Финансовая система Австралии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:06, доклад

Описание

Возникновение и развитие финансовой системы Авст¬ралии определяется особенностями политического раз¬вития английских поселений на пятом континенте. В свя¬зи с длительным существованием в Австралии обособ¬ленных в экономическом и политическом отношениях колоний, имевших собственные административные орга¬ны, создание такого звена финансовой системы современ¬ного капиталистического государства, как финансы местных органов власти (штатов, городов и более мел¬ких подразделений), почти на столетие опередило обра¬зование системы общегосударственных финансов.

Работа состоит из  1 файл

фин система австралии.docx

— 45.16 Кб (Скачать документ)

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.

Австралийская статистика публикует  сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правительственных органов. В этих материалах находят отражение не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользоваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.

На финансы федеральных  органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими  покрывается (за вычетом переводов  дотаций штатам и местным органам  власти) более 50 % всех расходов.

Расходы федерального правительства.

Расходы федерального правительства  Австралии постоянно растут. За неполные 10 лет, с начала до конца 70-х годов, их объем в текущих ценах увеличился в 4 раза. За этот же период ВВП увеличился в 3 раза.

Важнейшей статьей расходов федерального правительства являются расходы на оборону и содержание административно-управленческого аппарата. В течение 70-х годов первые выросли  в 2,7 раза, вторые - в 3,5 раза (табл. 5).

Военные мероприятия являются исключительной прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы  прямых военных расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось на капитальные  вложения и 90 % - на текущие затраты (основным элементом последних является денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП в Австралии в середине 70-х годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1, Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.

Вторую важную группу расходов федерального бюджета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти расходы выросли в 6,5 раза. Основными статьями в данной группе являются пенсии по старости или инвалидности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.

В годы правления лейбористского правительства значительно возросли затраты федерального бюджета н  образование и здравоохранение. Лишь за первое пятилетие 70-х годов  доля статьи «образование» в общей сумм расходов увеличилась с 3,8 % до 9,4 %.

Что касается расходов на здравоохранение, то их внезапный рост (более чем  в 2 раза) за один 1975/76 г. объясняется  введением лейбористами системы  государственного медицинского страхования «Медибэнк». С самого начала она в значительной степени осуществлялась за счет страховых взносов самих трудящихся.

Важной статьей расходов федерального бюджета остается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно снижается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную инфраструктуру. Государство играет активную роль в стимулировании экспорта, в первую очередь продукции отраслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г. размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.

Австралия является одним  из крупнейших в мире производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Страна занимает первое место по экспорту шерсти, третье - пшеницы. Издержки на производство сельскохозяйственной продукции Австралии одни из самых низких в мире. Тем не менее сельское хозяйство как важный сектор австралийской экономики требует постоянной финансовой поддержки государства.

Система оказания помощи сельскому  хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных программ прямого и косвенного субсидирования, стабилизации цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Государство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 70-х годах прямые правительственные субсидии, поступающие в отрасль, составляли 250 - 320 млн. долл. в год.

Велика роль федеральных  финансов в развитии производственной инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнергетический комплекс в Снежных горах) требуют колоссальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.

В век научно-технической  революции исключительно важное значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине 70-х годов равнялась 1,3 % (в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1, в ФРГ - 2, в Японии и в Франции - 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий показатель для Австралии объясняется в первую очередь тем, что иностранные компании, доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.

Из общей суммы расходов на исследования и научные разработки на частные предприятия (главным o6pазом, филиалы иностранных компаний) приходится 36 % на федеральное правительство - 31 %, университеты - 22 % и правительства  штатов - 11 %. Если учесть, что университеты осуществляют научную работу за счет правительственных субсидий, то окажется, что доля государства в расходах на научно-исследовательские опытно-конструкторские  работы (НИОКР) в Австралии превышает  аналогичный показатель для других капиталистических стран (США - 55 %, Франция - 60 %, ФРГ - 47 %, Италия - 46 %, Япония - 29 %) [ 2, с.37].

В годы правления лейбористов  увеличились ассигнования на жилищное и коммунальное строительство. В частности, бюджет 1973/74 г., названный австралийской прессой «бюджетом реформ», увеличивал их по сравнению с предыдущим годом в 5,5 раза. Резко возросли расходы, связанные с развитием отдаленных районов и охраной окружающей среды.

Отличительной чертой финансовой системы Австралии является высокая  доля в расходах федерального правительства  субсидий и дотаций штатам и местным  органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).

Доходы федерального правительства.

Как уже отмечалось, через  федеральные финансы перераспределяется 4/доходов, мобилизуемых органами государственной власти всех уровней. Доходы федерального бюджета на 92 - 96 % формируются из налоговых поступлений, среди которых основными являются подоходный налог с населения, налог на прибыли компаний, акцизы, налог с продаж (табл. 6).

Подоходный налог в  Австралии, как и в других капиталистических странах, играет решающую роль в бюджетных поступлениях[2]. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.

Сумма поступлений подоходного  налога с населения постоянно  растет, а удельный вес в бюджете  неуклонно повышается. Если в 1965/66 г. доля подоходного налога с населения  в общей сумме доходов федеральных  органов составляла 39,2%, то в 1975/76 г. она увеличилась до 53%.

Подоходный налог с  населения в Австралии взимается двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного предприятия и перечисляется финансовым органам), по налоговой декларации (этим способом пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников, писателей, деятелей театра и кино, врачей).

Размер подоходного налога в Австралии определяется следующим  образом. Из валовой суммы доходов, по лученных физическим лицом в течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые виды пенсий и пособий), а также специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам потребительских ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и т.п.). К облагаемому доходу, определенном этим путем, применяются следующие ставки (1978/79 г.) [ 2, с.40]:

Необлагаемый минимум  в 1978/79 г. составлял 3 893 долл. На практике сумма налога вычитается бухгалтерией предприятия при выплате заработной плат: т.е. несколько раз в месяц, и устанавливается в процентах  от общей суммы заработка. В конце  финансового года производится окончательный  перерасчет. Если сумма текущих отчислений подоходного налога превышает сумму, определенную с помощью перечисленных  выше ставок, разница возвращается налогоплательщику. Предприниматель  выдает квитанцию, удостоверяющую уплату налога за год.

На протяжении 50 - 60-х годов  система взимания подоходного налога с населения в Австралии не претерпела каких-либо существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении. Все основные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения, субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание налогов отдельными административными единицами, даже налоговая ставка - оставались прежними.

Вторым по значению источником поступлений федеральных органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний). Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.

С начала 60-х и до середины 70-х годов налоговая ставка для  акционерных компаний в среднем  составляла от 35 до 47,5 % (в конце 70-х  годов - 46 %) облагаемого дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход определяется как валовая прибыль компании за вычетом издержек производства.) На первые 10 тыс. долл. облагаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов ниже[3].

Хотя абсолютные суммы  этого налога неуклонно растут, что  отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета понижается, а темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.

Третьим и четвертым по значению источником поступлений федеральных  органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы - одни из старейших налогов Австралии. Впервые они были введены еще в 1825 г. Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения приходится на три группы изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки. Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее распространенная ставка - 15 % к цене товара, она дает более половины поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме Франции, например, составляла 7,5 %, а во Франции - 20 % [ 2, с.45].

Во второй половине 70-х  годов увеличение доходов федерального бюджета Австралии происходило  главным образом за счет роста  поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых поступлений в 2 400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обложение.

Исторически первым источником доходов правительственных органов Австралии являлись таможенные пошлины. Установленные в 1800 г. на импортные алкогольные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в. оставались одним из основных источников доходов во всех колониях, будь то фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.

В XX в. их фискальное значение постоянно снижается, однако и поныне доля пошлин в доходах бюджета  Австралии выше, чем в бюджетах основных промышленно развитых капиталистических  государств, что объясняется наличием в Австралийском Союзе относительно высоких таможенных барьеров. По подсчетам Международного Валютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно развитых стран на готовые изделия составил 9,8 %, на полуфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].

В целом же можно отметить, что таможенные пошлины хотя и  потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной промышленности Австралии.

Группа «другие налоги»  содержит около десятка различных  налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог  на сельскохозяйственную продукцию, налог  на заработную плату, отчисления в фонды  специального страхования для выплаты  пособий на детей и некоторые  другие.

Финансы штатов, местных  органов власти и государственных  предприятий.

В силу особенностей исторического  развития Австралии финансовая система  штатов и местных органов власти в Австралии так же, как в  США и Канаде, сложилась раньше, чем финансы центральных органов  власти. Как доходы, так и расходы  этих подразделений заметно отличаются по своей структуре от расходов и  доходов федерального правительства.

Финансы штатов. В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но охране окружающей среды.

Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует  о высоком уровне финансовой централизации  в Австралии (для Франции и  США аналогичный показатель равен 20 %, для Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная часть доходов почти  исключительно состоит из налогов, среди которых преобладают налог  на заработную плату (отчисления в фонды  социального страхования и обеспечения), сборы и лицензии за регистрацию  и использование личного транспорта почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства штатов активно используют финансы для привлечения новых  инвестиций.

Информация о работе Финансовая система Австралии