Финансовая политика субъекта Российской Федерации на примере Самарской облости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе финансовой политики субъекта Российской Федерации – Самарской области.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие финансовой политики,
2. изучить сущность финансов субъектов РФ;
3. изучить особенности финансовой политики субъектов РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РФ 5
1.1. Понятие финансовой политики, её значение и цели 5
1.2. Сущность финансов субъектов РФ 8
1.3. Региональная финансовая политика 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РФ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Анализ финансовой политики региона 20
2.2. Бюджетная политика Самаркой области 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 37
3.1. Пути развития финансовой политики Самарской области 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Вывод 

      Итак, финансовая политика представляет собой особую сферу деятельности государства, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функции. В составе финансов субъекта Федерации можно выделить бюджетные средства региона; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта Федерации; другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта Федерации. Финансовые ресурсы региона составляют экономическую основу государственной власти субъекта Федерации наряду с собственностью региона, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ финансовой политики субъекта Российской Федерации на примере  Самарской области 

2.1 Анализ финансовой политики региона  

     Самарская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

     Административный  центр — город Самара.

     Граничит  с Саратовской, Ульяновской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан. Из-за близости границы с Западно-Казахстанской областью Казахстана часть Большечерниговского района имеет статус приграничной территории.

     Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 1936 года по 1990 год называлась Куйбышевской областью.

     Самарская область — пятый по площади  регион Поволжья — занимает территорию площадью 53,6 тыс. км², что составляет 0,31 % территории России. Область протянулась  с севера на юг на 335 км, а с запада на восток — на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47′ и 54°41′ с.ш. и 47°55′ и 52°35′ в.д.

     Область расположена в юго-восточной части  европейской территории России, в  среднем течении Волги, по обеим  её сторонам. Реки Волга и Самара и являются границами внутреннего деления области по рельефу. Выделяют три части: Правобережье, Северное и Южное Левобережья. Большая часть территории области (91,2 %) находится в Левобережье.

     Правобережье  является возвышенным районом, в  нём находятся Жигулёвские горы. На севере Левобережья находятся плоская равнина и Высокое Заволжье — Бугульмино-Белебеевская возвышенность (Сокские, Кинельские, Сокольи горы). Юг Левобережья представляет собой пологоволнистую равнину, на юго-востоке области заходят отроги возвышенности Общий Сырт (Синий, Средний, Каменный Сырты).

     Таблица 2.1. Структура производства ВРП Самарской области по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)

Виды  экономической деятельности 2009 2010 2011
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство  4,2 4,3 5,3
Добыча  полезных ископаемых  10,2 9,9 10,8
Обрабатывающие  производства  28,4 25,8 19,9
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды  3,3 3,1 3,8
Строительство  6,2 5,5 4,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления  15,0 14,0 13,8
Гостиницы и рестораны  1,2 1,1 1,5
Транспорт и связь  11,9 15,8 15,8
Финансовая  деятельность  0,3 0,2 0,3
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг 9,4 10,1 10,8
Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное и социальное обеспечение  3,4 3,7 4,9
Образование  2,7 2,7 3,5
Здравоохранение и предоставление социальных услуг  2,7 2,7 3,6
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг  1,1 1,1 1,4
Валовой  региональный продукт в основных ценах (валовая добавленная стоимость в основных ценах – всего)  100 100 100
 

 

     Оборот  организаций Самарской области (см. табл. 2.1), в который включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) в 2011 году  составил 1420,5 млрд. рублей и снизился по сравнению с предыдущим годом на 17,8%.7

     Значительный  спад произошел в обрабатывающей промышленности (более 30%) и торговле (около 20%), на долю которых приходится  более 66% структуры оборота организаций Самарской области.

     2012 год характеризуется как год посткризисного восстановления экономики Самарской области. Улучшение ситуации в мировой и российской экономике, оживление внешнего и внутреннего спроса, накопленный экономический потенциал, масштабные антикризисные меры федерального и регионального уровня позволили сохранить устойчивую макроэкономическую ситуацию, существенно улучшить положение на рынке труда и возобновить рост практически во всех секторах экономики области (см. таблицу 2.2).

     Таблица 2.2. Динамика основных показателей социально-экономического развития Самарской области в 2009-2010 годах, (в % к предыдущему году)

Показатели 2009 год 2010 год
Валовой региональный продукт 80,4 106,9
Индекс  промышленного производства 73,0 115,6
В том числе по видам экономической деятельности:    
добыча  полезных ископаемых 109,1 104,5
обрабатывающие  производства 63,8 127,6
производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 94,7 98,9
Внешнеторговый  оборот 54,6 149,9
Индекс  производства продукции

сельского хозяйства

92,5 71,0
Инвестиции  в основной капитал 72,0 116,3
Ввод  в действие жилых домов 77,1 101,6
Индекс  потребительских цен на товары и  услуги (декабрь к декабрю) 108,1 107,8
Оборот  розничной торговли 91,8 103,0
Объем платных услуг населению 97,4 101,2
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 105,5 104,1
Реальная  среднемесячная начисленная заработная плата 91,6 105,2
Численность зарегистрированных безработных на конец года рост в 2,4 раза 60,0
 

 

     В 2010 году объем валового регионального продукта (далее – ВРП) Самарской области оценивается на уровне 686,3 млрд. рублей, что на 6,9% превышает уровень 2009 года. При этом темпы роста региональной экономики опережают темпы развития мировой экономики (104,7%), российской экономики (104%) и стран Еврозоны (101,6%). Возобновившийся рост экономики области, во многом, обусловлен позитивной динамикой показателей производства в базовых видах экономической деятельности: в целом  индекс выпуска товаров и услуг в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, строительстве, на транспорте и в розничной торговле в 2010 году относительно 2009 года составил 112,1% (в Российской Федерации – 104,7%) (см. рис. 1).

      

      
Рис. 1. Динамика выпуска  товаров и услуг  в базовых видах

     экономической деятельности в 2010 году

     (в  % к соответствующему  периоду предыдущего  года)  

     Основной  вклад в общий прирост ВРП  в 2010 году внесли  обрабатывающие производства (более 67%), операции с недвижимым имуществом (11%), социальные услуги и услуги государственного управления (6,3%), добыча полезных ископаемых (6,3%).

     В результате, в экономике области  в 2005-2010 годах произошли следующие  структурные сдвиги: увеличилась  доля инфраструктурного комплекса, операций с недвижимым имуществом, социальных услуг и услуг государственного управления на фоне незначительного уменьшения доли товаропроизводящих отраслей производственно-инвестиционного назначения (см. рис. 2).

     Рис. 2. Изменение структуры ВРП Самарской области, в % к итогу 

     Несмотря  на экономический рост, в 2010 году компенсировано только 35% прошлогоднего падения  ВРП.

     Оборот  организаций Самарской области, в который включается стоимость  отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей) в 2010 году составил 1673,7 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21,3%. Рост оборота организаций был обусловлен, в основном, за счет предприятий промышленности (рост на 30,6%), в том числе обрабатывающих производств (на 35,5%), транспорта и связи (на 19%), торговли (на 14,6%), сферы операций с недвижимым имуществом (на 14,3%), на долю которых в совокупности приходится более 90% общего оборота организаций Самарской области.

     2010 год стал годом восстановления экономики Самарской области после сложного кризисного периода. По оценке, экономический рост в Самарской области в 2010 году составил 106,9% (в среднем по России – 104%).

     За 2010 год объем промышленного производства увеличился на 15,6%, что почти вдвое превысило среднероссийский темп прироста (8,2%). Положительная динамика наблюдалась практически по всем видам экономической деятельности.

     Рост  производства обеспечен, в основном, за счет обрабатывающего комплекса, где индекс промышленного производства составил 127,6%. Наиболее динамично развивалось производство транспортных средств и оборудования (173,9%), резиновых и пластмассовых изделий (133,9%), электрооборудования (131,4%). Высокие темпы демонстрировали такие базовые отрасли, как металлургия (126,0%), химия (123,0%), производство строительных материалов (120,2%), выпуск машин и оборудования (117,7%). Рост отмечался также в производствах, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса населения – текстильном и швейном производстве (на 35,4%), выпуске обуви и изделий из кожи (на 19,8%).

     Среди проблемных секторов промышленного  комплекса области в 2010 году следует отметить выпуск пищевых продуктов, где спад по сравнению с 2009 годом составил 2,1%; а также выпуск изделий из дерева – снижение на 32,8%.

     Особое  внимание уделяется поддержке инновационной деятельности. В регионе создана уникальная система инфраструктурных организаций, которые поддерживают проекты от перспективной научной идеи до внедрения в производство, обеспечивают использование практически всех форм государственной поддержки инновационной деятельности.

     Самарская область поддерживает торгово-экономические связи более чем со 100 странами мира. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 9571,8 млн. долларов США, что в 1,5 раза больше уровня соответствующего периода прошлого года. Сохраняется положительное сальдо внешнеторгового баланса.

     На  развитие агропромышленного комплекса Самарской области существенно повлияли аномальные агрометеорологические условия 2010 года. По предварительным данным, объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2010 году уменьшился на 29%.

     Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства области является поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. Реализуется областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009-2012 годы, действуют все формы и виды государственной поддержки малого и среднего бизнеса, сформирована комплексная инфраструктура поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, агентство, фонды, центры).

Информация о работе Финансовая политика субъекта Российской Федерации на примере Самарской облости