Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. И о ней пойдет речь в этой работе.

Содержание

Введение
Содержание и значение финансовой политики
Понятие финансовой политики и её место в составе социально-экономической политики общества
Объект и субъект финансовой политики
Методы осуществления финансовой политики
Тактика и стратегия финансовой политики
Цели и задачи финансовой политики
Взаимосвязь тактики и стратегии финансовой политики
Типы финансовой политики государства, специфика их применения и результаты
Факторы, влияющие на результативность финансовой политики
Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
Экономические цели общества на современном этапе
Бюджетная и налоговая политика как важнейшее звено экономической политики государства
Перспективы финансовой политики РФ на современном этапе.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач Финансы.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

     Любая финансовая политика в первую очередь  предполагает решение фискальных задач  государства, которые связаны с  балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой  все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступивших доходов определяется законом Лаффера (рис. 1).

                              ДБ   

 
 
 
 

                          ДБмакс

 Нормальная          Запретная

                                                              Зона                       Зона

 

                                                                                ННopt                                         НН

Рис. 1. Кривая Лаффера:

ДБ – доходы бюджета; ДБмакс – максимальные доходы бюджета; НН – налоговая нагрузка; ННopt -  оптимальная налоговая нагрузка

           Суть закона заключается в  следующем. Первоначально рост  налогового бремени приводит  к увеличению доходов государства, и постепенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой – государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и стремится к нулевой отметке при 100%-м уровне изъятия. Такое снижение доходов происходит объективно за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов. Данная зависимость между налоговым бременем и доходами проявляется только в условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты свободны в выборе своего поведения. В условиях плановой экономики закон Лаффера не действует в связи с тем, что все решения об использовании финансовых ресурсов принимаются государством единолично и стимулом для производителя является не объем средств, оставшихся у него, а полнота выполнения директивного задания.            Балансирование доходов и расходов государства возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определённым социальным издержкам.

          Кроме фискальных целей финансовая  политика предполагает регулирование  экономических процессов. Регулирование  осуществляется в связи с тем,  что государство располагает  определенными инструментами, которые  оказывают влияние на интересы экономических субъектов. К ним относятся налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы. К таким процессам относятся экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно.

          В настоящее время регулирование  является обязательным элементом  финансовой политики любого государства  и сознательно используется для  достижения целей экономического  развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

          При этом возникают определенные  сложности, которые связаны с  выбором целей регулирования.  С помощью одного и того  же механизма регулирования нельзя  воздействовать на все экономические  процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них. Однако выбор целей в нормальной экономической ситуации осуществляется государством достаточно просто, так как экономический спад и рост инфляции обычно одновременно не происходят.  В этой ситуации государству приходится делать сложный выбор: либо регулировать денежное обращение, стабилизировать цены и тем самым жертвовать экономическим ростом, либо стимулировать деловую активность и ещё больше усиливать инфляцию.

         Для оперативного воздействия  на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в Банке России.

         Фискальные и регулирующие цели  финансовой политики, как правило,  находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного  балансирования доходов и расходов  государства, а вторые очень  часто приводят к бюджетному дефициту в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечиваются балансирование бюджета и в ряде случаев формирование и накопление бюджетных профицитов.  

Взаимосвязь тактики и стратегии  финансовой политики 

     В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач, финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. 

     Финансовая стратегия - это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента. Процесс выработки финансовой стратегии хозяйствующим субъектом включает в себя:

  • анализ предшествующей финансовой стратегии;
  • обоснование стратегических целей финансовой политики;
  • определение сроков действия финансовой стратегии;
  • конкретизацию стратегических целей и периодов их выполнения.

     Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

     В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

     Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества посредством перегруппировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.

     Финансовая тактика, в отличие от стратегии, связана с реализацией более узких, локальных, текущих задач финансового менеджмента.  

Типы финансовой политики государства, специфика их применения и результаты 

     Анализ  применявшейся различными государствами  финансовой политики позволяет выделить три основных её типа:

  1. классическая;
  2. регулирующая;
  3. планово-директивная.

     1) До конца 1920-х годов основным типом финансовой политики большинства стран был классический её вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление – это невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

      Финансовый  механизм строился исходя из этих целей  финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся  в основном к расходам на военные  цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, механизм взимания которых был достаточно прост и эффективен. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

      2)  Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами ещё в ХIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 1920-х годов, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей, которые допускали вмешательство государства в экономику. Они исходили из необходимости регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

      Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

      Изменяется  система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает  несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета  и бюджетных расходов.

      В 1970-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования  её цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.

      Финансовый  механизм в этих условиях исходит  из необходимости сокращения объема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

      3)  Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой.  Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами