Финансовая репутация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

Целью преддипломной курсовой работы является изучение теории и практики оценки финансовой репутации и деловой активности предприятий.
В рамках поставленной цели предлагается решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты оценки финансовой репутации и деловой активности предприятий;
- изучить понятие «финансовая репутация»;
- исследовать понятие «гудвилл» и методологии его оценки;
- описать методы определения стоимости гудвилла;
- рассмотреть методику оценки деловой активности предприятия;
- провести анализ деловой активности предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты оценки финансовой репутации и деловой активности предприятия 7
1.1 Понятие «финансовая репутация» и его отличительные признаки 7
1.2 Оценка финансовой репутации по системе «гудвилл» 13
1.3 Условия оценки деловой репутации предприятий 21
2 Оценка деловой активности предприятия и его финансовой репутации на примере ОАО «Нефаз» 24
2.1 Краткая характеристика ОАО «НефАЗ» 24
2.2 Методика оценки деловой активности и финансовой репутации ОАО «НефАЗ» 28
2.2 Анализ деловой активности ОАО «НефАЗ» с использованием оценочных показателей гудвилла 36
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Приложение А – Бухгалтерский баланс 50
Приложение Б – Отчет о прибылях и убытках 52

Работа состоит из  1 файл

Оценка финансовой репутации и деловая активность НефАЗ- преддиплом.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

- предприятие производит аналогичную продукцию (работы, услуги);

- располагается в той же местности (область, район);

- обладает аналогичными производственными мощностями.

 

Этот метод включает следующие этапы.

  • Определяют рыночную стоимость всех отраженных в балансе активов.
  • Рассчитывают нормализованную прибыль оцениваемого предприятия.
  • Определяют среднеотраслевую доходность на активы или на собственный капитал.
  • Рассчитывают ожидаемую прибыль на основе умножения среднеотраслевого дохода на активы (или на собственный капитал).
  • Определяют избыточную прибыль. Для этого из нормализованной прибыли вычитают ожидаемую прибыль.
  • Рассчитывают стоимость нематериальных активов (гудвилл) путем деления избыточной прибыли на коэффициент капитализации.

Необходимо учесть, что  оценщик должен убрать неоперационные активы из рыночной стоимости активов, также как и неоперационные доходы из фактической чистой прибыли предприятия. Некоторые оценщики используют для расчета избыточной прибыли среднюю величину активов и среднюю прибыль за определенный период времени, обычно за пять дет. Но данный подход оправдан, если данные выбранного периода отражают обоснованные будущие ожидания, более того, «аномальные годы» с уровнем прибыли значительно выше или ниже среднего, должны быть исключены из рассмотрения. Использование же простой средней или средневзвешенной величины прибыли за несколько последних лет без учета того, насколько ретроспективная информация отражает возможную будущую прибыль, приведет к недооценке или переоценке предприятия.

Важнейшей проблемой  при использовании метода избыточных прибылей является правильность выбора ставки капитализации для расчета стоимости гудвилла. Стоимость гудвилла определяется способностью генерировать экономическую прибыль.

Обычно инвесторы оплачивают ожидаемую будущую прибыль, получаемую от гудвилла в течение периода, не превышающего пять лет. При таких допущениях ставка капитализации рассчитывается как величина, обратная количеству приносящих избыточную прибыль лет, за которые инвестор готов заплатить

Достоверность полученных результатов в значительной степени будет зависеть от степени сопоставимости предприятий отрасли, включаемых в выборку для определения среднеотраслевой доходности, с предприятием, чьи нематериальные активы оцениваются.

Если же с помощью  метода избыточных прибылей оценщик пытается определить стоимость, приходящуюся на все нематериальные активы, то он должен проделать следующие операции.

  • Выявить рыночную стоимость материальных активов (без учета отраженных в балансе нематериальных активов).
  • Определить величину прибыли, приходящуюся на материальные активы.
  • Рассчитать среднюю прибыль, приносимую материальными активами в отрасли.
  • Определить избыточную прибыль как разницу между 2 и 3 этапами.
  • Рассчитать стоимость нематериальных активов путем деления величины избыточной прибыли на коэффициент капитализации. Здесь определяется стоимость нематериальных активов как отраженных, так и не отраженных в бухгалтерской отчетности.

Пример. Руководство ЗАО «Ангара» решило оценить гудвилл компании методом избыточных прибылей. Чистые активы компании составили 400 тыс. долл. США, а годовая чистая прибыль - 80 тыс. долл. США. Таким образом, рентабельность чистых активов равна 20% (80/400х100%).

В результате проведенного исследования было определено, что  рентабельность активов аналогичных предприятий составляет в среднем 15%, то есть прибыль ЗАО «Ангара» на 5% больше среднего показателя по аналогичным предприятиям. Согласно методу оценки с позиции избыточной прибыли, такое расхождение возникло из-за того, что не учтена часть активов ЗАО «Ангара», а именно гудвилл.

Соответственно, чтобы  получить 80 тыс. долл. США прибыли  при 15% рентабельности активов, предприятию  потребовалось бы располагать активами на сумму 533 тысячи долларов (80/15%). Из этого  можно заключить, что стоимость гудвилла компании составляет 133 тыс. долл. США (533тыс. долл. США – 400 тыс. долл. США).

Для использования метода оценки гудвилла по объему реализации нужно знать среднеотраслевые коэффициенты рентабельности.

Гудвилл компании рассчитывается по формуле:

GV = (NOI – QfxRq)/Rg      (1),

где GV - гудвилл;

NOI - чистый операционный  доход от деятельности компании. Рассчитывается как валовой доход  за вычетом операционных издержек  и расходов на возмещение (на  текущий ремонт);

Rq – среднеотраслевой  коэффициент рентабельности реализации продукции;

Rg - коэффициент капитализации  нематериальных активов (отношение  прибыли компании к стоимости  нематериальных активов учтенных  на балансе);

Qf – стоимость реализованной  продукции. 

Пример. Объем отгружаемой продукции компании составляет 200 тыс. долл. США. Чистый операционный доход компании составляет 40 тыс. долл. США, рентабельность нематериальных активов или коэффициент капитализации составляет 15% . Компания, проведя исследования, выяснила, что средняя рентабельность аналогичной продукции составляет 5%. На основании этих данных был рассчитан гудвилл компании, который составил 200 тыс. долл. США ( (40тыс. долл.США-200 тыс.долл.США*0,05)/0,15).

Как и при использовании  предыдущего метода, главная проблема в применении метода по объему реализации связана со сложностью получения внешних данных, в данном случае коэффициента среднеотраслевой рентабельности. Поэтому выбор метода оценки гудвилла зависит, в первую очередь, от доступности информации, которой располагает компания.

Проведение оценки гудвилла как разности между рыночной стоимостью готового бизнеса и стоимостью активов  предприятия, условно можно поделить на два крупных блока.

Во-первых, нужно рассчитать рыночную стоимость всех активов  компании. Определение рыночной стоимости совокупности активов предприятия основано на принципе максимально эффективного использования. То есть оценку проводят исходя из предположения, что активы используются самым эффективным способом, при этом такое использование физически возможно, разумно, оправдано и законно. На данном этапе работы, нужна согласованная деятельность оценщика и бухгалтера. Бухгалтер должен определить, какие из нематериальных активов компании можно выделить и поставить на баланс. Остальные нематериальные активы и будут формировать гувдилл.

Во-вторых, нужно определить стоимость всего бизнеса как  единого целого, применяя либо сравнительный, либо доходный метод оценки. Выбор  того или иного подхода зависит  от наличия и достоверности информации, используемой при оценке. Если при проведении оценки существует база данных о реальных продажах аналогичных бизнесов, то предпочтение будет отдано сравнительному методу оценки стоимости бизнеса, если такой информации нет, то бизнес в первую очередь воспринимается как инструмент для получения дохода и определяется доходным методом.

После того, как проведена  оценка суммарных активов компании, в том числе и нематериальных, которые могут быть поставлены на баланс предприятия, и определена рыночная стоимость компании, гудвилл определяют как разницу между двумя полученными результатами оценки33.

Пример. Оценка стоимости бизнеса и гудвилла была проведена для крупнейшей сети салонов красоты «Персона Лаб». Совокупная стоимость активов одного из салонов, составляет 390 тыс. долл. США. В качестве готового бизнеса салон был оценен в 920 тыс. долл. США. Высокая оценка стоимости связана с тем, что новый владелец, приобретая салон, получал не только салон красоты, но возможность использовать известную торговую марку, отлаженные бизнес-процессы и другие явные конкурентные преимущества. То есть в случае с компанией «Персона Лаб», приобретая салон, новый владелец прежде всего приобретал его гудвилл, который составил 530 тыс. долл. США (920 тыс. долл. США – 390 тыс. долл. США).

Наиболее подходящим методом, позволяющим в полной мере учесть влияние нематериальных активов на стоимость компании, является метод избыточной прибыли, используемый в рамках доходного подхода. В основе метода избыточной прибыли лежит допущение о том, что часть прибыли компании, превышающая «нормальную» рентабельность материальных активов, производится за счёт активов нематериальных. Такая «избыточная» прибыль может быть капитализирована в неосязаемые активы. Коэффициент, применяемый для капитализации избыточной прибыли, определяется соотношением риска/отдачи от инвестиций. Разница между величиной стоимости, полученной с помощью этого метода, и стоимостью текущих оборотных и внеоборотных активов компании и считается подтверждённой стоимостью «гудвилла»

1.3 Условия  оценки деловой репутации   

Оценка деловой репутации  предприятия применяется34 при:

  • Подготовке компании к продаже
  • Акционировании
  • Передаче компании в доверительное управление
  • Переуступке долгов
  • Решении имущественных споров
  • Подготовке инвестиционных проектов
  • Принятии решений о выпуске дополнительных ценных бумаг
  • Реорганизации бизнеса
  • Планировании финансовой и хозяйственной деятельности на предстоящий период
  • Определении эффективности действующих маркетинговых стратегий компании
  • Перераспределении долей бизнеса между несколькими собственниками. Оценка деловой репутации компании позволит принять намного более взвешенные решения и сэкономит значительное количество времени
  • Коррекции стоимости бизнеса
  • Подготовке документов для обоснования своей позиции в ходе различных судебных заседаний
  • Расчете величины понесенного ущерба
  • Передаче имущества наследникам

Это лишь некоторые, наиболее распространенные ситуации, в которых требуется проведение подобной экспертизы.

Для проведения исследования оценка стоимости Гудвилла для предприятия необходимо предоставить документы:

  • Копии учредительных документов. Свидетельство о регистрации, Устав, Учредительный договор
    • Проспекты эмиссии (копии), отчеты об итогах выпуска акций
    • Сведения о видах деятельности и структуре предприятия
    • Копии договоров аренды недвижимости (при наличии)
    • Бухгалтерские данные за последние 3-5 лет. Отчеты о прибылях и убытках, балансовые ведомости. Для того чтобы оценка стоимости Гудвилла была более объективной, следует использовать данные за более длительный период
    • Заключения аудиторов (по последней проверке) – при наличии
    • Инвентаризационные списки
    • Ведомость основных фондов
    • Информация обо всех имеющихся активах (акции сторонних обществ, векселя, недвижимость, прочее)
    • Расшифровка кредиторской задолженности
    • Сведения о наличии холдингов или дочерних компаний. Кроме того, когда выполняется оценка деловой репутации предприятия, требуются финансовые отчеты по всем подобным структурам
    • План развития на последующие 3-5 лет. Необходимо указать (с разбивкой по годам) предполагаемую валовую выручку, затраты, инвестиции, прибыль.

Оценка Гудвилла предприятия выполняется с помощью двух базовых подходов. Первый – это метод избыточной прибыли. Актив исследуется в качестве бренда, репутация которого помогает предприятию получать дополнительную прибыль.

Второй –  балансовый метод. Актив изучается как нематериальное имущество компании. Принцип расчета достаточно прост. Производится изучение стоимости бизнеса в целом, кроме того, одновременно с этим определяется отдельная сумма материальных и фиксированных нематериальных активов. Нахождение разницы между двумя величинами – и есть оценка Гудвилла балансовым методом.

 

 

 

 

 

 

 

2  Оценка деловой активности 

 

  2.1 Методика оценки деловой активности

 

Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия.

Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств35.

Являясь важнейшей характеристикой  функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена  с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности.

Информация о работе Финансовая репутация