Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:20, контрольная работа
Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами — финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте, в конечном счете в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, прогнозирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Система управления финансами представлена на рис. 1.
Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами. ....................................................................................................стр. 3
Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. ................................................................................................стр. 8
Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов. ..................................................стр. 26
Международные кредитно-финансовые организации. .........стр. 39
Список литературы. ..................................................................стр. 57
Государственный кредит является важным звеном централизованных (общественных) финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет признаки как тех, так и других.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.
Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги, движутся только в одном направлении: от плательщика в централизованные денежные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность. Платность означает, что через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Государственный кредит отличается и от других видов кредитных отношений. Эти отличия обусловлены не только по субъектам отношений, но и направлением использования средств, особенностями ценообразования на привлеченные или выданные ресурсы, формированием обеспечения.
Государственный кредит как финансовая категория.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
За счет позаимствованных средств государство может финансировать текущие или капитальные расходы. Для сохранения платежеспособности государства краткосрочные займы могут направляться только на покрытие кассовых разрывов, тогда как среднесрочные и долгосрочные позволяют финансировать капитальные расходы. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижено. Финансирование расходов за счет займов позволяет не увеличить налоги в заданный период времени, что пришлось бы сделать в противном случае. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств.
Размещение новых
Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:
Управление государственным кредитом
Управление государственным
Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.
В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Органы управления государственным кредитом РФ
Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета.
В соответствии с БК РФ Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, приводящую к снижению расходов на его обслуживание. Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга) и иной порядок реструктуризации, не предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете па очередной финансовый год.
В процессе управления государственным кредитом решаются
следующие задачи:
• минимизация стоимости долга для заемщика;
• недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
• эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
• обеспечение своевременного возврата кредитов;
• максимальное решение задач, определенных финансовой политикой, например снижение темпов инфляции.
Управление государственным
Государство в качестве заемщика
Государственный кредит на практике
реализуется посредством госуда
1. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы — это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние — это обязательства государства перед резидентами.
2. По способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные.
Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы — это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т.е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже.
3. По сроку заимствования средств займы могут быть подразделены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до 1 года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше 5 лет).
4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения.
На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство априори считается надежным заемщиком.
5. По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.
6. По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды: