с 1 января 2007 года за рождение второго ребенка государство выплачивает 250 000 рулей. Кроме того идет активное строительство детских садов, школ, спортивных комплексов. Все вышеизложенные факты говорят о том, что в России демографическая обстановка является важным социальным фактором.
Социальный фактор: склонность/отрицание накопления
Существует
несколько направлений
ПФРФ аккумулирует значительные финансовые ресурсы и распоряжается ими (около 85% всех финансовых ресурсов пенсионной системы), соттветсвенно важно выделить факторы, которые могут повлиять на финасновую устойчивость ПФРФ.
В
качестве критериев устойчивости пенсионной
системы возможно использование
обычных признаков финансовой устойчивости:
платежеспособность и наличие финансовых
ресурсов для развития системы. Однако
для пенсионной системы, также необходимо
определение наличия или
Перечисленные признаки связаны между собой и в совокупности характеризуют состояние устойчивости пенсионной системы. Так, способность системы выполнять свои финансовые обязательства по выплате пенсий можно отнести к общей оценке системы, а наличие дефицита или профицита доходов ПФРФ показывает степень устойчивости системы. Точно так же наличие страховых пенсионных резервов в ПФРФ усиливает устойчивость пенсионной системы, а отсутствие страховых резервов снижает.
Финансовая устойчивость ПФРФ зависит от финансовой устойчивости, в первую очередь, страховой и бюджетной составляющей доходов ПФРФ. Страховая составляющая является финансовым источником для выплаты страховых частей пенсий, бюджетная составляющая (федеральный бюджет) - источник финансирования базовых частей пенсий, государственных и социальных пенсий, доплат к трудовым пенсиям за особые заслуги и т.д.
Рассматривая первый признак устойчивости пенсионной системы - платежеспособность, - можно отметить, что в современных условиях ПФРФ не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Более того, ПФРФ обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы.
Так, если в 2001 г. (базовый год перед началом реализации пенсионной реформы) объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 490,7 млрд. руб., то уже в 2007 г. пенсионные выплаты увеличились в 3 раза - до 1500,0 млрд. руб., в 2009 они составили 1680 млрд. руб.
Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направляемыми на возмещение недостатка собственных средств. В 2010 запланированы трансферты в ПФРФ из федерального бюджета в сумме 2 530 047 432,4 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 451 818,4 тыс. рублей22. В соответствии с подписанным законом, суммарные доходы ПФРФ в 2010 году прогнозируются в сумме 4,7 трлн рублей, что составляет 10,8 процента объема ВВП страны. Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. В бюджете 2010 года превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд рублей. Также в бюджете фонда на 2010-2012 годы учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году перечисления государства должны составить 2,5 млрд рублей.
Второй
признак - наличие необходимых ресурсов
для развития - характеризует пенсионную
систему как устойчивую, способную
к развитию. Ежегодно повышается технологическая
оснащенность системы, ведется работа
по обучению и повышению квалификации
персонала ПФРФ. Подтверждением данного
вывода является также и то, что
ПФРФ практически ежегодно расширяет
сферу своей деятельности. Если первоначально
фонд создавался как строго пенсионная
система, то в настоящее время, наряду
с пенсионным обеспечением, ПФРФ поручают
решать целый ряд социальных задач,
таких как: назначение и ежемесячные
денежные выплаты федеральным
Третий
признак - отсутствие страхового резерва
в ПФРФ - также характеризует
Необходимо отметить, что система вступила в этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета ПФРФ. Однако с 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28 до 20% от фонда оплаты труда) резерв ПФРФ был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние. Также до 2010 года была характерна регрессивна ставка налога по ЕСН, в 2010 году страховые платежи в ПФРФ зачислялись по плоской ставке – 20%25. С 2011 года ставка по ОПС была увеличена до 26%. Это должно способствовать увеличению доходной базы ПФРФ.
Четвертый признак - соответствие объема и направленности доходов ПФРФ объему и структуре пенсионных обязательств - выглядит следующим образом.
Расходные обязательства системы состоят из финансирования по нескольким направлениям:
Соответствие доходов системы и расходных обязательств обеспечивается только по ежемесячным денежным выплатам, доплатам к трудовым пенсиям, выплатам правопреемникам сумм пенсионных накоплений, досрочным пенсиям, выплачиваемым безработным (финансируется из бюджетов субъектов РФ).
В то же время доходы пенсионной системы не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовой пенсии, по обязательствам по государственным пенсиям (содержат в своей структуре трудовую пенсию и надбавку за государственную службу, которая финансируется из Федерального бюджета).