Факторинговые операции коммерческого банка: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:02, дипломная работа

Описание

Егельская, А.Д. Минеев и Ю.А. Соколова, И.Е. Покаместов, А.О. Лефель.
Целью дипломной работы является комплексный анализ факторинговой деятельности коммерческих банков и выбор научно-обоснованных практиче-ских рекомендаций по совершенствованию системы управления факторингом и, в частности, методик оценки ее эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
− раскрыть сущность факторинга как экономической категории и просле-дить его эволюцию;
− выявить формы проявления факторинговых отношений;
− исследовать место и роль факторинговых операций в системе кредит-ных отношений;
− проанализировать правовую базу оказания факторинговых услуг в РФ и некоторых зарубежных странах;
− изучить зарубежный и российский рынки факторинга и выявить тен-денции их развития;
− рассмотреть качественные и количественные методы анализа и оценки эффективности факторингового обслуживания;
− разработать алгоритм расчета себестоимости факторинговых операций;
− определить способы оптимизации технологических затрат при оказании факторинговых услуг;
− применить методику расчета прибыли и рентабельности факторинго-вых операций.

Содержание

Введение 5
1. Факторинг, как услуга кредитной организации 8
1.1. Понятие, сущность и виды факторинга 8
1.2. Тенденции развития факторинговых услуг 20
1.3. Проблемы факторинговых услуг в российских кредитных организациях 33
2. Технологии и перспективы факторинга в российских кредитных организациях 40
2.1. Организационно-правовые аспекты факторинговых услуг кредитной организации 40
2.2. Технологические аспекты факторинговых услуг в кредитной организации 44
2.3. Перспективы развития факторинга в российских кредитных организациях 47
3. Оценка эффективности факторинговых услуг на примере ОАО КБ «N». 73
3.1. Эффективность факторинговых услуг для банка 73
3.2. Эффективность факторинговых операций для клиента 82
3.3. Эффективное управление рисками при осуществлении факторинговых операций 87
Заключение 97
Спискок использованных источников 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Рэнкинг российских факторов по объему уступленных им денежных требований в 2007 г. 105

Работа состоит из  1 файл

koemec.doc

— 803.50 Кб (Скачать документ)



 

 

По данным журнала  «Финансовый Директор», по итогам 1 квартала 2007г. вознаграждение Факторов выросло на 46%, в то время как выданные ими объемы финансирования — лишь на 20-22%. По мнению аналитиков, это свидетельствует либо о росте тарифов, либо о развитии дополнительных сервисов. Сами Факторы говорят об уровне средней эффективной ставки около 21-26% годовых. Участники рынка утверждают, что размер вознаграждения по итогам прошедшего года возрос пропорционально объему портфеля. Нефинансовые услуги в рамках факторинга все больше востребованы, отмечает Виктор Носов. По его словам, клиенты все больше нуждаются в оценках надежности дебиторов и контроле за своевременностью оплаты. Поэтому Факторы предлагают все больший выбор продуктов и услуг.

 

 

 

Рисунок 13 – Количество компаний, обслуженных факторинговыми компаниям в СФО в I полугодии 2007 г., шт.

 

 

 

В то время как на банковском рынке и на рынке лизинга работают более тысячи игроков, факторингом занимаются единичные компании. По мнению Еремина, выходу новичков на рынок факторинга препятствует небольшой объем регионального рынка, недостаток опытных специалистов, а также риск, присущий этому виду деятельности. По мнению Носова, появление новичков останавливает риск-менеджмент. «Риск невозврата для Факторов — один из наиболее серьезных, ведь факторинг не предполагает залога», — отмечает Сергеева. По ее словам, каждый банк создает собственную систему оценки рисков невозврата. В «Акцепте» уровень просроченных платежей по факторингу не превышает аналогичный показатель по банковским кредитам. Это достигнуто за счет собственной ресурсной базы, а также консервативной политики банка в оценке рисков. В ближайшие годы, с освоением рынка, процесс накопления статистической базы у Факторов пойдет намного быстрее, прогнозирует Чернышева. По мнению Радько, одна из основных проблем связана с непониманием сути факторинга. «До сих пор треть обратившихся клиентов пытаются попросту продать нам «мертвую» дебиторку, искренне полагая, что в этом и состоит суть факторинговых услуг», — Радько. Однако сегодня, благодаря маркетинговым усилиям Факторов, пробелы в информированности клиентов заполняются быстро, отмечает Чернышева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка эффективности факторинговых  услуг на примере ОАО КБ  «N»

3.1. Эффективность  факторинговых услуг для банка

Для анализа факторинговой  деятельности банка предлагается использовать следующие показатели:

Таблица 5 – Показатели для расчеты эффективности факторинговых услуг для банка

 
Суммы по расчетным документам, первоначально  предъявленные поставщиком плательщикам

Суммы, перечисленные банком поставщикам (в тыс. руб., в % к первоначальному  дебиторскому счету клиента)

Суммы, возмещенные плательщиками банку (тыс. руб., в % к первоначальному дебиторскому счету клиента)

Суммы, не возмещенные плательщиками  банку (тыс. руб., в % к первоначальному  дебиторскому счету клиента)

Размер факторинговых операций, произведенных банком, на 1 рубль собственных средств банка, уставного фонда, валюты баланса.

Удельный вес факторинговых  операций в общей сумме активов

Доходы по факторинговым операциям 

Комиссия за обработку документов (в тыс. руб., в %)

Комиссия за управление дебиторской  задолженности (в тыс. руб., в %)

Ссудный процент (процент за финансирование), начисляемый на ежедневный остаток  выплаченного клиенту аванса (в тыс. руб., в %)

Доходность факторинговых операций (%)


 

Анализ рассмотренных  показателей должен проводиться  в динамике путем сопоставления отчетных данных с аналогичными показателями на предыдущие даты. Такое сопоставление позволит выяснить тенденции развития факторингового обслуживания в банке и предпринять необходимые меры в случае выявления негативных тенденций.

Для оценки эффективности факторинговой деятельности разработана следующая система показателей:

Рисунок 14 – Оценка эффективности факторинговой деятельности банка

Таким образом, анализ эффективности факторинговых сделок может быть проведен с помощью показателей рентабельности сделки (отношение доходов по сделке к затратам по сделке) и эффективности работы сотрудников (отношение прибыли факторингового подразделения от сделки к количеству сотрудников, занимающихся сделкой). Рентабельность факторингового подразделения определяется как отношение полученной  прибыли к расходам факторингового подразделения.

Если по результатам  анализа выявляется неудовлетворительный уровень эффективности факторинговых операций или факторинговой деятельности в целом, необходимо проанализировать причины этого, устранить их влияние и в схему новых факторинговых сделок включить дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение неблагоприятных результатов. Проведение анализа по рассмотренным показателям позволит улучшить качество работы факторингового подразделения и тем самым повысить его конкурентоспособность.

Для того чтобы охарактеризовать рациональность осуществления факторинговых операций на предмет их доходности, рентабельности, эффективности осуществления как для банка, так и для клиента рассмотрим их на примере АКБ «N».

Таблица 6 – Показатели, характеризующие эффективность факторинговых услуг в АКБ «N»

Показатель

На 01.01.07

На 01.01.08

Удельный вес факторинговых  операций в общей сумме активов  анализируемой кредитной организации, %.

5,3

0,25

Объем финансирования изучаемого коммерческого банка (фактор-банка) поставщикам, руб.

301752461,4

21793178,82

Суммы по расчетным документам, первоначально предъявленные поставщиками плательщикам, руб.

332052661,67

43087759,13

Доходы по факторинговым операциям, руб.

18554982

9947000

Доходность факторинговых операций (отношение суммы доходов к суммам, перечисленным банком поставщикам)

0,06

0,46


Как показывают результаты расчетов, наиболее высокое значение коэффициента доходности факторинговых операций составило 0,46 рубля. Это означает, что на 1 рубль вложенных банком средств доход составил сорок шесть копеек в 2007. и соответственно шесть копеек в 2006г.

Резкое повышение доходности операций по уступке денежных требований за предыдущий год связано с резким уменьшением (на 1 января 2008г. основной долг уменьшился в 13,85 раза), задолженности по факторингу. Другими словами, клиенты в 2007г. погасили основную часть своей задолженности перед банком как в части основного долга, так и начисленного факторского процента, а также комиссионных выплат.

Из представленных расчетных  данных можно установить процент  фактического финансирования Банком своих клиентов (поставщиков). То есть в 2006г. процент фактического финансирования составил 90,8%, в 2007 г. соответственно 50,58%.

Банк осуществлял финансирование под уступку денежных требований по классической схеме от 60% до 90% от уступленных долговых требований. Вычислим коэффициент рентабельности факторинговых  операций банка (Крфб), который определяется по следующей формуле:

Крфб = Прибыль, полученная от проведения факторинговых операций/Совокупный доход головного банка.

Таблица 7 – Динамика рентабельности факторинговых операций за 2006 – 2007г.

Показатель

На 01.01.07

На 01.01.08

Крфб = Прибыль, полученная от проведения факторинговых операций/Совокупный доход головного банка, руб.

0,0169

0,0057


 

Коэффициент рентабельности факторинговых операций банка характеризует величину прибыли, которая была получена от проведения операций факторинга на 1 руб. от полученных доходов. То есть в 2006 г. на 1 руб. полученных доходов приходилось 1,69 коп., а в 2007 г. – 0,57 копейки. Этот показатель является одним из основных, который определяет эффективность проведения банком операций финансирования под уступку денежного требований.

Представляется возможным  провести расчет более детального показателя (Пдэф). Это аналогичный коэффициент рентабельности факторинговых операций банка (Крфб), который находится по следующей формуле:

 

Пдэф = ФДФП / ПД,                                                   (1)

 

где    Пдэф − показывает, сколько приходится прибыли от факторинга на 1 рубль полученных процентных доходов;

ФДФП – фактическая  доходность факторингового портфеля;

      ПД – процентный доход.

 

В 2006 г. величина показателя равнялась 0,0198 руб.,  в 2007 г. – 0,0075 руб. (или 1,98 и 0,75 коп.). Крфб по своему значению оказался ниже Пдэф, кроме того, имел сильные тенденции к снижению за период с 1 января 2007г. по январь 2008 года.

Таблица 8 – Динамика показателя Пдэф факторинговых операций за 2006 – 2007г.

Показатель

2006 г.

2007 г.

Пдэф = Фактическая доходность факторингового  портфеля/ Процентный доход

0,0198 руб.

0,0075 руб.


 

Снижение коэффициентов  рентабельности факторинговых операций в банке и показателя Пдэф обусловлено  уменьшением доходов, полученных от проведения операций факторинга с 1 января 2007 г. по 1 января 2008 года. Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что коэффициентный анализ  позволил практически всесторонне рассмотреть аспекты целесообразности проведения операций факторинга. Тем не менее при рассмотрении полученных значений показателя необходимо учитывать влияние различных факторов, пренебрегать которыми однозначно нельзя. Например, в нашем случае доходность факторинговых операций в 2006 г. оказалось приемлемой (6,15 коп. на 1 руб. предоставленных средств), а в 2007г. довольно высокой (45,64 коп. на рубль вложений). Вместе с тем рентабельность факторинговых сделок как в 2006 г., так и в 2007 г. находилась на достаточно низком уровне. Если сделать вывод на основании полученных данных то можно сделать ошибочный вывод о невыгодности данного вида банковских услуг, что будет грубой ошибкой, так как необходимо учитывать масштабы деятельности по проведению финансирования под уступку  денежных требований.

 

 

 


 

Рисунок 14 – Динамика показателей эффективности факторинговых операций в АКБ «N»

 

Чтобы с абсолютной уверенностью  выразить мнение в отношении рациональности проведения операций факторинга детализируем наше исследование и проведем оценку  в разрезе конкретного соглашения по факторинговому обслуживанию. Приведем условные данные и наименования сторон, участвующих в проведении факторинговых операций. Предположим, что кредитная организация заключила 3-сторонний договор №555 финансирования под уступку денежного требования. Клиентом (поставщиком) является ООО «П 1», должником выступает ООО «У 1». В соответствии с данным договором коммерческий банк финансирует клиента в счет получения денежного требования к должнику. Клиент поставляет строительные материалы должнику и уступает право денежного требования финансовому агенту. Должник обязан погасить задолженность и уплатить факторский процент в равных долях с клиентом (по 12,5% годовых с учетом НДС от суммы финансирования). Период, в течение которого должник обязуется оплатить задолженность, составляет 180 календарных дней.

Отметим основные моменты  договора:

1. Банк производит финансирование ООО «Примерное» в размере 90% от стоимости уступленного денежного требования.

2. Клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки.

3. Клиент предает финансовому агенту следующее:

3.1 Договор купли-продажи товаров

3.2 Счет-фактуры на поставленную продукцию

3.3 Товарные накладные.

4. Стоимость уступаемого денежного требования составляет 10 млн. рублей.

Проведем расчеты и  определим, какую максимальную сумму  потеряют поставщик и должник, заключив договор  финансирования под уступку денежного требования при такой схеме факторингового обслуживания (табл. 9).

Проведя вычисления, можно  сделать вывод о том, что при  уступке денежного требования стоимостью 10 млн. руб. поставщик недополучит 562500 руб., что составляет 5,63% денежного требования.

Поставщик мог прибегнуть к более привычному способу –  взять кредит. Однако в данном случае это не так выгодно. Процентная ставка по кредитам в настоящее время колеблется от 15 до 18 % годовых. В отличие от кредита,  по факторингу банк предоставляет финансирование без залогового обеспечения. Кроме того, для получения кредита пришлось бы затратить больше времени, оформить большое количество дебиторов. Поставщик рассматривался бы уже как заемщик. Финансовый агент (коммерческий банк) производит финансирование клиента ежемесячно, согласно условием договора, в течение трех рабочих дней после подписания сторонами акта приема - передачи права денежного требования.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческого банка: проблемы и перспективы развития