Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Копия Копия Финансовая политика(конечная).doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

 

Повышение эффективности налоговой, бюджетной  политики и политики государственных  расходов.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных  направлений деятельности государства: в области регулирования бюджета (бюджетная политика) и в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика).

 

Бюджетная политика. Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этом плане:

- введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

- принятие мер по  перечислению дивидендов на акции,  находящиеся в государственной  собственности, прибыли Банка  России в федеральный бюджет;

- реализация программ  экономии государственных расходов;

- концентрация всех  доходов и средств федерального  бюджета на счетах органов  Федерального казначейства;

- проведение ревизии  федеральных целевых программ  с целью их оптимизации;

- проведение связанных  расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

- реструктуризация государственного  долга;

- инвентаризация внешних  и внутренних заимствований, результатов  их использования и пр.

Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного  дефицита госбюджета, иначе будет  получен отрицательный эффект воздействия  на экономику в виде инфляции и  замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные направления. В-третьих, следует иметь в виду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный эффект, т.е. привести к тому, что общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора, будет гораздо больше первоначального.

 

Налоговая политика (фискальная). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие - как разрешительные. Основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Фискальная политика государства должна быть направлена на создание условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового  положения реального сектора  экономики. Ее основные задачи:

- комплексное реформирование  налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

- пересмотр существующих  налоговых и таможенных льгот;

- введение единого  реестра налогоплательщиков;

- ужесточение налогового  администрирования;

- реструктуризация пеней  и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

 

Вопрос о влиянии государственных расходов на экономическое развитие является одним из наиболее дискуссионных в современной финансовой науке. Их влияние на темпы экономического роста противоречиво: с одной стороны, увеличивая расходы, государство увеличивает внутренний спрос, развивает рыночную инфраструктуру, осуществляет инвестиции в «человеческий капитал», с другой стороны, чрезмерное увеличение расходов способствует усилению налогового бремени, что в свою очередь оказывает негативное влияние на темпы экономического роста. Низкие налоговые поступления приводят к тому, что государство не находит достаточно средств для выполнения своих функций. При этом причиной недостаточных налоговых поступлений может выступать высокое налоговое бремя, следовательно, увеличение доходов может быть связано с необходимостью снижения налогов и сокращения неэффективных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 2

Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2010 году.

 

 

Основным требованием к российской бюджетной политике выступает создание условий для экономического роста. Активизация инвестиционно-инновационной составляющей экономического роста при проведении бюджетной политики является одним из условий выхода российской экономики на траекторию устойчивого экономического развития.

В настоящее время  не только для крупных корпораций, но и для государств повышение  международной конкурентоспособности  стало абсолютным приоритетом проводимой ими финансовой политики. Финансовая глобализация вызывает необходимость ориентации бюджетной политики прежде всего на максимизацию конкурентоспособности национальной экономики.

 

Основные  цели бюджетной политики на 2013 год  и среднесрочную перспективу (определены правительством):

Должны быть четко  определены объемы бюджетного финансирования, необходимые для достижения конкретных количественно определенных целей  государственной социально-экономической  политики. Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета  и отдельно – итоги реализации мер социально-экономической политики.

Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.

Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.

За счет бюджетных  средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию  частным инвестициям. Наоборот, бюджетные  инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.

Для достижения целей  социально-экономической политики и обеспечения общественного  контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

Переход к «программному  бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год. Кроме того, переход  к формированию и исполнению «программного  бюджета» должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Система «Электронный бюджет» должна обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность и открытость их деятельности, предусматривать возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета. необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов). Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту. Прежде всего необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов. Налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года. В целях сокращения неоправданных административных издержек налогоплательщиков следует обеспечить упрощение налогового учета и возможность использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.

Ключевой задачей является расширение самостоятельности и  ответственности регионов, в частности закрепление в федеральном законодательстве права субъектов Российской Федерации определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости. Предлагается  создать единый портал бюджетной системы Российской Федерации, посредством которого сделать доступной в режиме реального времени необходимую информацию для всех заинтересованных пользователей (прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства.

Главное назначение финансовой политики состоит в том, чтобы  обеспечить финансовыми ресурсами  реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. выполнение государством своих основных функций. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти.

Хорошо разработанная  финансовая политика должна быть направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований. Финансовая политика напрямую связана с реформированием экономики, становлением и развитием в ней рыночных отношений. И здесь важна достоверность информации о величине финансовых ресурсов страны, ее финансовом потенциале

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику  внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Проведенный даже беглый анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства. Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства. Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред.А. М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2006,

 

2) Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред.А.  М.Ковалевой – М.: Финансы и  статистика, 2006,

 

3)Финансы: Учебник/  Под ред. В. В. Ковалёва М:ТК Велби, изд-во Проспект, 2004

 

 4)Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка  М:Юнити-Дана, 2011

 

 5)Финансы: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Перспектива,     2006.

 

 6) Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы / В.Б.Христенко – М.: Дело, 2007

 

7) «Финансы» А.Г. Грязевой, профессора К.В. Маркиной

http://finote.ru/finansy/soderzhanie-i-znachenie-finansovoj-politiki

 

8) Консультант Плюс : «Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. № 118»

 

9) Бюджетное послание Президента Российской

Федерации о бюджетной  политике в 2013–2015 годах

http://kremlin.ru/acts/15786

 

10) федеральная служба государственной статистики российской федерации

www.gks.ru

 

11) Государственные финансы как экономическая категория

http://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennye-finansy.html

 

12) -Финансовая политика коммерческих и некоммерческих организаций

     -Финансовый механизм и его использование в реализации государственной финансовой политики

     - Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования

http://funansust.ru/financemainmenu.html

 

 

 

 




Информация о работе Финансовая политика