Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:20, контрольная работа

Описание

Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами — финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте, в конечном счете в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, прогнозирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Система управления финансами представлена на рис. 1.

Содержание

Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами. ....................................................................................................стр. 3
Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. ................................................................................................стр. 8
Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов. ..................................................стр. 26
Международные кредитно-финансовые организации. .........стр. 39
Список литературы. ..................................................................стр. 57

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Финансам..doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

Текущие расходы  бюджета

Государственные закупки

Услуги в области государственного управления, национальной обороны и  безопасности на рынке закупить нельзя, поэтому для их обеспечения создаются государственные предприятия и учреждения. Однако в ряде случаев государство может заказывать исполнение услуг в частном секторе путем заключения так называемых внешних контрактов.

В Бюджетном кодексе РФ используется такое понятие, как государственный заказ. Под ним понимается совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Государственный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации или субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета.

В бюджетном законодательстве стран  закрепляются требования к государственным  контрактам, которые направлены на обеспечение их эффективности:

  • гласность и прозрачность процедур заключения соглашений, открытость торгов. Правила конкурсов должны быть понятны и широко известны, они не должны дискриминировать одних производителей по отношению к другим. Целесообразно заранее оповещать о конкурсе как можно более широкий круг потенциальных исполнителей;
  • конкуренция потенциальных исполнителей. Неконкурсное заключение договоров возможно только в особых случаях, например, при наличии только одного поставщика или низкой стоимости закупок;
  • результаты конкурсов должны быть преданы гласности.

Недопустим их пересмотр в ходе каких-либо закрытых процедур, а также существенное изменение условий соглашения в процессе его исполнения. Длительность контрактов обычно превышает бюджетный период. Поэтому необходима самостоятельная система управления контрактами, учитывающая их долгосрочный характер. В России бюджетные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

Внедрение внутренних контрактов нацеливает государственные структуры на поиск  эффективных решений, способствует распространению нововведений в сфере управления. Оно позволяет отойти от традиционного подхода к бюджетному финансированию, когда все расходы ведомств покрываются вне зависимости от качества работ и их целесообразности.

 

Социальные  трансферты

Перераспределение доходов с целью достижения большей социальной справедливости, защиты малоимущих граждан является одной из задач государства. Основным инструментом выравнивания доходов является система социальных трансфертов.

Трансферты направляются на поддержку  тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения (студенты, безработные). Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

Масштабы перераспределительных  программ различаются по странам. Они  зависят от предпочтений общества в  пользу выравнивания доходов, приоритетов государственной политики, накопленных социальных обязательств, уровня экономического развития страны.

Капитальные расходы

Специфика капитальных расходов бюджета  состоит в том, что они выходят  за пределы бюджета и нацелены на получение эффекта в длительной перспективе. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера. Оно позволяет связать бюджеты различных лет, нацелить их на решение стратегических задач. Во многих случаях создается самостоятельная система управления отдельными видами капитальных расходов.

Бюджетные инвестиции

Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий  и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления. Бюджетные инвестиции могут предоставляться не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим лицам, это влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества этих лиц. Для включения таких расходов в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проектно-сметная документация, план передачи земли и сооружений, проекта договора об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Бюджетные кредиты

Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Особенностью данной формы государственных расходов является возмездность: кредиты предоставляются на возвратной основе и на них начисляются проценты как плата за пользование кредитом. Особой формой бюджетных кредитов являются налоговые кредиты. В отличие от других видов кредитов, бюджетные кредиты не просто являются долговыми операциями, они содержат в себе элемент государственных расходов. Государство не конкурирует с коммерческими банками в сфере кредитования. Действуя в интересах общества в целом, оно ориентируется не на прибыль, а на социально-экономические и политические результаты. Именно поэтому бюджетные кредиты обычно носят льготный характер. Они могут предоставляться для решения таких социальных задач, как расширение занятости, сокращение безработицы, решение жилищной проблемы. Эти цели преследует, например, льготное кредитование малого бизнеса, сельского хозяйства, ипотечное кредитование.

При утверждении бюджета на очередной год в нем указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты выделяемых средств, а также ограничения по субъектам их использования. Когда органами исполнительной власти составляется отчет об исполнении бюджета, к нему прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Для упорядочения процедуры кредитования государством ведутся реестры предоставленных кредитов по их получателям.

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — это превышение расходов государственного бюджета над его доходами.

Бюджетный дефицит обычно рассматривается  как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство  стремится ежегодно принимать бездефицитный  бюджет, это может тормозить развитие экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Бюджетный дефицит достаточно сложно сокращать в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур.

Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо  сложнее: рост налогов негативно  сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Источники финансирования бюджетного дефицита

Когда бюджет принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его  финансирования. К ним относятся  различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с финансовых рынков.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита — денежное и  долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты  центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска  доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования.

Однако перераспределение  денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств.

Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств  в сферу финансовых операций, снижается  инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных  банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Выделяются следующие источники  финансирования дефицита федерального бюджета.

Внутренние источники:

  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы.

Внешние источники:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций.

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству бюджетный дефицит может финансироваться  только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета, как правило, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может  быть больше пяти процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При  этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета — не более трех процентов  от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального  бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут  направляться только на инвестиционные расходы.

 

 

 

3. Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов.

 

Государственный кредит как экономическая категория .

Информация о работе Финансовая политика