Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:06, доклад
Возникновение и развитие финансовой системы Авст¬ралии определяется особенностями политического раз¬вития английских поселений на пятом континенте. В свя¬зи с длительным существованием в Австралии обособ¬ленных в экономическом и политическом отношениях колоний, имевших собственные административные орга¬ны, создание такого звена финансовой системы современ¬ного капиталистического государства, как финансы местных органов власти (штатов, городов и более мел¬ких подразделений), почти на столетие опередило обра¬зование системы общегосударственных финансов.
В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.
Австралийская статистика публикует сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правительственных органов. В этих материалах находят отражение не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользоваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.
На финансы федеральных органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.
Расходы федерального правительства.
Расходы федерального правительства Австралии постоянно растут. За неполные 10 лет, с начала до конца 70-х годов, их объем в текущих ценах увеличился в 4 раза. За этот же период ВВП увеличился в 3 раза.
Важнейшей статьей расходов
федерального правительства являются
расходы на оборону и содержание
административно-
Военные мероприятия являются исключительной прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы прямых военных расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось на капитальные вложения и 90 % - на текущие затраты (основным элементом последних является денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП в Австралии в середине 70-х годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1, Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.
Вторую важную группу расходов федерального бюджета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти расходы выросли в 6,5 раза. Основными статьями в данной группе являются пенсии по старости или инвалидности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.
В годы правления лейбористского
правительства значительно
Что касается расходов на здравоохранение, то их внезапный рост (более чем в 2 раза) за один 1975/76 г. объясняется введением лейбористами системы государственного медицинского страхования «Медибэнк». С самого начала она в значительной степени осуществлялась за счет страховых взносов самих трудящихся.
Важной статьей расходов федерального бюджета остается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно снижается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную инфраструктуру. Государство играет активную роль в стимулировании экспорта, в первую очередь продукции отраслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г. размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.
Австралия является одним
из крупнейших в мире производителей
и экспортеров
Система оказания помощи сельскому
хозяйству в Австралии включает
полтора десятка различных
Велика роль федеральных финансов в развитии производственной инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнергетический комплекс в Снежных горах) требуют колоссальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.
В век научно-технической революции исключительно важное значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине 70-х годов равнялась 1,3 % (в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1, в ФРГ - 2, в Японии и в Франции - 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий показатель для Австралии объясняется в первую очередь тем, что иностранные компании, доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.
Из общей суммы расходов
на исследования и научные разработки
на частные предприятия (главным o6pазом,
филиалы иностранных компаний) приходится
36 % на федеральное правительство - 31
%, университеты - 22 % и правительства
штатов - 11 %. Если учесть, что университеты
осуществляют научную работу за счет
правительственных субсидий, то окажется,
что доля государства в расходах
на научно-исследовательские
В годы правления лейбористов увеличились ассигнования на жилищное и коммунальное строительство. В частности, бюджет 1973/74 г., названный австралийской прессой «бюджетом реформ», увеличивал их по сравнению с предыдущим годом в 5,5 раза. Резко возросли расходы, связанные с развитием отдаленных районов и охраной окружающей среды.
Отличительной чертой финансовой системы Австралии является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).
Доходы федерального правительства.
Как уже отмечалось, через
федеральные финансы
Подоходный налог в Австралии, как и в других капиталистических странах, играет решающую роль в бюджетных поступлениях[2]. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.
Сумма поступлений подоходного
налога с населения постоянно
растет, а удельный вес в бюджете
неуклонно повышается. Если в 1965/66 г.
доля подоходного налога с населения
в общей сумме доходов
Подоходный налог с
населения в Австралии
Размер подоходного налога в Австралии определяется следующим образом. Из валовой суммы доходов, по лученных физическим лицом в течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые виды пенсий и пособий), а также специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам потребительских ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и т.п.). К облагаемому доходу, определенном этим путем, применяются следующие ставки (1978/79 г.) [ 2, с.40]:
Необлагаемый минимум
в 1978/79 г. составлял 3 893 долл. На практике
сумма налога вычитается бухгалтерией
предприятия при выплате
На протяжении 50 - 60-х годов система взимания подоходного налога с населения в Австралии не претерпела каких-либо существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении. Все основные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения, субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание налогов отдельными административными единицами, даже налоговая ставка - оставались прежними.
Вторым по значению источником поступлений федеральных органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний). Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.
С начала 60-х и до середины 70-х годов налоговая ставка для акционерных компаний в среднем составляла от 35 до 47,5 % (в конце 70-х годов - 46 %) облагаемого дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход определяется как валовая прибыль компании за вычетом издержек производства.) На первые 10 тыс. долл. облагаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов ниже[3].
Хотя абсолютные суммы этого налога неуклонно растут, что отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета понижается, а темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.
Третьим и четвертым по значению источником поступлений федеральных органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы - одни из старейших налогов Австралии. Впервые они были введены еще в 1825 г. Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения приходится на три группы изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки. Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее распространенная ставка - 15 % к цене товара, она дает более половины поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме Франции, например, составляла 7,5 %, а во Франции - 20 % [ 2, с.45].
Во второй половине 70-х годов увеличение доходов федерального бюджета Австралии происходило главным образом за счет роста поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых поступлений в 2 400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обложение.
Исторически первым источником доходов правительственных органов Австралии являлись таможенные пошлины. Установленные в 1800 г. на импортные алкогольные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в. оставались одним из основных источников доходов во всех колониях, будь то фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.
В XX в. их фискальное значение постоянно снижается, однако и поныне доля пошлин в доходах бюджета Австралии выше, чем в бюджетах основных промышленно развитых капиталистических государств, что объясняется наличием в Австралийском Союзе относительно высоких таможенных барьеров. По подсчетам Международного Валютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно развитых стран на готовые изделия составил 9,8 %, на полуфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].
В целом же можно отметить, что таможенные пошлины хотя и потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной промышленности Австралии.
Группа «другие налоги» содержит около десятка различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог на сельскохозяйственную продукцию, налог на заработную плату, отчисления в фонды специального страхования для выплаты пособий на детей и некоторые другие.
Финансы штатов, местных органов власти и государственных предприятий.
В силу особенностей исторического
развития Австралии финансовая система
штатов и местных органов власти
в Австралии так же, как в
США и Канаде, сложилась раньше,
чем финансы центральных
Финансы штатов. В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но охране окружающей среды.
Доходная часть бюджетов
штатов на 60 % формируется за счет субсидий
федерального правительства, что свидетельствует
о высоком уровне финансовой централизации
в Австралии (для Франции и
США аналогичный показатель равен
20 %, для Японии - 42, для Англии - 52 %).
Остальная часть доходов почти
исключительно состоит из налогов,
среди которых преобладают