Финансовая политика субъекта Российской Федерации на примере Самарской облости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе финансовой политики субъекта Российской Федерации – Самарской области.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие финансовой политики,
2. изучить сущность финансов субъектов РФ;
3. изучить особенности финансовой политики субъектов РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РФ 5
1.1. Понятие финансовой политики, её значение и цели 5
1.2. Сущность финансов субъектов РФ 8
1.3. Региональная финансовая политика 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТА РФ НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 20
2.1. Анализ финансовой политики региона 20
2.2. Бюджетная политика Самаркой области 29
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 37
3.1. Пути развития финансовой политики Самарской области 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложение 1 49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 388.00 Кб (Скачать документ)

     - координацию и содействие продвижению  товаров и услуг предприятий  городского округа совместно  с Региональным объединением  работодателей «Союз работодателей  Самарской области» и Торгово-промышленной  палатой Самарской области на региональный и международный уровень.

     Создание  условий для стабильного функционирования промышленности является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации  городского округа Самара.

     Общая прогнозная оценка финансовых результатов и анализ факторов, оказывающих влияние на их объем, дают основания предполагать, что в 2010 году прибыль прибыльных предприятий возрастет в зависимости от варианта на 6,9% - 11,8%. На рост прибыли окажут влияние увеличение объемов производства, цен производителей и потребительских цен.

     Всего за прогнозируемый период (2012г. к 2009 году) данный показатель увеличится на 29,2% и  на 42,9% по первому и второму варианту соответственно.

     В прогнозном периоде инвестиционная деятельность предприятий будет складываться под влиянием общих экономических тенденций развития экономики городского округа.

     На  ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» планируется  инвестиционный проект «Разработка  и организация серийного производства модельного ряда силовых блоков для  газотурбовозов, стационарных и мобильных теплоэлектростанций, работающих на сжиженном природном газе и жидком водороде, на базе газотурбинных двигателей марки НК». Срок реализации – 2009-2012 годы, стоимость проекта – 6983,1 млн. рублей.

     В прогнозируемом периоде будет продолжена работа по модернизации существующего оборудования на ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» (ежегодный объем финансирования: 1 000-1 500 млн.рублей, со сроком завершения – 2020 год) и ЗАО «Самарские городские электрические сети» (ежегодный объем инвестиций: 200-300 млн.рублей, срок окончания – 2020 год). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

     Таким образом, важным фактором роста экономики регионов и страны в целом выступает промышленность. Нам надо развивать те отрасли промышленности, для развития которых у нас есть все предпосылки. Развивая промышленность, необходимо учитывать положения теории размещения производства. Для Самарской области – это нефтепереработка, электроэнергетика, автомобилестроение. Экономический рост, основанный на экспорте сырья, постепенно необходимо заменить экономикой, основанной на экспорте товаров и услуг. Добиться этого можно только, улучшив качество производимых товаров. А это во многом может стать результатом крупномасштабных инвестиций. В этом огромная роль принадлежит государству.

     Поэтому усилия органов власти субъектов  Федерации, федеральных органов  власти должны быть направлены на повышение  эффективности принимаемых решений  в области управления финансами. Важным моментом здесь может служить  использование мирового опыта управления финансами, а также обращение к теории вопроса, в том числе к теориям размещения и теориям экономического роста, сформированные известными экономистами 19-20 веков. Бюджет Самарской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов является социально ориентированным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Важнейшим звеном финансовой системы являются региональные финансы, обеспечивающие финансовые органы региона денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

     Финансовая  политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главные задачи финансовой политики: обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством; установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов; сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики; достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства; создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов; формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

     Основными целями региональной финансовой политики в РФ являются: обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма; единых минимальных социальных стандартов; выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов; обеспечение гарантий местного самоуправления.

    При разработке финансовой политики региона  необходимо учитывать такие ключевые экономические проблемы, как дефицит инвестиционных источников; низкий уровень финансовой самостоятельности территорий, преобладание дотационных регионов и муниципальных образований; отсутствие развитой финансовой инфраструктуры, позволяющей в том числе оптимизировать структуру и движение денежной массы в субъектах РФ и муниципальных образованиях; отсутствие стимулов у местных органов власти к наращиванию собственной налоговой базы территорий, служащей основой формирования налогового и бюджетного потенциалов; недостаток квалифицированных кадров в системе налоговых и финансовых органов территорий, непосредственно осуществляющих бюджетное и налоговое планирование и контроль; незавершенность процессов разработки методической и нормативной базы управления региональными и муниципальными финансами и др.

      В практической части работы была проанализирована финансовая политика Самарской области. Был сделан вывод о дефиците областного бюджета в 2010 году. В качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета стало привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета, средства которых направлены на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, частичное финансирования дефицита областного бюджета и финансирование мероприятий по поддержке сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, сообщает пресс-служба Правительства Самарской области.

     В заключительной части работы нами были предложены перспективы развития финансовой политики субъекта РФ. Для Самарской области важным фактором роста экономики является промышленность – это нефтепереработка, электроэнергетика, автомобилестроение. Экономический рост, основанный на экспорте сырья, постепенно необходимо заменить экономикой, основанной на экспорте товаров и услуг. Добиться этого можно только, улучшив качество производимых товаров. А это во многом может стать результатом крупномасштабных инвестиций. В этом огромная роль принадлежит государству. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Источники:
 
  1. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.
  2. Приказ Минфина РФ от 31.10.2007 N 96н (ред. от 13.11.2009) "О порядке представления документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.12.2007 N 10600).
  3. Приказ министерства управления финансами Самарской области от 8 февраля 2008 г. N 01-21/16 "Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета (главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита областного бюджета), определения, утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств" (в ред. Приказов Министерства управления финансами Самарской области от 03.07.2008 N 01-21/68, от 16.09.2008 N 01-21/87, от 13.01.2009 N 01-21/1).
  4. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 621 "О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа"
 

2. Литература:

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2009. ¾ 687 с.
  2. Бликанов А.В. Регион как объект государственного финансового контроля (на примере Кабардино-Балкарской Республики).// Аудиторские ведомости. – 2008. - №10
  3. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Финансы/ В.В. Бочаров и др. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
  4. Булатова А. С. Экономика: учебник. - М.: Бек. 2008. Гл. 16. С. 260 277.Ломакин В.К., Мировая экономика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 727 с.
  5. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов/ Н.Б.Ермасова, М.Г.Миронов, Е.А.Ермакова и др.; Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с
  6. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: Учебное пособие/ Л.С.Гринкевич и др. – М.: КНОРУС, 2007. – 560 с.
  7. Живалов В. Н. Финансовая система России, Экономика, 2008 г.
  8. Колесов А. С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2008. №10
  9. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. Е.Ю.Грачевой. – М.: Проспект, 2009.
  10. Ларина С.Е. Перспективы развития муниципальных финансов.// Финансы. – 2007. - №11. – с.21-23
  11. Пансков В. Г. Главное финансовая стабилизация // Финансы. 2009. № 12.
  12. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 479 с.
  13. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 2007. № 8.
  14. Родионова В. М. Финансы. -  М.: Финансы и статистика. 2005. Гл. 3.
  15. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика. 2009.
  16. Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л. А., М.: 2007.
 
 
  1. Адреса  интернет-ресурсов:
 
  1. Территориальный орган  федеральной службы государственной статистики по Самарской области (http://www.samarastat.ru/)
  2. Федеральная служба государственной статистики РФ (http://www.gks.ru/)
  3. Министерство управления финансами Самарской области (http://www.minfin-samara.ru/)
  4. Политика Самары и Самарской области (http://www/riasamara.ru/)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

  Прогноз сводного финансового  баланса по территории городского округа Самара на 2010 год и на период до 2012 года

Показатели Единица измерения отчет оценка прогноз          
2008 2009 2010 год   2011 год   2012 год      
год год вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2    
Доходы                  
Прибыль прибыльных организаций тыс. руб. 139 710 013 75 683 630 80 905 800 84 614 298 88 591 852 95 106 471 97 805 404 108 136 058
Справочно:                  
Прибыль (убыток) - сальдо тыс. руб. 135 174 857 65 252 771 69 755 212 72 952 598 76 381 958 81 998 720 84 325 681 93 232 545
Амортизационные отчисления тыс. руб. 21 101 146 19 286 447 20 617 212 20 752 217 22 349 058 22 640 669 24 695 709 25 199 064
Налоговые доходы тыс. руб. 86 636 504 81 692 926 64 105 727 64 663 661 65 871 307 67 441 253 70 033 728 72 326 933
в том  числе:                  
налог на доходы физических лиц тыс. руб. 16 103 675 15 781 602 15 844 728 15 923 636 16 510 206 16 687 970 17 401 758 17 822 752
налог на добавленную стоимость тыс. руб. 28 084 668 27 220 448 29 942 493 29 942 493 32 337 892 32 337 892 34 601 545 34 601 545
акцизы тыс. руб. 4 675 242 3 851 448 4 238 109 4 267 722 4 593 516 4 620 409 4 951 970 4 979 732
налоги  на совокупный доход тыс. руб. 1 790 802 1 819 585 1 824 666 1 903 179 1 890 736 2 005 039 2 023 087 2 175 467
налоги  на имущество, из них: тыс. руб. 5 078 436 5 795 033 5 839 300 5 859 859 6 119 102 6 385 212 6 524 424 6 815 778
налог на имущество физических лиц тыс. руб. 70 914 81 555 89 705 93 788 98 676 107 856 108 543 124 035
налог на имущество организаций тыс. руб. 2 517 828 3 295 048 3 344 474 3 360 949 3 422 896 3 629 825 3 662 499 3 938 360
земельный налог тыс. руб. 1 480 228 1 622 415 1 744 096 1 744 096 1 883 624 1 933 624 1 996 641 1 996 641
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами тыс. руб. 7 132 234 3 848 926 3 928 859 4 272 131 4 009 873 4 994 749 4 092 265 5 492 979
налоги  и взносы на социальные нужды (единый социальный налог) тыс. руб. 23 452 081 23 009 774 2 107 960 2 115 030 0 0 0 0
прочие  налоговые доходы тыс. руб. 319 366 366 110 379 612 379 612 409 981 409 981 438 680 438 680
Неналоговые доходы тыс. руб. 3 740 844 2 960 471 17 298 676 17 611 505 19 842 083 20 315 585 20 984 559 21 868 561
Прочие  доходы тыс. руб. 251 107 153 440 164 236 164 236 170 493 170 493 176 988 176 988
Итого доходов тыс. руб. 251 439 612 179 776 913 183 091 651 187 805 917 196 824 793 205 674 472 213 696 388 227 707 605
Сальдо  финансовых взаимоотношений с вышестоящими уровнями власти тыс. руб. -70 983 202 -46 853 435 -33 721 355 -34 789 005 -38 258 396 -40 596 006 -43 558 515 -47 019 825
Средства, перечисляемые на федеральный уровень  власти тыс. руб. 67 553 528 54 693 691 49 570 513 50 237 113 52 467 678 53 926 895 55 925 656 58 190 868
в том числе:                  
в федеральный бюджет тыс. руб. 52 216 938 39 449 502 35 887 279 36 287 375 38 091 818 39 157 519 40 629 116 42 166 094
в государственные внебюджетные фонды тыс. руб. 15 336 590 15 244 190 13 683 234 13 949 738 14 375 860 14 769 376 15 296 540 16 024 774
Средства, перечисляемые на областной уровень  власти тыс. руб. 44 896 854 34 324 853 37 045 716 37 945 888 39 561 875 41 276 705 42 698 120 45 436 314
в том числе:                  
в областной бюджет тыс. руб. 41 426 067 31 111 092 33 787 500 34 624 407 36 117 941 37 739 327 39 033 774 41 598 258
в территориальные государственные внебюджетные фонды тыс. руб. 3 470 787 3 213 760 3 258 215 3 321 481 3 443 934 3 537 378 3 664 346 3 838 056
Средства, получаемые с федерального уровня власти (из федерального бюджета) тыс. руб. 5 592 003 4 475 958 4 610 772 4 810 403 4 691 578 5 026 123 4 962 560 5 579 344
Средства, получаемые с областного уровня власти тыс. руб. 35 875 179 37 689 151 48 284 103 48 583 594 49 079 579 49 581 471 50 102 701 51 028 013
в том числе:                  
из  областного бюджета тыс. руб. 9 112 580 5 870 523 5 834 248 6 133 739 6 170 878 6 672 770 6 666 712 7 592 023
из  территориальных государственных  внебюджетных фондов тыс. руб. 26 762 599 31 818 628 42 449 854 42 449 854 42 908 701 42 908 701 43 435 990 43 435 990
Всего доходов тыс. руб. 180 456 411 132 923 478 149 370 296 153 016 912 158 566 397 165 078 466 170 137 873 180 687 780
                   
Расходы                  
Расходы за счет средств, остающихся в распоряжении организаций тыс. руб. 127 280 755 79 833 351 85 341 852 88 443 656 93 222 539 98 725 846 102 940 032 111 707 911
Расходы на общегосударственные вопросы тыс. руб. 1 520 664 1 743 831 1 803 910 1 814 264 1 897 225 1 914 576 2 008 993 2 040 981
из  них:                  
обслуживание  муниципального долга тыс. руб. 40 692 269 101 329 688 329 688 402 618 402 618 481 069 481 069
Расходы на национальную оборону тыс. руб. 824 129 588 532 584 182 617 934 622 683 679 245 678 624 782 904
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность тыс. руб. 176 465 185 527 176 114 179 563 185 376 191 157 197 110 207 768
Расходы на национальную экономику тыс. руб. 3 774 637 3 138 633 3 037 593 3 158 579 3 218 761 3 421 511 3 468 033 3 841 832
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство тыс. руб. 7 248 790 6 377 523 6 048 655 6 153 720 6 332 996 6 509 064 6 692 919 7 017 527
Расходы на охрану окружающей среды тыс. руб. 413 087 341 606 334 994 350 930 355 880 382 586 385 351 434 588
Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации тыс. руб. 11 382 633 10 349 511 9 698 071 9 907 651 10 188 756 10 539 974 10 820 307 11 467 829
в том числе на:                  
Образование тыс. руб. 3 735 427 4 119 762 3 846 465 3 866 228 4 028 981 4 062 101 4 242 417 4 303 478
Культуру, кинематографию и средства массовой информации тыс. руб. 1 396 750 1 053 659 1 031 822 1 079 688 1 095 727 1 175 941 1 185 571 1 333 457
Здравоохранение и спорт тыс. руб. 4 743 009 4 045 136 3 905 729 4 038 527 4 127 222 4 349 767 4 426 399 4 836 693
Социальную  политику тыс. руб. 1 507 447 1 130 954 914 055 923 209 936 825 952 164 965 920 994 200
Расходы государственных внебюджетных фондов тыс. руб. 26 762 599 31 818 628 42 449 854 42 449 854 42 908 701 42 908 701 43 435 990 43 435 990
Прочие  расходы тыс. руб. 82 306 405 664 567 163 567 163 416 065 416 065 356 540 356 540
Всего расходов тыс. руб. 179 466 065 134 782 806 150 042 389 153 643 314 159 348 980 165 688 724 170 983 896 181 293 870
Превышение  доходов над расходами (+), или  расходов над доходами (-) тыс. руб. 990 346 -1 859 328 -672 092 -626 402 -782 583 -610 258 -846 023 -606 091

Информация о работе Финансовая политика субъекта Российской Федерации на примере Самарской облости