Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.
Повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области регулирования бюджета (бюджетная политика) и в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика).
Бюджетная политика. Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этом плане:
- введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие мер по
перечислению дивидендов на
- реализация программ экономии государственных расходов;
- концентрация всех
доходов и средств
- проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- проведение связанных
расчетов с использованием меха
- реструктуризация
- инвентаризация внешних
и внутренних заимствований,
Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного дефицита госбюджета, иначе будет получен отрицательный эффект воздействия на экономику в виде инфляции и замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные направления. В-третьих, следует иметь в виду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный эффект, т.е. привести к тому, что общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора, будет гораздо больше первоначального.
Налоговая политика (фискальная). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие - как разрешительные. Основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.
Фискальная политика государства должна быть направлена на создание условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
- комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
- пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
- введение единого реестра налогоплательщиков;
- ужесточение налогового администрирования;
- реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Вопрос о влиянии государственн
Табл. 2
Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2010 году.
Основным требованием к российской бюджетной политике выступает создание условий для экономического роста. Активизация инвестиционно-инновационной составляющей экономического роста при проведении бюджетной политики является одним из условий выхода российской экономики на траекторию устойчивого экономического развития.
В настоящее время
не только для крупных корпораций,
но и для государств повышение
международной
Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу (определены правительством):
Должны быть четко
определены объемы бюджетного финансирования,
необходимые для достижения конкретных
количественно определенных целей
государственной социально-
Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.
Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.
За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
Для достижения целей
социально-экономической
Переход к «программному
бюджету» в полном объеме необходимо
осуществить начиная с
Ключевой задачей является расширение самостоятельности и ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости. Предлагается создать единый портал бюджетной системы Российской Федерации, посредством которого сделать доступной в режиме реального времени необходимую информацию для всех заинтересованных пользователей (прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Заключение.
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.
Главное назначение финансовой политики состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. выполнение государством своих основных функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти.
Хорошо разработанная финансовая политика должна быть направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований. Финансовая политика напрямую связана с реформированием экономики, становлением и развитием в ней рыночных отношений. И здесь важна достоверность информации о величине финансовых ресурсов страны, ее финансовом потенциале
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.
Проведенный даже беглый анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства. Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства. Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.
Список использованной литературы.
1) Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред.А. М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2006,
2) Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред.А. М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2006,
3)Финансы: Учебник/ Под ред. В. В. Ковалёва М:ТК Велби, изд-во Проспект, 2004
4)Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка М:Юнити-Дана, 2011
5)Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Перспектива, 2006.
6) Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы / В.Б.Христенко – М.: Дело, 2007
7) «Финансы» А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной
http://finote.ru/finansy/
8) Консультант Плюс : «Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118»
9) Бюджетное послание Президента Российской
Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах
http://kremlin.ru/acts/15786
10) федеральная служба государственной статистики российской федерации
www.gks.ru
11) Государственные финансы как экономическая категория
http://www.grandars.ru/
12) -Финансовая политика коммерческих и некоммерческих организаций
-Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики
- Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования
http://funansust.ru/