Несоответствие
доходов ПФРФ расходам были заложены
реформой пенсионной системы по доходам
и расходам на страховую часть
трудовых пенсий в 2001 году. Объясняется
это двумя обстоятельствами:
-
низкий размер базовой части
трудовой пенсии, установленной
в 2002 г. в размере 450 руб.;
-
достаточный тариф ЕСН на базовую
часть пенсий, равный на тот
период 14% от ФОТ.
Фактически
накопленный профицит ПФРФ, как фактор
финансовой устойчивости пенсионной системы
был израсходован на финансирование
оставшихся обязательств, при уменьшении
доходов ПФРФ.
Следующим
шагом законодательно тариф ЕСН
на базовую часть пенсии сократился
с 14 до 6 процентов. Соответственно доходы
пенсионной системы перестали обеспечивать
выплаты базовой части трудовых
пенсий. В настоящее время в
пенсионной системе доходы и по базовой,
и по страховой частям трудовой пенсии
не соответствуют обязательствам.
Действующая
в РФ система пенсионного страхования
специалистами оценивается как
неэффективная. Основанием для такого
вывода является: низкий уровень трудовых
пенсий, наличие устойчивой тенденции
по снижению коэффициента замещения
пенсией утраченного заработка,
дефицит собственных средств
ПФРФ на выплату пенсий. Международная
организация труда (МОТ) рекомендует значение
данного коэффициента в размере 40%. В этом
случае государство гарантирует гражданам
пожилого возраста пенсию, величина которой
выше прожиточного минимума. Тем самым
обеспечивается стабильное социальное,
экономическое и политическое развитие
страны. В России коэффициент замещения
в 2010 году составил приблизительно 24%.
(приложение 6)
3.2
Перспективы развития в формировании
доходов Пенсионного фонда.
По
нашему мнению, обеспечение финансовой
устойчивости пенсионной системы России
возможно при соблюдении следующих
условий:
- заинтересованность
граждан в формировании пенсионных накоплений
и самостоятельном выборе направлений
инвестирования;
- предоставление
государственных гарантий сохранности
средств, инвестированных через негосударственные
пенсионные фонды и управляющие компании;
- осуществление
инвестирования пенсионных накоплений
в инвестиционные проекты государства
и акционерные общества с его участием;
- контроль
за средствами пенсионных накоплений
путем создания специализированного института
в рамках Правительства РФ;
- привлечение
в накопительную систему добровольных
взносов граждан, зачисляемых на индивидуальные
персонифицированные счета под устанавливаемую
и гарантированную Правительством РФ
процентную ставку;
- приобретение
застрахованными лицами долгосрочных
именных ценных бумаг, выпущенных государством,
которые могут быть погашены после наступления
пенсионного возраста;
При
этом должны развиваться как обязательное
пенсионное страхование, так и добровольное
пенсионное страхование. Важнейшим
условием стабильного развития Пенсионного
фонда Российской Федерации является
неуклонное соблюдение страховых принципов,
а именно:
–
финансовая независимость;
–
сохранение потребительской стоимости
расчетного пенсионного капитала, а,
следовательно, покупательной способности
назначенных пенсий;
–
полное соответствие размера назначенной
пенсии страховому вкладу застрахованного
лица в трудоспособный период его
жизни.
В
целях решения проблемы сбалансированности
бюджета ПФРФ, повышения его финансовой
устойчивости, необходимо принять следующие
меры:
1.
Базовую часть трудовой пенсии
следует вывести из системы
обязательного пенсионного страхования
и включить в систему государственного
пенсионного обеспечения, а ее
финансирование осуществлять за
счет средств федерального бюджета.
Базовая часть не зависит от
возраста, стажа работы, от страхового
стажа. Необходимым условием назначения
данного вида пенсий является
стаж работы не менее 5 лет.
Базовая пенсия должна способствовать
решению проблемы бедности среди
пенсионеров, поэтому ей необходимо
придать характер государственного
социального пособия. Данное пособие
следует выплачивать пенсионерам
в виде доплаты до уровня
прожиточного минимума к сумме
других выплат. Страховая и накопительные
части, имеющие статус страхового
обеспечения по обязательному
пенсионному страхованию, должны
составлять трудовую пенсию.
2.
Целесообразно возложить реализацию
функций по государственному
пенсионному обеспечению на федеральный
бюджет, освободить Пенсионный фонд
Российской Федерации от финансирования
за счет своих средств выплат
нестрахового характера. В то
же время, Пенсионный фонд Российской
Федерации, являясь агентом Правительства
по осуществлению данных функций,
должен в срок и в полном
объеме получать средства из
федерального бюджета на финансирование
государственного пенсионного обеспечения.
3.
В доходную часть бюджета ПФРФ
следует перечислять средства, полученные
в качестве доходов от инвестирования
средств Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния
в размере 75% этих фондов. Резервный
фонд создан в целях обеспечения
расходов федерального бюджета в случае
значительного снижения цен на нефть.
В качестве фонда будущих поколений планировалось
сформировать Фонд национального благосостояния.
Данный фонд формируется за счет доходов
от нефти и газа, полученных в результате
превышения доходов от их продажи над
отчислениями в Резервный фонд и средствами,
используемыми на финансирование расходов
федерального бюджета. В настоящее время
средства Фонда национального благосостояния
частично используются для софинансирования
добровольных пенсионных накоплений и
покрытия дефицита пенсионной системы.
4.
Оставшуюся часть доходов от
инвестирования средств Резервного
фонда и Фонда национального
благосостояния, равную 25% следует направить
на стимулирование добровольных
пенсионных накоплений. В соответствии
с данной программой каждый
гражданин трудоспособного возраста
имеет право на самостоятельное
пополнение своего именного персонифицированного
счета в ПФРФ на сумму, не
превышающую 10 тыс. руб. в год.
Государство за счет средств
Фонда национального благосостояния
осуществляет перечисление равнозначной
суммы на тот же счет.
5.
Использование доходов от государственной
собственности при формировании
доходной части бюджета ПФРФ.
В связи с прогнозом значительного
роста цен на энергоносители
в период 2008-2020 гг. федеральный бюджет
РФ будет являться профицитным.
Поэтому станет возможным перечисление
средств, полученных в качестве
доходов от государственной собственности,
в бюджет Пенсионного фонда
России.
6.
В связи с негативной тенденцией
к росту задолженности страхователей
необходимо предусмотреть комплекс
мер, направленных на повышение
эффективности работы по администрированию
страховых взносов и погашению
задолженности.
7.
В целях повышения роли негосударственных
пенсионных фондов (далее – НПФ),
роста доверия к их деятельности
в обществе целесообразно усилить
защиту прав вкладчиков и участников.
Для этого необходимо создавать
объединенные гарантийные фонды
для НПФ и сформировать систему
страхования вкладов в НПФ.
Государство должно обеспечивать
регулирование, надзор и контроль
за деятельностью НПФ. В целях
стимулирования участия работников
и работодателей в системе
негосударственного пенсионного
обеспечения следует установить
благоприятный налоговый режим
для субъектов системы добровольного
негосударственного пенсионного
обеспечения на базе НПФ. Система
налогообложения при уплате работодателями
и работниками пенсионных взносов
должна являться стимулирующей,
т.е. способствующей формированию
пенсионных накоплений. Так, основными
плательщиками обязательных платежей
являются работодатели, которые
совершенно не заинтересованы
в полноте их уплаты, так как
получателями материальной выгоды по
пенсионному страхованию являются наемные
работники. Разделение функций субъекта,
формирующего страховой фонд, и субъекта,
получающего из него страховые выплаты,
нарушает всю систему страховых отношений:
работодатель, выплачивая вознаграждение
в нелегальной форме, в современном представлении
своих наемных работников нисколько не
ущемляет их интересы – они вполне готовы
получать свой заработок в данном виде.
В настоящее время работник мало интересуется
размером той суммы, которая была уплачена
на его социальное страхование.
Так
проф. Федотов Д.Ю. предлагает заменить
единый социальный налог на страховые
взносы, а функции плательщика
обязательных платежей в систему
социального страхования России
передать от работодателей к самим
работникам, закрепив в их сознании
представление о полной зависимости
размера получаемых социальных выплат
от суммы уплаченных обязательных платежей,
оставив при этом за работодателем
функции налогового агента удерживать
из заработка работника данные платежи
и перечислять их во внебюджетные
фонды26. Следует заменить действующую
схему финансовых отношений в системе
ОПС РФ (приложение
7) на схему, предусматривающую эквивалентность
финансовых обязательств застрахованного
лица и уровня его пенсионной защиты
(приложение 8)
В
основе предлагаемой страховой модели
формирования доходов пенсионной системы
лежит полная замена единого социального
налога на страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование (данная реформа
была проведена и с 1 января 2010 года,
ЕСН был упразднен). Кроме того,
по мнению проф. Федотова Д.Ю. увеличить
ставку обязательных платежей в ПФРФ
до размера, установленного до реформы
2005 г., когда ее максимальное значение
составляло 28% от фонда оплаты труда.
В результате данный страховой механизм
пенсионной защиты позволит как снизить
налоговое бремя отечественных
предприятий, так и повысит заинтересованность
и ответственность работников в
уплате обязательных платежей в бюджет
ПФРФ.
Реализация
этих предложений позволит обеспечить
финансовую независимость бюджета
ПФРФ в кратко, - средне - и долгосрочной
перспективе, поддержать коэффициент
замещения трудовой пенсии на уровне
не ниже прожиточного минимума.
К
основным направлениям обеспечения
финансовой устойчивости пенсионной системы
относятся:
- составление
обоснованного прогноза потребности в
финансовых ресурсах для выплаты социальных
и трудовых пенсий с использованием актуарных
расчетов и на основе оценки демографической
ситуации, продолжительности жизни пенсионеров,
прожиточного минимума;
- определение
на основе анализа динамики заработной
платы, темпов экономического роста, возможного
уровня страховых взносов в пенсионную
систему;
- прогноз инфляции,
воздействующей на реальные доходы, как
работающего населения, так и пенсионеров;
- определение
форм инвестирования пенсионных накоплений,
позволяющих сочетать приемлемую доходность
с относительно низкими финансовыми рисками;
- выявление
степени сбалансированности доходов и
расходов пенсионной системы и определение
способов финансирования возможного дефицита,
в том числе, за счет специальных фондов
или средств федерального бюджета.
Заключение
В
настоящее время сфера пенсионного
обеспечения характеризуется наличием
большого числа острых проблем, требующих
неотложного решения. Существующая
пенсионная система является обременительной
для экономики и в то же время
не обеспечивает даже минимальные потребности
значительных по численности слоев
населения, охваченных пенсионным обеспечением.
Основными ее недостатками являются:
-финансовая
нестабильность;
-слабая
дифференциация пенсионного обеспечения
в зависимости от трудового
вклада;
-неоправданно
большой удельный вес льготных
пенсий:
-отсутствие
социально-справедливого механизма
повышения размеров пенсий в
связи с ростом стоимости жизни.
Для достижения
финансовой устойчивости пенсионные системы
разных стран изменялись на протяжении
многих лет. На сегодняшний день ведущие
экономисты видят развитие системы
в накопительном элементе. Опыт зарубежных
стран показывает, что накопительная
пенсионная система благотворно
влияет на замещения пенсией заработной
платы населения и на экономику
страны в целом. В России также
наблюдается переход к накопительному
пенсионному обеспечению.
На финансовую
устойчивость пенсионной системы в
целом, оказывают влияние экономические,
демографические, политические и социальные
факторы. Влияние данных факторов может
быть скорректировано с помощью
экономических, социальных и политических
действий, проводимых государством. Также
были отмечены факторы (платежеспособность;
наличие финансовых ресурсов для
развития системы; наличие или отсутствие
страховых пенсионных резервов; соответствие
объема и целевой направленности
финансовых ресурсов объему и структуре
текущих и долгосрочных обязательств
пенсионной системы), влияющие на финансовую
устойчивость ПФРФ, так как Фонд
составляет значительную часть пенсионной
системы страны.
Проанализировав
состав финансовых ресурсов ПФРФ, как
основного элемента пенсионной системы,
было выявлено, что собственные доходы
недостаточны для выполнения обязательств,
принятых на себя Фондом. Основное финансирование
обязательств происходит с помощью
средств Федерального бюджета. Резервы
Фонда на страховую часть пенсии
были израсходованы полностью к
2007 году. Таким образом, оптимизация
формирования финансовых ресурсов Фонда
должна осуществляться за счет увеличения
собственных доходов, в частности, путем
увеличения страховых взносов в ПФРФ (последовательное
увеличение ставки взноса, упразднение
льгот для определенных категорий налогоплательщиков,
усиления контроля системы уплаты взносов,
стимулирование добровольных взносов
работающих граждан и работодателей).