Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
· рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
· изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
· рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ 5
1.1 Сущность и содержание деятельности Пенсионного фонда РФ
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ
Глава 2. Механизм формирования и использования финансовых ресурсов Пенсионного фонда 9
2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного фонда
2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного фонда
2.3 Методы формирования доходов
Глава 3. Основные направления совершенствования формирования доходной части Пенсионного фонда РФ 16
3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ
3.2 Перспективы развития в формировании доходов Пенсионного фонда
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 31

Работа состоит из  1 файл

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования.docx

— 266.88 Кб (Скачать документ)

   По  плану с 1 апреля 2010 года предусматривалась  индексация трудовой пенсии на 6,3%, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 12%, ежемесячных  денежных выплат (ЕДВ) - на 10%; с 1 июля - пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 3,5%; в 2011 году с 1 февраля - трудовой пенсии на 10%; с 1 апреля - трудовой пенсии на 0,5%, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 10%, ЕДВ - на 8%; с 1 июля пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пенсий - на 2,9%. В 2012 году с 1 февраля индексируется трудовая пенсия на 8%; с 1 апреля - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 8%, ЕДВ - на 7%; с 1 июля - пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии - на 3%. В начале 2011 года при индексации размера социальных пенсий были повышены и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других выплат, суммы которых определяются размером социальной пенсии. Так, средний размер социальной пенсии после повышения составил 5 214 рублей; средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 7 842 рубля; средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, составил 6 590 рублей. Социальные пенсии выросли на 10,27%, ЕДВ – на 6,5%. Трудовые пенсии выросли на 8,8%.

   Также в 2010 году, в  соответствии с  Постановлением Правительства Российской Федерации, была предоставлена субсидия бюджетам субъектов РФ на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по старости и по инвалидности в сумме 5107,6 тыс. рублей. В соответствии с Федеральным законом в 2011 году будет продолжено предоставление  субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов.

     Интересно отметить, что в России по данным Росстата среднемесячная заработная плата  на 2008 год составила 17290 руб. Численность  экономически активного и занятого в экономике населения составила 70965000. Отчисления в пенсионную систему составляет 20% от заработной платы. Около 85% населения доверяют свои пенсии ПФРФ, остальные 15% - различным НПФ.

     17290руб  * 12 мес. * 70965000 * 0,2 * 0,85 = 2 503 049 094тыс руб. – 416 698 652 тыс. руб. (накопительная часть пенсии) = 2 086 350 442 тыс. руб. (собственные ресурсы ПФРФ на распределительную часть пенсии).

     Всего доходная часть (не связанная с формированием  средств на накопительную часть  пенсии) составляет 4 398 037 334,4 тыс. руб.

     4 398 037 334,4 тыс. руб. – 2 530 047 432,4 тыс. руб. (средства из Федерального бюджета) – 4 451 818,4 (из бюджетов субъектов РФ) тыс. руб. = 1 857 538 084 тыс. руб. Очевидно, что 2 086 350 442 тыс. руб. больше 1 857 538 084 тыс. руб. (на 228 812 358,4 тыс. руб.). Возможно, расхождение в цифрах вызвано округлением и грубым приближением чисел, но также возможно, что управление финансовыми ресурсами ПФРФ недостаточно эффективно.

Глава 3. Основные направления  совершенствования  формирования доходной части Пенсионного  фонда РФ.

3.1 Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов РФ.

     В первую очередь необходимо раскрыть сущность финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации. Финансовая устойчивость пенсионной системы – это ее способность в кратко-, средне – и долгосрочной перспективе аккумулировать объем ресурсов, достаточный для выполнения денежных обязательств перед пенсионерами, установленных действующим законодательством6. В частности, Конституцией РФ гарантируется, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и устанавливаются государственные пенсии, пособия как гарантия социальной защиты населения7. Для того чтобы выполнять свои обязательства перед гражданами, государство непрерывно пересматривает механизмы выполнения своих обязательств с целью их соответствия с современными условиями. В мировой эволюции пенсионных систем существует закономерность перехода от государственно-накопительных систем к смешанным, а от смешанных - к частно-накопительным.

     Государственно-накопительные  пенсионные системы предполагают, что  пенсии финансируются на принципе солидарности или на авансировании средств  на пенсионное обеспечение. Фактически это означает, что работающее население  обеспечивает пенсии неработающему. Данная система была характерна для России до 2002 года. Однако с 2002 года государственная  трудовая пенсия граждан формируется  в системе обязательного пенсионного  страхования (ОПС) и состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной  частей трудовой пенсии8.

     Так, стандартная пенсия по старости человека 1966 года и старше определяется по формуле:

     СЧ = ПК / Т + Б9, где

     СЧ - страховая часть  трудовой пенсии по старости;

     ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного  лица;

     Т - количество месяцев  ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для  расчета страховой части указанной  пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев10);

     Б - фиксированный  базовый размер страховой части  трудовой пенсии по старости (1950 р. С 1 марта 2009г.).

     С 1 января 2010 г. была произведена валоризация  пенсионных прав граждан -  сумма  расчетного пенсионного капитала будет  умножена на 10%, а также будет дополнительно  увеличиваться на 1% за каждый год  стажа, выработанного до 1991 г. Максимальные ограничения при этом отсутствуют. Она проводится в отношении всех застрахованных лиц, имевших трудовой стаж до 01.01.2002.

       Накопительная часть трудовой  пенсии формируется у лиц 1967 года рождения и моложе.

     П = СЧ + НЧ

     П - размер трудовой пенсии по старости;

     СЧ - страховая часть  трудовой пенсии по старости (такая  же, как и у лиц старше 1966 года рождения)

     НЧ - накопительная  часть трудовой пенсии по старости,

     НЧ = ПН / Т, где

     ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального  лицевого счета;

     Т - количество месяцев  ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для  расчета страховой части указанной  пенсии (228 месяцев11).

     С 1 января 2009 у граждан появилась  возможность увеличить размер накопительной  части своей трудовой пенсии по старости за счет участия в программе дополнительных пенсионных накоплений (далее –  ДПН). Эта программа предусматривает, что на накопительную часть трудовой пенсии будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, как самим застрахованным лицом, так и его работодателем (по желанию), а также поступать  софинансирование от государства. А  именно софинансирование от государства  будет поступать на лицевой счет в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФРФ) в размере 100% от добровольного взноса на накопительную  часть пенсии. Сумма софинансирования варьируется от 2000 руб. до 12000 руб. (при  взносе менее 2000 руб. государство ничего не доплачивает, а при взносе более 12000 руб. софинансирование остается на уровне 12000 руб.)12.

     На  следующем этапе эволюции пенсионных систем происходит переход к частно-накопительным  пенсионным системам. На данный момент частно-накопительной частью пенсионной системы России являются негосударственные  пенсионные фонды (далее - НПФ). НПФ важны  не только для более эффективного инвестирования пенсионных накоплений граждан и поддержание высокого уровня жизни среди пенсионеров, но и для экономики страны в  целом. НПФ в развитых странах  обладают значительными объемами ресурсов, а так как перед ними не стоит  проблема ликвидности (можно с достаточной  точностью оценить выплаты НПФ  по своим обязательствам), они могут  инвестировать в долгосрочные проекты  и соответственно предоставлять  финансовые ресурсы реальному сектору  экономики. Так, на конец 2009 года суммарные  инвестиции НПФ в США составили (приложение 1):

    • в корпоративные и иностранные облигации - 423,8 млрд долл.,
    • в акции организаций – 1945,7 млрд. долл.,
    • в паевые инвестиционные фонды – 1618,7 млрд. долл.,
    • в долговые обязательства федерального казначейства – 219,2 млрд. долл.,
    • в федеральные агентства – 290,1 млрд. долл.

     Особенно  НПФ развиты в США и в  Великобритании13. Так, в США около 20% активов домохозяйств находятся в НПФ, а в Великобритании около 27% (приложение 2).

     Описанная эволюция произошла в связи с  потребностью аккумуляции достаточных  финансовых ресурсов для выполнения государством своих обязательств перед  гражданами (т.е. с потребностью в  финансовой устойчивости) пенсионных систем разных стран. Фактически на финансовую устойчивость пенсионной системы влияют следующие факторы (приложение 3):

  1. Экономические факторы
    1. Уровень благосостояния населения и объем финансовых ресурсов, находящиеся в распоряжении домохозяйств
    2. Стадия экономического цикла и колебания рыночной конъюнктуры
    3. Наличие или отсутствие развитых финансовых рынков
  2. Демографические факторы
    1. Уровень рождаемости и средняя продолжительность жизни
 
 
 
 
     
  1. Политические  факторы
    1. Налоговая политика и законодательство. Для США и Великобритании характерна высокая доля НПФ, благодаря стимулирующей налоговой политике государств. В частности Пенсионные выплаты не облагаются подоходными налогами, в то время как доход от  альтернативного инвестирования облагается налогами.
  2. Социальные факторы
    1. Социальные факторы в значительной степени влияют на демографические факторы
    2. Склонность населения к потреблению, либо к накоплению
 

     В данной курсовой работе предлагается провести анализ финансовой устойчивости пенсионной системы по вышеперечисленным  факторам.

     Экономический фактор: Уровень благосостояния населения и объем  финансовых ресурсов, находящиеся в  распоряжении домохозяйств

  1. Размер доходов населения является важным фактором, так как на прямую влияет на сумму дохода ПФРФ и НПФ. Чем выше заработная плата, тем большие отчисления идут в пенсионный фонд. С 2002 года Россия перешла от распределительной пенсии к накопительной, при этом нынешнее население должно работать не только на свою накопительную часть пенсии, но и на перераспределительную часть для населения, которое 1967 года рождения и старше. В настоящее время средняя заработная плата по России составляет 18309 рублей, поэтому если учитывать что страховой взнос в пенсионный фонд составляет 20%, то можно вычислить, что размер доходов пенсионного фонда от одного человека составляет 3661 рубля, а средняя пенсия составляет на каждого пенсионера – около 8000 рублей14. Численность пенсионеров на 2010 год составила 38 млн. человек, что составляет примерно четверть населения России. Учитывая численность населения в трудоспособном возрасте и численность безработных, можно вычислить, что в России занято приблизительно 60-65% населения, таким образом, на двух пенсионеров приходится пять работающих. Учитывая среднюю заработную плату и среднюю пенсию можно сделать вывод, что на накопительную часть пенсии этих пяти человек приходится 400 рублей на каждого.

     Экономический фактор: Стадия экономического цикла и колебания  рыночной конъюнктуры

  1. Экономический рост представляет собой определенную тенденцию, состоящую из спадов и подъемов. Данные колебания можно представить схематически.

     Таким образом, из четырех стадий состоит  экономический цикл, или «волна». Экономический цикл – периодические  колебания экономической активности общества, промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого15. Многие экономисты различают несколько экономических циклов в зависимости от их протяженности. Так самыми длительными являются циклы Н. Д. Кондратьева сроком в 40-60 лет, движущей силой которых являются изменения в технологии производства и инновации, а самыми короткими – циклы Дж. Китчина продолжительностью в 3-5 лет, генерируемые динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях.

Информация о работе Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации общая характеристика источников и методы формирования