Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:20, контрольная работа

Описание

Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами — финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твердой национальной валюте, в конечном счете в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики выступают: финансовое планирование, прогнозирование, программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Система управления финансами представлена на рис. 1.

Содержание

Управление финансами: сущность, объекты и субъекты, функциональные элементы, система государственных органов управления финансами. ....................................................................................................стр. 3
Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит и источники его покрытия. ................................................................................................стр. 8
Государственный кредит: экономическая сущность, формы, классификация государственных займов. ..................................................стр. 26
Международные кредитно-финансовые организации. .........стр. 39
Список литературы. ..................................................................стр. 57

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по Финансам..doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, к неналоговым доходам относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации);
  4. доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (кроме ссуд и бюджетных кредитов).

Согласно Бюджетному кодексу РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Что касается бюджетов субъектов РФ, то также как и на федеральном  уровне основная статья доходов — налоговые поступления, однако в отличие от федерального бюджета существенную роль играют безвозмездные перечисления (особенно безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней).

Основную долю безвозмездных перечислений в доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на протяжении последних лет составляют безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней.

Дотации на выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности, выделяемые из ФФПР, и  субвенции формируют большую  часть безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

В зависимости от источников поступления  бюджетные доходы делят на собственные  и регулирующие. В соответствии с  Бюджетным кодексом, собственными доходами являются те, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ.

К собственным доходам относятся:

  1. налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  4. другие неналоговые доходы и безвозмездные перечисления за исключением финансовой помощи.

Собственные налоговые доходы покрывают  менее 20% расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Основная часть  доходов субфедеральных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Налоги (федеральные и региональные — для местных бюджетов), по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе называют регулирующими.

Налог на прибыль организаций, будучи федеральным налогом, взимается  по разным ставкам в федеральный, региональный и местные бюджеты. По сути, налог на прибыль предприятий, зачисляемый в федеральный бюджет, и налог на прибыль предприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ,  — это разные налоги, эксплуатирующие одну и ту же налоговую базу.

Таким образом, поступления от налога на прибыль предприятий, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, являются собственными налоговыми доходами бюджета субъекта РФ.

В отличие от налога на прибыль  предприятий, подоходный налог с  физических лиц поступает в бюджеты  субъектов РФ, акцизы поступают и  в федеральный, и в региональные бюджеты.

 

Расходы бюджета

Бюджетный кодекс Российской Федерации  определяет расходы бюджета —  как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Распределение государственных  средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти.

Для оценки расходов могут использоваться такие показатели, как их общий  объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура  расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.

Размер бюджетных расходов зависит  от многих факторов. Они определяются объемом валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Однако для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим факторы, определяющие динамику расходов.

 

Если страна находится на этапе  экономического подъема, доходы бюджета  растут и, как следствие, расширяются  возможности по осуществлению бюджетных расходов..

Сокращение расходов, особенно в  части финансирования социальных программ, — это непопулярная мера. Поскольку  программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии  политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

Вложения в развитие человека —  важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение  краткосрочного результата, сколько  на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.

За счет государственного бюджета  финансируются такие проекты, которые  не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором долговременного развития страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства. В странах, являющихся мировыми лидерами в сфере НТП, значимость государственной поддержки научно-технического развития оценивается очень высоко. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями.

Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение  государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в  период предвыборной кампании, когда  действующее руководство может  использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как войны или природные  катаклизмы, роль государства в регулировании  экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению.

Бюджетные ресурсы, находящиеся в  руках государства, ограничены. При  их распределении возникает потребность  в оценке эффективности отдельных программ расходов. Программы должны быть максимально конкретны, при этом они должны ориентироваться на достижение общественно-значимых целей, а не на финансирование организаций. Поскольку построить объективную оценку очень сложно, на практике используется универсальный механизм принятия решений в условиях неопределенности — общественный выбор, в основе которого лежит процедура голосования. 

Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления  проекта бюджета органами исполнительной власти. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет. В краткосрочном периоде доходы более инерционны, чем расходы. Если расходы полностью подконтрольны государству, то большинство доходных статей зависит от внешних условий, на которые государство может влиять лишь опосредованно. К таким условиям относятся объем ВВП, темпы экономического роста, размер налоговой базы. В сфере прямого государственного регулирования находятся ставки налогов, порядок и условия их взимания. Однако возможности их оперативного изменения также ограничены, поскольку это требует законодательной процедуры. Именно поэтому при рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем — распределение расходов по отдельным статьям. При планировании структуры бюджетных расходов на очередной год первым шагом является их распределение по статьям функциональной классификации.

Данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства. С аналитической точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности, которые должны обеспечить государственные расходы. Утверждение функциональной классификации расходов является предметом второго чтения законопроекта в Государственной Думе.

Каждая статья функциональной классификации  расходов должна иметь одного или  нескольких исполнителей. Поэтому следующим  этапом планирования расходов должно быть распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств, или ведомственная структура. Структура расходов по ведомственной классификации является самым объемным приложением к закону о федеральном бюджете. Эта классификация является многоуровневой. Первый ее уровень — перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Второй уровень представляет классификацию целевых статей расходов, он отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Третий уровень — классификация видов расходов; он детализирует направление финансирования по целевым статьям.

Определение ведомственной структуры  в большей степени, чем функциональная классификация, находится в ведении исполнительной власти. Задачей правительства является распределение средств между подчиненными ему министерствами, ведомствами и другими учреждениями, чтобы наиболее эффективно обеспечить выполнение тех приоритетов, которые закреплены в функциональной классификации. По представлению главных распорядителей средств бюджета правительство может вносить изменения в структуру расходов в ходе исполнения бюджета. Эти полномочия закрепляются за ним бюджетным законодательством, в том числе и законом о бюджете.

Составленный прогноз предельных объемов бюджетного финансирования направляется Министерством финансов главным распорядителям средств  федерального бюджета. На этой основе каждый бюджетополучатель составляет смету своих расходов. Смета является финансовым планом бюджетного учреждения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства исключительно на следующие цели:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Сведение смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое  осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает  деление расходов на две большие группы — текущие и капитальные.

Текущие расходы — это часть  расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов  государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов —  это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

Информация о работе Финансовая политика