Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.
Основные элементы финансовой политики:
- учетная политика;
-налоговая политика;
- кредитная политика;
- политика управления денежными средствами;
- политика в отношении управления издержками;
-инвестиционная политика
- дивидендная политика.
-долговая политика
1) Качество финансовой политики в значительной степени зависит от принятой учетной политики. Учетная политика, которая представляет собой совокупность принятых организацией способов ведения учета, может существенным образом повлиять на процесс формирования финансового результата и оценку финансово-хозяйственной деятельности.
При ее определении у предприятия существует выбор, который касается методов списания сырья и материалов в производство, оценки незавершенного производства, ускоренной амортизации, формирования резервов и т.д. Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований, освоения производства продукции, планирования новых производств, технологических схем и создания новых структур.
2) Следующим важным элементом финансовой политики является налоговая политика. Каждое предприятие заинтересовано в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса и повышения финансовой устойчивости.
Налоговая политика компании, как составная часть её финансовой политики, - это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании. В ней следует выделить такие основные направления как выбор схемы налогового учета, выбор способов оптимизации налогов, налоговое планирование
Налоговая политика связана с учетной политикой, так как выбор методов отнесения затрат на себестоимость может влиять на величину налогооблагаемой базы.
3) В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется изучить структуру пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов
4) В состав долгосрочной
корпоративной финансовой
При благоприятных
для организации экономических
условиях она стремится к
5)Эффективная дивидендная политика компании является гарантом её финансовой устойчивости и ориентиром для привлечения инвесторов. Дивидендная политика представляет собой принятый организацией вариант распределения чистой прибыли на дивиденды и нераспределенную прибыль. В мировой практике получили распространение три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный, агрессивный. При консервативной дивидендной политике выплата дивидендов осуществляется либо по остаточному принципу, либо фиксированными платежами. Компания не ставит цели повысить свою стоимость путем увеличения дивидендных выплат; на первый план выдвигаются цели инвестирования и финансирования других потребностей за счет собственных источников. При умеренном подходе выплачиваются гарантированный минимальный дивиденд плюс экстрадивиденд, зависящий от результатов деятельности компании за год. Наконец, при агрессивной дивидендной политике предприятие ставит целью повышение своей инвестиционной привлекательности на основе применения методов постоянного возрастания (процентного и абсолютного) дивидендов. Это позволяет повысить рыночную цену акций предприятия и привлечь тем самым новых собственников (акционеров), но такая политика таит в себе опасность потери контроля над компанией и даже частичной потери платежеспособности
6) Долговая политика компании связана с определением оптимального для нее соотношения между заемными и собственными средствами. Долговая политика, так же как и дивидендная, может агрессивной, умеренной и пассивной.
IV Государственная финансовая политика РФ на современном этапе.
Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики требует в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов.
В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности в нашей стране изменился финансовый механизм.
Табл. 1 Приватизация государственной собственности и соотношение государственной и частной собственности
Вывод: количество частных предприятий продолжает увеличиваться.
Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.
Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.
Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определяется по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.
С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.
С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.
Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции. К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.(выдержка из послания президента РФ Федеральному Собранию в 2012 году)
Процесс преобразований в нашей стране продолжается, т. к есть и целый комплекс нерешенных проблем.
Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов.
Если же говорить о сырьевых запасах, нефтедобывающих предприятиях, то главная проблема здесь кроется в том, что приватизировав предприятия нефтяной отрасли, государство лишилось огромных бюджетных доходов, утратило контроль за развитием этой отрасли и ценами на ее продукцию. Также эти предприятия не вкладывают средства в поиск и разработку новых месторождений. Рост добычи нефти не превышает 3% в год.
Решение проблемы: обязать предпринимателей вкладывать в разведку нефти % от получаемой прибыли (до уплаты налогов)
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
Инфрастуктура оказывает большое влияние на экономическое и социальное развитие. Она включает в себя: автомобильную сеть дорог, ж/д сеть, нефте- и газопроводы, здания и сооружения. Например, важное значение имеет инфрастуктура при транспортировке и хранении с/х продукции (дороги и ангары, склады).Именно на этой стадии происходит порча продукции из-за плохого качества инфраструктуры( в нашей стране почти половина картофеля, зерна, свеклы становится непригодной к использованию)А ведь наша страна ввозит из-за рубежа почти половину всего используемого продовольствия. Нужно развивать с /х, аграрный сектор, направлять средства на улучшение и развитие инфраструктуры.
Что же касается науки и НИОКР, то возможно следует обязать крупные организации, корпорации (т. к малый и средний бизнес не имеет достаточной финансовой основы) вкладывать часть своей прибыли именно в эту сферу. Такая практика стала привычной для стран Запада, т. к сами корпорации понимают, что эти затраты окупятся, ведь можно установить более высокие цены на инновационную продукцию.
В-третьих и в-четвертых, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.
Зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
Возможно нужен более глубокий анализ решений, планирование и обязательно общественный контроль. Общественный финансовый контроль осуществляется представителями общества: общественными организациями и объединениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федерации, профессиональные союзы. Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, а его объектом - денежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их отдельных социальных и профессиональных групп со стороны органов государственной (местной) власти и работодателей.
В-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К сожалению именно эта помощь дестимулирует развитие экономики регионов, порождая нахлебничество.
В-шестых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.
Что же касается налоговой политики, то здесь можно предложить следующее: введение налога на сверхприбыль (а также неналоговые выплаты в различные фонды помощи, чтобы предприниматели ощущали социальную ответственность), введение прогрессивной ставки налогообложения на доходы физических лиц.
Обратимся к статистическому показателю степени расслоения общества данной страны или региона. Это коэффициент Джини. В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1.
Коэффициент Джини в России составлял в 2001 году 39,9 % (0.399), в 2009 году 42,2 % (0.422).Для сравнения в Европе этот коэффициент приблизительно равен 0,2-0,3.(20-30%)
Рис.5 Изменение величины коэффициента Джини в России за 1991-2010 гг.
*по данным Росстата
Для того, чтобы сгладить разрыв между высоко- и низкодоходными группами граждан вводится прогрессивная ставка налогообложения. Диапазон процентных ставок в разных странах отличается. В США процентные ставки подоходного налога устанавливаются правительством в диапазоне 10% – 35%, в Японии — 5% – 50%, в Канаде — 15% – 29%.
Только в России процентная ставка подоходного налога для всех одинаковая – 13%, что приводит к тому, что нет разграничивающих рамок в доходах разных слоёв населения, и богатые становятся богаче, а бедные – ещё беднее.
Это приводит к дополнительным трансфертам населению, ухудшению здоровья ,уровня образования, а как следствие, дополнительный затратам из бюджета. В то же время бюджет еще и теряет часть дохода, который мог бы образовываться за счет граждан с высокими доходами.