Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:02, курсовая работа
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МЭСИ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема: «Финансовая система России»
Выполнил
Проверил
Белгород 2012
Содержание
1.Состав финансовой системы.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:
1) децентрализованные финансы:
- финансы предприятий
2) централизованные финансы:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- фондовый рынок;
Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.
С одной стороны главным
Взаимосвязь составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.
Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.
Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
- пенсионный фонд
- фонд социального страхования
- фонд обязательного
Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии.
Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий.
Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.
Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.
Кредитор – юридическое/
Заемщик – государство.
Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности.
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
Сущность страхования
Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг.
Основная задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем доходности.
Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.
Особенность – участники фондового рынка рассчитывают на получении более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов.
Увеличение
количества и объема этих фондов объясняется
рядом причин. Во-первых, у органов
государственной власти появляются
дополнительные средства для вмешательства
в хозяйственную жизнь и
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей
1) запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
2)
денежные средства фондов
3)
формируются, в основном, за счет
обязательных отчислений
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
4)
на отношения, связанные с
5)
денежные ресурсы фонда
6)
расходование средств из
Государственными
внебюджетными фондами
1)
Пенсионный фонд Российской
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3)
Федеральный фонд
Таким образом, можно сделать вывод, что внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
-
выделение из бюджета
- формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
1)
обязательные платежи,
2)
добровольные взносы
3)
прибыль от коммерческой
4) другие доходы, предусмотренные, соответствующим законодательными актами.
Кроме
того, материальным источником внебюджетных
фондов, как и других звеньев финансовой
системы, является национальный доход.
Преобладающая часть фондов создается
в процессе перераспределения
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.
Средства
бюджетов поступают в форме
В
тех случаях, когда внебюджетные
фонды имеют положительное
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).
По
Указу Президента РФ от 22 декабря 1993
года все внебюджетные фонды (за небольшим
исключением), доходы которых формировались
за счет обязательных платежей предприятий,
учреждений, организаций, объединяются
с республиканским бюджетом РФ. Однако
сохраняется целевая
2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ содержит 3 уровня:
1)Федеральный бюджет и
бюджеты государственных
2)Бюджеты субъектов РФ
и бюджеты территориальных
3) Местные бюджеты - около
30000: а) бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских
Федеральный бюджет представляет
собой основной финансовый план государства;
через него осуществляется процесс
распределения и