Курсовая
работа на тему:
«Доходы
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации: общая характеристика источников
и методы формирования»
Москва
2011
Оглавление
Введение 3
Глава
1. Теоретические основы деятельности
Пенсионного фонда РФ 5
1.1 Сущность и содержание деятельности
Пенсионного фонда РФ
1.2 Правовые основы пенсионного
обеспечения в РФ
Глава 2. Механизм
формирования и использования финансовых
ресурсов Пенсионного фонда 9
2.1 Общая характеристика доходов Пенсионного
фонда
2.2 Динамика и структура доходов Пенсионного
фонда
2.3 Методы формирования доходов
Глава
3.
Основные направления совершенствования
формирования доходной части Пенсионного
фонда РФ 16
3.1 Проблемы формирования и использования
финансовых ресурсов РФ
3.2 Перспективы развития в формировании
доходов Пенсионного фонда
Заключение 31
Список
использованной литературы 33
Приложения 31
Введение
Пенсионное
обеспечение напрямую касается интересов
нетрудоспособных граждан (обычно 25-30%),
которые составляют значительную прослойку
населения страны. Косвенно пенсионное
обеспечение касается всего населения
страны и определяет социальную, экономическую
и политическую сферы жизни. Так,
неправильно функционирующая система
пенсионного обеспечения становится
причиной многих социальных конфликтов
в обществе.
Финансовая
устойчивость пенсионной системы и,
в частности Пенсионного Фонда
РФ, не может быть достигнута только
за счет оперативных мер по привлечению
доходов, предусмотренные на финансирование
пенсионных выплат, утвержденных государством.
Необходимо комплексное воздействие
на пенсионную систему, как и в
сфере привлечения и использования
финансовых ресурсов, так и управления
ими.
Актуальность
данной проблемы возрастает с ухудшающейся
демографической ситуацией в
стране. Увеличивающаяся продолжительность
жизни и снижающаяся рождаемость
приводят к увеличению нагрузки на
пенсионную систему. Особо следует
отметить «молодой возраст» пенсионеров
в России, женщины – 55 лет и
мужчины – 60 лет. Некоторым категориям
лиц государством предоставлено
получение пенсии в полном размере
после 15 лет работы, что также
сказывается на финансовой устойчивости.
Пенсионный
фонд своими средствами обеспечивает
выплату ежемесячных пособий, пенсий
людям которые в силу определенных
обстоятельств не могут обеспечить
свое проживание, в том числе пенсионеров.
Так, средства расходуются на выплаты
государственных пенсий, пенсий инвалидам,
венным, компенсации пенсионерам, пособий
для детей в возрасте от 1,5 до 6
лет и на многие другие социальные
цели. Таким образом, определяется его
важное социальное значение.
Пенсионный фонд
РФ должен обеспечивать сбор страховых
взносов, необходимых для финансирования
выплат государственных пенсий, полнее
используя в этих целях данные
ему права, так как начиная
с 1995 года доходов Пенсионного фонда
от страховых взносов не хватает
для обеспечения его расходов
и для выплаты пенсий требуются
дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые
пенсионные пособия все меньше отвечают
своему социально-экономическому значению
- обеспечивать достойный уровень
жизни людям не имеющим трудовых
доходов. Таким образом, можно сделать
вывод, что выполнение социальных целей
государства является основной задачей
Пенсионного фонда РФ и важность
их выполнения обуславливает актуальность
данной темы исследования.
Целью работы является
изучение Пенсионного фонда России.
В ходе
исследования необходимо решить
следующие задачи:
· рассмотреть
правовые основы и механизм формирования
Пенсионного фонда РФ;
· изучить механизм
использования средств фонда, его расходы
и доходы в исследуемом периоде;
· рассмотреть
проблемы совершенствования механизма
формирования и использования средств
Пенсионного фонда.
Объектом
исследования является Пенсионный фонд
РФ, предметом - механизм его формирования
и использования.
Любопытно,
что в научной литературе отождествляются
понятия пенсионной системы и
Пенсионного фонда Российской Федерации.
На наш взгляд, недопустимо отождествление
данных понятий, так как пенсионная
система состоит из государственных
и негосударственных пенсионных
фондов. Особенностью России является
значительный удельный вес Пенсионного
фонда Российской Федерации, поэтому,
описывая механизм формирования и использования
финансовых ресурсов, мы будем рассматривать
его с позиций формирования и
использования финансовых ресурсов
Пенсионного фонда РФ. В остальных
частях работы мы будем рассматривать
пенсионную систему в целом и
особо выделять Пенсионный фонд РФ,
как ее самую значимую часть.
Глава
1. Теоретические
основы деятельности
Пенсионного фонда
РФ
1.1
Сущность и содержание деятельности
Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный
фонд Российской Федерации - один из крупнейших
и наиболее значимых социальных институтов
в стране. Создание Пенсионного фонда
стало вехой в решении одной
из важнейших задач по реформированию
социальной сферы - перехода от государственного
пенсионного обеспечения к обязательному
пенсионному страхованию. На сегодняшний
день по масштабу решаемых задач деятельность
Пенсионного фонда уникальна и не имеет
прецедентов в истории России. ПФ РФ создан
Постановлением Верховного Совета РФ
от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного
управления финансами пенсионного обеспечения
в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Пенсионный фонд и его денежные
средства находятся в государственной
собственности Российской Федерации.
Денежные средства фонда не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В
основные задачи ПФ РФ входят:
1)
целевой сбор и аккумуляция
страховых взносов, а также
финансирование расходов в соответствии
с назначением ПФ РФ;
2)
организация работы по взысканию
с работодателей и граждан,
виновных в причинении вреда
здоровью работников и других
граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю
потери кормильца;
3)
капитализация средств ПФ РФ,
а также привлечение в него
добровольных взносов (в том
числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц;
4)
контроль с участием налоговых
органов за своевременным и
полным поступлением в ПФ РФ
страховых взносов, а также
за правильным и рациональным
расходованием его средств;
5)
межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам,
относящимся к компетенции ПФ
РФ, участие в разработке и
реализации в установленном законом
порядке межгосударственных и
международных договоров и соглашений
по вопросам пенсий и пособий.
Пенсионный
фонд является важным звеном финансовой
системы государства, при этом обладая
рядом особенностей:
1)
фонд запланирован органами власти
и управления, и имеет строгую
целевую направленность;
2)
денежные средства фонда используются
для финансирования государственных
расходов, не включенных в бюджет;
3)
формируется в основном за
счет обязательных отчислений
юридических и физических лиц;
4)
страховые взносы в фонды и
взаимоотношения, возникающие при
их уплате, имеют налоговую природу,
тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
5)
на отношения, связанные с исчислением,
уплатой и взысканием взносов
в фонд, распространено большинство
норм и положений Налогового
Кодекса РФ;
6)
денежные ресурсы фонда находятся
в государственной собственности,
они не входят в состав бюджетов,
а также других фондов и
не подлежат изъятию на какие-либо
цели, прямо не предусмотренные
законом;
7)
расходование средств из фонда
осуществляется по распоряжению
Правительства или специально
уполномоченного органа (Правление
фонда).
Руководство
Пенсионного фонда России осуществляет
Правление и его постоянно
действующий орган - Исполнительная
дирекция. Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ,
отделения в национально - государственных
и административно-территориальных
образованиях. На местах (в городах,
районах) имеются уполномоченные Фонда.
Отделения обеспечивают организационную
работу по сбору взносов на социальное
страхование, финансирование органов
социального обеспечения, региональных
программ социального обеспечения,
а также контроль за расходованием
средств.
Кроме
ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения
занимаются Министерство труда и
социального развития РФ (назначает
и перераспределяет размеры пенсий),
Министерство связи (доставляет пенсии),
сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров
наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и
смета расходов (включая фонд оплаты
труда), а также отчеты об их исполнении
составляются Правлением. Бюджет утверждается
законодательным органом. В законе
о бюджете ПФ РФ утверждается общая
сумма доходов, в том числе
по источникам, общая сумма расходов
- по направлениям. Пенсионный фонд РФ
является самостоятельным финансово-
кредитным учреждением, однако эта самостоятельность
имеет свои особенности, и существенно
отличается от экономической и финансовой
самостоятельности государственных, акционерных,
кооперативных, частных предприятий и
организаций. Как уже было сказано выше,
ПФ РФ организует мобилизацию и использование
средств фонда в размерах и на цели, регламентированные
государством. Государство также определяет
уровень страховых платежей, принимает
решение об изменениях структуры и уровня
денежных социальных выплат. В настоящее
время в России используется так называемая
накопительная система пенсионного обеспечения.
При такой системе взносы, аккумулирующиеся
в пенсионной системе за счет платежей
работника и его работодателя, не расходуются
на выплаты сегодняшним пенсионерам, а
накапливаются, инвестируются и приносят
доход до тех пор пока плательщик не выходит
на пенсию. Все сбережения плательщика
и весь его инвестиционный доход, полученный
на эти сбережения, являются его личной
собственностью, которая и обеспечит выплату
пенсии. Таким образом, результатом десятилетнего
развития Пенсионного фонда является
создание достаточно прочной системы
пенсионного обеспечения населения, при
которой такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством из
средств государственного бюджета, а отдельно,
специально созданный для этого государственный
институт, занимающийся только непосредственно
данной задачей, и использующий только
собственные средства не входящие в какой-либо
бюджет. Также при этой системе собираются
необходимые статистические данные необходимые
для дальнейшего развития пенсионного
дела, и обязательные при прогнозировании
необходимых средств, для обеспечения
людей нуждающихся в социальной защите.
1.2
Правовые основы пенсионного
обеспечения в РФ.
Согласно
пункту 1 Положения о Пенсионном
фонде Российской Федерации (России),
утвержденного постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 27.12.91
№ 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации
является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением и создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в Российской
Федерации.