Факторинговые операции коммерческого банка: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:02, дипломная работа

Описание

Егельская, А.Д. Минеев и Ю.А. Соколова, И.Е. Покаместов, А.О. Лефель.
Целью дипломной работы является комплексный анализ факторинговой деятельности коммерческих банков и выбор научно-обоснованных практиче-ских рекомендаций по совершенствованию системы управления факторингом и, в частности, методик оценки ее эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
− раскрыть сущность факторинга как экономической категории и просле-дить его эволюцию;
− выявить формы проявления факторинговых отношений;
− исследовать место и роль факторинговых операций в системе кредит-ных отношений;
− проанализировать правовую базу оказания факторинговых услуг в РФ и некоторых зарубежных странах;
− изучить зарубежный и российский рынки факторинга и выявить тен-денции их развития;
− рассмотреть качественные и количественные методы анализа и оценки эффективности факторингового обслуживания;
− разработать алгоритм расчета себестоимости факторинговых операций;
− определить способы оптимизации технологических затрат при оказании факторинговых услуг;
− применить методику расчета прибыли и рентабельности факторинго-вых операций.

Содержание

Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105

Работа состоит из  1 файл

koemec.doc

— 803.50 Кб (Скачать документ)

Таблица № 9 – Расчет недополученной суммы клиентом в результате начисления факторского процента

Расчетные величины

Значения

Факторский процент, %

12,5

Стоимость уступаемого денежного  требования, руб.

10000000

Размер финансирования ООО «Примерное», руб.

9000000

Период отсрочки платежа, дн.

180

Проценты, выплаченные за период, руб.

562 500

Удельный вес уплаченных процентов  в сумме уступаемого денежного требования, %

5,63


 

 

Среднемесячная стоимость  принятых счет-фактур на поставленную продукцию составляет 1,8 млн. руб., поэтому представляется возможным провести расчет ежемесячной доходности операции по факторингу (табл. № 10). Из таблицы видно, что ежемесячная доходность операции составила 1,71%, а сумма доходов, полученных за месяц, 27 675 рублей.

Таблица № 10 – Ежемесячная эффективность (доходность) операции факторинга

Расчетные величины

Значения

Суммы, указанные в счет-фактуре, первоначально предъявленной ООО  «Примерное», руб.

1800000

Сумма, перечисленная ООО «Примерное»  банком,  руб. (90%)

1620000

Полученный факторский процент, руб.

33 750

Факторский процент за вычетом  НДС, руб.

27675

Ежемесячная доходность, %

1,71


 

Исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России в размере 10,5 %, рассчитаем цену привлеченных ресурсов для финансирования поставщика ООО «П 1» (табл. № 11).

Таблица № 11 – Расчет ежемесячной стоимости привлеченных ресурсов

Наименование показателя

Значение

Сумма привлеченных средств, руб.

1620000

Процентная ставка по привлеченным ресурсам, %

10,5

Сумма уплаченных процентов по привлеченным средствам, руб.

14175


Ежемесячная стоимость привлечения ресурсов Банка России составила 14175 рублей. На основании данных вычислим рентабельность данного факторингового соглашения. Полученная рентабельность равна ((27675-14175)*100/27675)) = 48,78 %. Проведенные расчеты показывают, что случайным образом выбранная нами сделка по факторинговым операциям является доходной для банка, это, в свою очередь, говорит о целесообразности проводимых операций по финансированию под уступку денежного требования.

3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента

 

 

 

При выборе вида финансирования оборотных средств обычно сравнивают кредитование и факторинг и главная ошибка, которую допускают - приведение комиссии за факторинговое обслуживание к процентам годовых,не смотря на то, что увеличение срока при факторинге не приводит к пропорциональному увеличению комиссии, есть более существенное различие между кредитом и факторингом. Рассмотрим две похожие ситуации - финансирование поставок посредством кредита и факторинга.

На Схеме № 3 приведен расчет суммы кредитования поставки на 50 000 руб., срок кредита - 30 дней, ставка 12% годовых. Срок отсрочки составляет 30 дней. Нужно подсчитать, сколько составит доход поставщика за год по таким поставкам, если указать, что его наценка составляет 10% от закупочной цены:

 

 

Дни

Сумма руб.

1-30

50000

31-60

50000

61-90

50000

91-120

50000

121-150

50000

151-180

50000

181-210

50000

211-240

50000

241-270

50000

271-300

50000

301-330

50000

331-360

50000


 

Рисунок 15 - Кредитование поставки

 

 

− закупочная цена 45 455 руб.;

− сумма процентных платежей за срок кредита 455 руб. (т.е. 5 450 руб. за год);

− доход за минусом закупочной цены и процентных платежей 4090 руб. за 30 дней;

− доход 49 080 руб. в год, при этом годовой оборот составит 600 000 руб.

Рассмотрим аналогичную  ситуацию при факторинге. Осуществляется поставка на 50 000 руб. с отсрочкой в 30 дней, финансирование - 80% от суммы поставки. На сумму финансирования осуществляется поставка, которая также финансируется на 80% и т.д. Ситуация подробно иллюстрирована вторым рисунком.

 

 

Таблица 12 - Поставки с использованием факторинга

1-30

31-60

61-90

91-120

121-150

151-180

181-210

211-240

241-270

271-300

301-330

331-360

Сумма по месяцам

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

50000

550000

40000

40000

40000

40000

40000

40000

40000

40000

40000

40000

40000

 

440000

32000

32000

32000

32000

32000

32000

32000

32000

32000

32000

   

320000

25600

25600

25600

25600

25600

25600

25600

25600

25600

     

230400

20480

20480

20480

20480

20480

20480

20480

20480

       

163840

16384

16384

16384

16384

16384

16384

16384

         

114688

13107,20

13107,20

13107,20

13107

13107

13107

           

78643,20

10485,76

10485,76

10485,76

10486

10486

             

52428,80

8388,61

8388,61

8388,61

8388,6

               

33554,43

6710,89

6710,89

6710,89

                 

20132,66

5368,71

5368,71

                   

10737,42

4294,97

                     

4294,97

Общая сумма

2018719,48


 

 

Подсчитаем комиссию за факторинговое обслуживание (тарифы с НДС): ежедневная ставка на выплаченное финансирование 0,0373%; ставка комиссии за административное управление 1,4% от поставки.

От поставки с учетом НДС, что соответствует 1,95% от поставки без НДС:

 

(0,0373х0,8х30)% + 1,4% = 2,3%

 

Закупочная цена за год - 2 018 719,48 руб., комиссия с НДС – 46 431 руб.

Доход за минусом закупочной цены и комиссии – 197 223 руб. в год, годовой оборот – 2 018 719,48 руб. (кроме того, 7 066 руб. к зачету по уплате НДС).

Факторинг является более гибким инструментом, чем кредит, т.к. при кредитовании жестко фиксированы сроки возврата денег. Факторинговое обслуживание подразумевает возможные задержки со стороны покупателей. Такого рода задержки не портят кредитную историю поставщика и не вынуждают его платить штрафы за несвоевременность погашения кредита.

Кроме того, в приведенном расчете цена при поставке по факту и цена при поставке с отсрочкой одинаковы, хотя на практике у подавляющего числа поставщиков они отличаются, и разница цене часто выше банковской комиссии.

Рассмотрим образец с некой условной фирмой "Х". Предположим, что организация "Х" осуществляет равномерные отгрузки с интервалом 10 дней. Сумма поставки составляет 100 ед., срок отсрочки - 30 дней, цена ресурсов - 15%, а время, затраченное на приобретение и доставку партии товара, составляет 10 дней. Итого: на финал месяца дебиторская задолженность составит 300 ед.

Предположим, что фирма "Х", произведя отгрузку 1 января, решает схватить кредит в размере 300 ед. на приобретение трех партий товара, которые будут отгружены, соответственно, 10, 20 и 30 января. Забирать отдельные транши кредита под закупку каждой партии товара достаточно проблематично. К тому же это влечет за собой дополнительные затраты и неудобства: достаточно сложно метко спрогнозировать, когда как раз будет осуществлена отгрузка и возникнет надобность закупки нового товара. Удерживать же большие запасы готовой продукции - значит выводить из оборота ресурсы, которые должны приносить прибыль.

Вот, 1 января получили кредит 300 ед. Для закупки партии товара, которая будет отгружена 10 января, нам необходимо всего 100 ед. Получается, что проценты за "оставшиеся" 200 ед. кредита выплачиваются нами впустую. Эту количество кредита мы не используете либо используете не по назначению, а значит, неэффективно. Обстановка повторится после этого 10 января, но только мы будем переплачивать уже не за 200 ед., а "всего" за 100. Вот расчет наших затрат:

1.Это то, что мы должны были уплатить за возможность удовлетворения наших реальных потребностей:

 

100ед. 15% / 365 . 10дн . 3 = 1,23ед.

 

2.Это то, что мы переплатили из-за неоптимального выбора инструмента и неэффективного использования ресурсов:

 

200ед. 15% / 365 . 10дн + 100ед. . 15% / 365 . 10дн = 1,23 ед.

 

В итоге стоимость  кредита вместо ожидаемых 15% годовых  составила 30% годовых.

Рассмотрим экономическую  эффективность применения факторинга на примере все той же условной фирмы "Х" с ежемесячным объемом продаж 400 ед. и отсрочкой платежа единственный месяц. Предположим, что фирма "Х" не применяет факторинг. Скрытые затраты (упущенная выгода) в связи с предоставлением коммерческого кредита ее покупателям могут достичь 15% Допустим, что по официальным данным инфляция за год составит 12% и будет равномерной в течение года (о фактической инфляции с учетом скрытой инфляции мы можем только догадываться). Следовательно, фирма "Х" в ожидании платежа от своих дебиторов за месяц теряет 1% от оборота. Это при условии, что дебиторы заплатят сквозь 30 дней, а платежная дисциплина наших контрагентов, как правило, оставляет жаждать лучшего.

От 1 до 3% (а в некоторых  случаях до 5%) фирма переплачивает за сырье и материалы. Во-первых, из-за отсутствия свободных денежных средств "Х" не может обретать сырье по предоплате или по факту, что чаще всего дешевле. Значит, фирма вынуждена сама прибегать к коммерческому кредиту у своих поставщиков. Отличие цене при предоплате и оплате с отсрочкой, как правило, составляет 1-3%. Во-вторых, "Х" не может употребить скидкой за приобретение большего объема товара. А это ещё 1-2% от стоимости сырья/материалов.

Если предположить, что  доля сырья в себестоимости продукции составляет хотя бы 50-60%, то к потерям фирмы "Х" безбоязненно разрешено добавить еще 2-3% от ежемесячного оборота. И, наконец, третья и, пожалуй, самая главная составляющая потерь: выводя капиталы из оборота на единый месяц, фирма "Х" не может инвестировать их в фабрика (закупку) новой партии товара, т. е. пропускает как самое меньшее один производственный или коммерческий цикл. При рентабельности бизнеса в 15% недополученная польза за минусом налога на прибыль составит 11,4%.

В обмен на ускорение оборота и уменьшение рисков неоплаты факторинговый агрегат немаловажно снижает рентабельность бизнеса. Для примера: если партия товара стоит 120 рублей при себестоимости 100 рублей и торговой наценке 20 рублей, пятипроцентная факторинговая комиссия составляет шесть рублей, то есть съедает 30 процентов прибыли. Нет смысла пользоваться факторингом, так как плата за него сводит к нулю прибыль. При норме прибыли 2,5 процента нельзя жертвовать даже двумя. При маленькой торговой наценке факторинг не всегда интересен клиенту.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка: проблемы и перспективы развития