Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Копия Копия Финансовая политика(конечная).doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

3). В   свою   очередь, политика  ограничения  деловой   активности, напротив, направлена   на   уменьшение   реального   объема   ВНП   по   сравнению   с   его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

 

По степени  вмешательства государства в экономику:

а) дискреционная      финансовая политика      или      политика,      проводимая непосредственно правительством. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной  финансовой политики являются:

- общественные   работы   и   другие    программы,    связанные   с расходами;

-социальные программы;

-правительственные закупки;

-государственные инвестиции;

-изменение расходов  трансфертного или перераспределительного  типа;

- управление налоговым  гнетом.

 

б) недискреционная   финансовая   политика,   то   есть,   встроенные стабилизаторы.

Регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов (к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла), поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

 

 

Типы финансовой политики.

С развитием государства изменяется тип финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ финансовой политики, применявшейся различными государствами, позволяет выделить три основных ее типа: классическая; регулирующая; планово-директивная.

 

1)До конца 20-х гг. XX в. основным типом финансовой  политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Налогообложение строилось главным образом на прямых и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

 

2)В конце 20-х гг. XX в., когда обострился весь комплекс  экономических, политических и социальных проблем большинства государств, особенно остро возник вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В этот период в развитых странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей.

Они исходили из необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства  в экономику становятся государственные расходы. Вследствие формирования дополнительного спроса государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Вместо единого органа управления финансами возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджет­ных расходов, их финансированием, контролем за поступле­нием налогов, управлением государственным долгом. Главным инструментом становится подоходный налог с прогрессивной ставкой. Проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долго- и среднесрочных займов.2-е место, как источник доходов бюджета, занимает рынок ссудных капиталов В 70-х гг. XX в. в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Происходит снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования, сокращается степень прогрессивности налогообложения

 

3)Планово-директивная (или командно-административную) финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Регулирование денежных доходов населения осуществлялось(в СССР) при помощи подоходного налога, а иногда  и принудительных государственных займов. Уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов. Расходы на социальные нужды определялись остаточным методом по минимальным нормам после первоочередного финансирования оборонных отраслей и расходов. Управление финансами осуществлялось из единого центра-Министерства финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Тактика и стратегия финансовой политики

 

В масштабах  государства:

Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.

 

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических и социальных стратегий государства. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

 

Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства с помощью перегруппировки финансовых ресурсов и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно взаимосвязаны между собой. Финансовая тактика (государственная и хозяйствующих субъектов) конкретизирует финансовую стратегию и определяет конкретные пути и меры по реализации финансовой политики на определенном этапе. Финансовая тактика, как привило, рассчитана на кратковременный период (не более года).

 

 В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса рубля, т.е. финансовую тактику. Также примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога(сейчас этот налог отменен), упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения.

 

 

В масштабах  хозяйствующих субъектов (предприятий  и организаций):

Финансовая стратегия  предполагает учет всех финансовых возможностей компании в зависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивая соответствие этих возможностей рыночной конъюнктуре, определяет долгосрочные цели деятельности предприятия и выбор оптимальных путей их достижения. Финансовая стратегия является базисом для выработки основных направлений финансовой политики компании, к которым относятся налоговая, ценовая, амортизационная, дивидендная и инвестиционная политика.

 В стратегию развития входят следующие задачи:

-Получение максимальной прибыли;

-Финансовая устойчивость предприятия;

-Финансовая прозрачность для собственников;

-Инвестиционная привлекательность;

-Привлечение денежных средств;

-Эффективное управление.

 

Разработка финансовой стратегии основывается на данных финансовой отчетности – сведениях финансового (бухгалтерского) учета, который ведется с нарастающим итогом, что удобно для контроля за финансовыми потоками, но не для управления ими. Поэтому все большее распространение получает учет управленческий, обслуживающий финансовую службу предприятия более оперативно, чем бухгалтерский учет – не раз в квартал, а ежедневно. Для этого разрабатывается учетная политика, предусматривающая ведение финансового учета на основании ежедневно получаемой финансовой информации с учетом требований, устанавливаемых нормативно-правовыми актами.

 

 Финансовая тактика, прежде всего, опирается на оперативное и текущее планирование на предприятии. Текущее финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия на период одного года. Это вызвано законодательными требованиями к отчетному годовому периоду.

Рис.2 Финансовая стратегия  предприятия

         Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны: стратегия определяет тактику, однако удачное применение тех или иных тактических находок в ситуациях, не предусмотренных в стратегическом плане, вполне может привести и к изменению финансовой стратегии компании.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование  финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

 В условиях нестабильной  экономической среды, высокой  инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой  налоговой и денежно-кредитной  политики государства многие  предприятия вынуждены проводить  линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

 

Факторы, влияющие на результативность финансовой политики.

Рис 3 Факторы, влияющие на результативность финансовой политики

 

Рассмотрим некоторые  факторы  более подробно:

  1. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории.
  2. Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.
  3. макроэкономическими показателями являются: темп роста реального ВВП, НД, уровень инфляции и т.д
  4. Национальные и географические особенности. Например в Российской федерации  больше всего государственных средств (дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации  ) выделяется районам Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири (по данным Минфина). Камчатка, к примеру, находится не в очень хорошем состоянии, поскольку имеет недостаточную собственную базу — не хватает налогоплательщиков, недостаточно развита экономика.

Информация о работе Финансовая политика