Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п. Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. И о ней пойдет речь в этой работе.

Содержание

Введение
Содержание и значение финансовой политики
Понятие финансовой политики и её место в составе социально-экономической политики общества
Объект и субъект финансовой политики
Методы осуществления финансовой политики
Тактика и стратегия финансовой политики
Цели и задачи финансовой политики
Взаимосвязь тактики и стратегии финансовой политики
Типы финансовой политики государства, специфика их применения и результаты
Факторы, влияющие на результативность финансовой политики
Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
Экономические цели общества на современном этапе
Бюджетная и налоговая политика как важнейшее звено экономической политики государства
Перспективы финансовой политики РФ на современном этапе.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач Финансы.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

   Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе взвешенной макроэкономической политики, базирующейся на следующих принципах:

    • Последовательном снижении уровня инфляции;
    • Проведении сбалансированной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;
    • Содействии повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
    • Поддержании сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.
 
 
 
 

Бюджетная и налоговая политика как важнейшее  звено экономической  политики государства

 

   Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности.

   Главной задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Проведение бюджетной политики должно основываться на следующих принципах:

      • Гарантированном исполнении заложенных в бюджет обязательств;
      • Связывании избыточной денежной ликвидности;
      • Последовательном сокращении расходов на обслуживание государственного долга;
      • Переходе от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.

     По итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В январе-апреле 2011 года экономический рост составил 3,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%.

     В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6% (рисунок 1):

     Рисунок 1

     В случае реализации этого сценария на докризисный уровень экономика  вернется в конце 2011 – начале 2012 годов.

     Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году.

     Позитивным фактором роста в 2010 году являлось динамичное развитие промышленного производства (прирост за 2010 год по отношению к 2009 году составил 8,2%), особенно обрабатывающих производств (прирост – 11,8%). В январе-мае 2011 года объем промышленного производства увеличился на 5,2%, по итогам года ожидается рост на уровне 5,4%, что позволит уже в 2011 году выйти на докризисный уровень.

     В противоположность промышленности, объем производства в сельском хозяйстве в 2010 году сократился по сравнению с 2009 годом на 11,9%. При этом в 2009 году и в первом полугодии 2010 года сельское хозяйство росло. В январе-апреле 2011 года сельское хозяйство выросло на 0,6%, а по итогам всего года по оценке увеличится на 11,8 %.

     Платные услуги населению в 2010 году увеличились на 1,5 %, в 2011 году ожидается рост на 4,2%.

     Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

   Работодатели в 2010 году не только более активно нанимали работников, но и повышали зарплату. По итогам 2010 года реальная начисленная заработная плата выросла на 4,6% и достигла докризисного уровня.

   В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей.3

 

   Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренными в 2010 году, предусматривалось  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям.

     1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности;

     2. Налог на прибыль организаций;

     3. Налог на добавленную стоимость;

     4. Акцизное налогообложение;

     5. Введение налога на недвижимость;

     6. Налогообложение имущества (в  том числе земельных участков);

     7. Налог на добычу полезных ископаемых;

     8. Водный налог;

     9. Налогообложение в рамках специальных  налоговых режимов;

     10. Налоговое администрирование;

     11. Упрощение администрирования налогообложения  физических лиц;

    12. Международное  сотрудничество, интеграция в международные  организации и соглашения, информационный обмен;

     13. Налоговая нагрузка в российской  экономике.

 

     Фискальная нагрузка должна быть перераспределена с перерабатывающих секторов на добывающие. Важным направлением налоговой политики остается обеспечение для всех видов предпринимательской деятельности равного налогового режима, создающего одинаковые конкурентные условия хозяйственной деятельности. Этому будет способствовать снижение ставки на НДС. Предусматривается провести реформу имущественных налогов. Предполагается снизить максимальную налоговую ставку по налогу на имущество физических лиц.

     Предполагается внести принципиальные изменения в режим взимания земельного налога, определить его налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельных участков, дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель.

      В Таблице 3 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 – 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.

 

Таблица 3

 

Доходы  бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 – 2010 гг. (% ВВП)

 
                        2005 2006 2007 2008 2009 2010
                      Доходы  всего 39,7% 39,5% 39,9% 38,8% 35,1% 35,3%
                      Налоговые доходы и платежи 36,5% 36,1% 36,2% 36,2% 31,0% 31,7%
                        в том числе            
                      Налог на прибыль организаций 6,2% 6,2% 6,5% 6,1% 3,3% 4,0%
                      Налог на доходы физических лиц 3,3% 3,5% 3,8% 4,0% 4,3% 4,0%
                      Налог на добавленную стоимость 6,8% 5,6% 6,8% 5,2% 5,3% 5,6%
                      Акцизы 1,2% 1,0% 0,9% 0,8% 0,9% 1,1%
                      Таможенные  пошлины 7,5% 8,3% 7,0% 8,4% 6,5% 6,4%
                      Налог на добычу полезных ископаемых 4,2% 4,3% 3,6% 4,1% 2,7% 3,2%
                      Единый  социальный налог  и страховые взносы 5,5% 5,4% 5,6% 5,5% 5,9% 5,2%
                      Прочие  налоги и сборы* 1,9% 1,9% 2,0% 1,9% 2,2% 2,2%
                      * налоги на совокупный доход,  налоги на имущество, платежи  за пользование природными ресурсами  (за исключением НДПИ), государственная  пошлина, таможенные сборы.

4

 
 
 
 
 
 
 

Перспективы финансовой политики РФ на современном  этапе

 

      В условиях неустойчивости мировой экономики  и финансов главной задачей экономической  и финансовой политики нашего государства  является стабильность развития экономики  и финансовой системы страны. При этом должно повыситься значение проводимой государством бюджетной политики, которая призвана обеспечивать сбалансированное развитие экономики. Роль бюджета будет возрастать. Он должен отражать идеологию развития государства и быть главным инструментом практической реализацией целей, стоящих перед обществом, перед государством.

      К настоящему времени особого внимания требуют следующие российские проблемы:

    • Форсированного развития экономики и инфраструктуры;
    • Решения социальных и демографических задач;
    • Восстановления научно-технического потенциала;
    • Укрепления обороноспособности страны.

     Необходимость форсированного развития экономики  и инфраструктуры обусловлена рядом  обстоятельств. В течение многих столетий, и особенно в период 1930-1990 гг., промышленность России развивалась однобоко. Финансовым источником её развития были бюджетные средства, и государство направляло их в основном в отрасли военно-промышленного комплекса. В результате в стране производился недостаточный объем товаров для населения. Следствием этого стал большой размер их экспорта до 1917 г. и после 1992 г., а значит, товарная зависимость страны, или постоянный товарный дефицит, в годы советской власти, что вело к развитию коррупции и постоянному недовольству населения.

     Многие  показатели ниже не только показателей 1990 г., но даже ниже показателей тридцатилетней давности. Это вызывает необходимость создания новых предприятий отраслей группы Б, оснащение их новым оборудованием и современными технологиями, способными конкурировать с зарубежными предприятиями хотя бы на внутреннем рынке страны.

      Особого внимания требует состояние инфраструктуры отраслей. В течение многих десятилетий из-за постоянного и в больших размерах недофинансирования инфраструктура отставала в своем развитии от основных отраслей национальной экономики, что, в свою очередь, тормозит экономическое и социальное развитие страны. В последние годы состояние инфраструктуры ухудшилось.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами