Финансовая репутация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

Целью преддипломной курсовой работы является изучение теории и практики оценки финансовой репутации и деловой активности предприятий.
В рамках поставленной цели предлагается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты оценки финансовой репутации и деловой активности предприятий;
- изучить понятие «финансовая репутация»;
- исследовать понятие «гудвилл» и методологии его оценки;
- описать методы определения стоимости гудвилла;
- рассмотреть методику оценки деловой активности предприятия;
- провести анализ деловой активности предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты оценки финансовой репутации и деловой активности предприятия 7
1.1 Понятие «финансовая репутация» и его отличительные признаки 7
1.2 Оценка финансовой репутации по системе «гудвилл» 13
1.3 Условия оценки деловой репутации предприятий 21
2 Оценка деловой активности предприятия и его финансовой репутации на примере ОАО «Нефаз» 24
2.1 Краткая характеристика ОАО «НефАЗ» 24
2.2 Методика оценки деловой активности и финансовой репутации ОАО «НефАЗ» 28
2.2 Анализ деловой активности ОАО «НефАЗ» с использованием оценочных показателей гудвилла 36
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Приложение А – Бухгалтерский баланс 50
Приложение Б – Отчет о прибылях и убытках 52

Работа состоит из  1 файл

Оценка финансовой репутации и деловая активность НефАЗ- преддиплом.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования по теме преддипломной курсовой работы

связано с тем, что  практически оценку финансовой репутации для предприятий в России не проводят. Обычно, банки при рассмотрении заявки предприятий для получения кредита оценивают финансовые показатели и финансовую устойчивость, а также рассчитывают показатели кредитоспособности предприятия.

Поэтому, оценка финансовой репутации предприятия, т. е. оценка показателей гудвилла (goodwill), т. е. деловой репутации является одним из важнейших составляющих нематериальных активов компании, оцениваемых в ее годовом бухгалтерском балансе и использования ее результатов в настоящее время является крайне актуальной проблемой.

Однако, выполнение аналитических  работ по оценке гудвилла связано с рядом проблем.

С одной стороны отсутствует достоверная информация о предприятии, т. е. оценка, проводимая на основании официальной бухгалтерской отчетности. Кроме того, наблюдается острый недостаток статистических данных о заключаемых сделках купли-продажи готового бизнеса и не позволяет проводить какой-либо сравнительный анализ. Тем не менее, ошибки, допущенные западными компаниями при определении гудвилла свидетельствует о необходимости совершенствования методов оценки и внедрении их в практику.

С другой стороны, оценка гудвилла должно способствовать более широкому применению и все большая ориентация руководителей предприятий на увеличение стоимости своих компаний, как на одну из основных стратегических целей.

Расчеты показателей  деловой активности сами предприятия фактически не проводят, ограничиваясь расчетами рентабельности и финансовых показателей деятельности предприятия.

Поэтому, актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью для практического применения.

Проблема рассмотрения финансовой репутации и деловой активности предприятия рассматривались многими учеными-экономистами, как Азгальдов Г., Карпова Н1., Букович У., Уильямс Р.2, Валдайцев С.В3., Даулинг Грэм4, Дафт Р.Л5.  и др.

Степень разработанности  темы. Вопросы оценки стоимости предприятия, нематериальных активов и гудвилла рассматриваются во многих работах отечественных и зарубежных специалистов.

В области оценки стоимости  предприятия можно выделить работы Есипов В. А., Маховикова Г.П., Терехова В.В6, Заман Ариф7, Коротков Э.М8, Крейнер С9., Ле Пла Ф. Дж., Паркер Л. М10., Микерин Г.И., Недужий М.И., Павлов Н. В., Яшина Н. Н.11  и др.

Вопросы оценки нематериальных активов и гудвилла также были освещены в работах Грязновой А.Г., Федотовой М.А.12,  Пратт Ш.П13 , Синявский Н.Г14 и др.

В работах указанных  авторов нет единого мнения относительно места

гудвилла в составе  активов, недостаточно полно раскрыта роль данного

нематериального актива в деятельности предприятия. Гудвилл  и его оценка

рассматриваются вне  связи со спецификой российской экономики.

Эти обстоятельства задают значимость научной проблемы разработки методических подходов к оценке гудвилла, исходя из особенностей функционирования экономики России.

Теоретико-методические и практические разработки связанные занимались специалисты, такие как Смирнов М.А15,  Туркин С16, . Чамберс M. Д.,  Гиббонс17, Чернышев В.Н., Двинин А.П.18  и др.

Целью преддипломной  курсовой работы является  изучение теории и практики оценки финансовой репутации и деловой активности предприятий.

В рамках поставленной цели предлагается решение следующих задач:

- рассмотреть теоретические  аспекты оценки финансовой репутации  и деловой активности предприятий; 

- изучить понятие «финансовая репутация»;

- исследовать понятие «гудвилл» и методологии его оценки;

- описать методы определения стоимости гудвилла;

- рассмотреть методику  оценки деловой активности предприятия;

- провести анализ деловой  активности предприятия.

Объектом исследования является ОАО «НефАЗ» в оценке его финансовой репутации и деловой активности.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающиеся в результате финансово-экономической деятельности предприятия связанного с механизмом управления процессом оценки финансовой репутации и деловой активности.

Методология и методы исследования. Методы исследования являются

аналитический, системный, статистический  и синтетический. 

Информационной базой  исследования послужили данные бухгалтерской отчетности, статистические данные по развитию промышленности в Башкортостане, данные опубликованные в Интернет. 

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методы оценки финансовой репутации и деловой активности можно использовать на спецкурсах для студентов по созданию алгоритмов оценки  бизнеса.

Практическая значимость исследования заключается в том, что методика оценки финансовой репутации и деловой активности можно использовать и для других предприятий. 

Практическое значение работы можно сформулировать следующим образом:

- предложенный методический подход может использован в ходе оценки гудвилла других предприятий, действующего не только в Республике Башкортостан, но и в других субъектах РФ;

- предложенный методический подход по оценке гудвилла может быть использован оценочными организациями, а также самими предприятиями.

 В целом преддипломная курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка источников и приложений к работе. В первой главе рассмотрены понятие «финансовая репутация», изучены вопросы по оценке гудвилла предприятия, а также его взаимосвязь с деловой репутацией.

Во второй главе рассматриваются вопросы с связанные с методикой оценки деловой активности предприятия, а также проведена оценка деловой активности ОАО «НефАЗ». 

В заключение даются выводы по всей преддипломной курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты оценки финансовой репутации и деловой активности предприятия

    1. Понятие «финансовая репутация»

 

Репутация – ценный материальный актив, который накапливается годами, но может быть разрушен в одночасье. Хорошая репутация делает компанию более привлекательной для инвесторов, обеспечивает более сильные позиции при выходе на новые рынки и поддержку широких слоев населения. Клиенты поддерживают более стабильные отношения с фирмами, обладающими хорошей репутацией19. Лучшие специалисты стремятся работать в компаниях с хорошей репутацией. То есть репутация – это значительное конкурентное преимущество. Да и просто компанию с хорошей репутацией труднее «утопить».

Не следует путать имидж и репутацию.

Корпоративная репутация  – это коллективное мнение о компании, формирующееся с течением времени в сознании целевых групп на основе экспертной оценки экономического, экологического и социального аспектов ее деятельности.

Корпоративный имидж  – это устойчивый эмоционально окрашенный образ, формирующийся в сознании целевых групп посредством восприятия информации об организации.

То есть репутация  – категория сугубо рациональная, формирующаяся на основе реально  имевшего место опыта взаимодействия с организацией, на доказанных аргументах, сопоставлении или оценках авторитетных экспертов. Имидж – поверхностная эмоциональная категория, основанная на впечатлениях. Образно говоря: имидж – «маска», репутация – то, что скрывается за ней. И конечно, в бизнесе «маска» и «лицо» должны дополнять друг друга, а не противоречить друг другу. Потому что, как все тайное становится явным, так и истинное «лицо» компании рано или поздно будет увиденным. Обидно, если за «маской» мы обнаруживаем не то, что ожидали. Но не менее обидно для владельца бизнеса, если прекрасное «лицо» компании годами скрыто от общества из-за неправильного подхода к управлению репутаций компании.

Одной из главных проблем  малого и среднего бизнеса является получение оплаты от неблагонадежных  клиентов. Действительно, небольшой  фирме гораздо сложнее выбить деньги из должников, нежели крупной, солидной организации20. Естественно, существуют правовые инструменты, позволяющие через суд вернуть необходимые средства, однако оплата судебных издержек может утопить и без того неустойчивый бизнес. Чувствуя полную безнаказанность, должники игнорируют все запросы и напоминания. Однако и на них можно найти управу - ведь ключевым инструментом при организации бизнеса является репутация. Какие бы методы не лежали в основе бизнес идеи компании, она обязана "сохранять лицо". Утрата доверия в бизнес-сфере равносильна самоубийству - никто не захочет иметь дело с организацией, регулярно нарушающей финансовые соглашения.

В условиях рыночной экономики  основным фактором, который определяет благополучие предприятия является финансовая репутация.

В новых условиях внешняя среда характеризуется изменчивостью и подвижностью. Происходят постоянные изменения в политической, социальной сфере. Это изменения ставок по кредитам, скачки курса валют, инфляция. Все эти факторы находят свое отражение в отношении покупателей и клиентов к организации.

Для любой организации, важно учитывать не только внешнее  воздействие, но и иметь ориентацию на формирование успешного имиджа, проводить постоянные работы с клиентами, покупателями.

Особенно важным является использование финансовой репутации для обеспечения устойчивого развития компаний в современных условиях, что обусловливает необходимость самого серьезного анализа проблем и выработки практических рекомендаций в этой области деятельности.

Финансовая репутация  компании представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.

Финансовая репутация тесно взаимосвязано с корпоративной репутацией.

Можно выделить следующие составляющие корпоративной репутации21:

1. Репутация компании  как бизнес-партнера (что думают  о ней поставщики, заказчики и  т.д.);

2. Репутация компании  как места работы (что думают о компании как о месте работы);

3. Репутация компании  как участника финансовых отношений  (что думают о ней кредиторы  и инвесторы);

4. Репутация компании  в бизнес-сообществе (что думают  о ней конкуренты и руководители  компаний других отраслей);

5. Репутация в «народе» (что думают люди о продукции  компании, профессионализме ее работников, роли компании в жизни общества);

6. Репутация в СМИ  (что пишут о компании);

7. Репутация компании  во власти (что думает о компании  руководство города, республики, государства).

Закономерен вопрос: по каким  параметрам оценивать репутацию?

В основном, выделяют 8 параметров:

- финансовое состояние;

- корпоративное управление;

- качество товаров  и услуг;

- качество менеджмента;

- инновации;

- управление персоналом;

- экологическая ответственность;

- социальные инвестиции.

Итак, репутация –  это оценка.

За каждым из рейтингов  стоит серьезная работа аналитиков. Несмотря на разницу в подходах методики составления всех трех перечисленных  списков базируются на практически идентичном наборе параметров, объединяя и систематизируя которые, мы получим следующую таблицу:

Таблица 1. Репутационная  оценка предприятия22 

1

Финансовое состояние

Выручка Прибыль Использование  активов Долгосрочные инвестиции Стоимость  брендов

Экономический аспект

2

Корпоративное управление

Выполнение обязательств Прозрачность и информационная открытость Следование деловой этике Честная конкуренция

3

Качество товаров и услуг

Удовлетворенность потребителей качеством  товаров и услуг Соответствие производимых товаров и услуг требованиям и нормам

4

Качество менеджмента

Понимание и следование корпоративной  стратегии Перспективы бизнеса  Соответствие степени сложности  бизнес-процессов задачам бизнеса  Репутация главы компании

5

Инновации

Исследования и разработки «Первые на рынке» Внедрение новых технологий (в том числе управленческих) Способность быстро измениться в ответ на требование среды

6

Управление персоналом

Привлечение и удержание профессиональных кадров Справедливая оплата труда Забота о персонале Корпоративная культура

Социальный аспект

7

Социальные инвестиции

Поддержка локальных сообществ  Поддержка национальных социальных проектов Соблюдение прав человека и  пр.

8

Экологическая ответственность

Использование и загрязнение воды Загрязнения атмосферы. Образование отходов Нарушение земель и пр.

Экологический аспект

Информация о работе Финансовая репутация