Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

Работа состоит из  1 файл

Финнансовая система России.docx

— 68.70 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МЭСИ

 

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

Тема: «Финансовая система  России»

 

 

 

 

Выполнил                                                       ______________

 

Проверил                                               к.э.н., доц.Сидорин Ю.М.

 

 

 

 

 

Белгород 2012

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Состав финансовой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1) децентрализованные финансы:           

- финансы предприятий

2) централизованные финансы:

-  государственный бюджет;

-  внебюджетные фонды;

-  государственный кредит;

-  фонды страхования;

-  фондовый рынок;

Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит  ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.

С одной стороны главным источником государственного бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой стороны процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств, но и с привлечением бюджетных ассигнований и использованием банковского кредита.

Взаимосвязь составных звеньев  финансовой системы обусловлена  единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.

Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:           

- пенсионный фонд           

- фонд социального страхования           

- фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии.

Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий.

Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.

Кредитор – юридическое/физическое лицо

Заемщик – государство.

Особенность государственного кредита  состоит в возвратности, срочности  и платности.

Фонды страхования  обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Сущность страхования заключается  в системе перераспределительных отношений, включающих распределение ущерба между участниками страхования и возмещении из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей.

Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг.

Основная задача – обеспечение  процесса перелива капитала в отрасли  с высоким уровнем доходности.

Фондовый рынок служит для мобилизации  и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Особенность – участники фондового  рынка рассчитывают на получении  более высокого дохода по сравнению  с вложением денег в банк.

Внебюджетные  фонды появились задолго до возникновения  единого центрального денежного  фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство  нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались  в особых фондах и были предназначены  для специальных целей. Такие  фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно  менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных  фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась  нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением  централизованного государства  начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и  утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

На  основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые  внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и  независимые от бюджетов соответствующих  органов власти. Государственные  внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных  условиях повышается значение внебюджетных фондов.

Увеличение  количества и объема этих фондов объясняется  рядом причин. Во-первых, у органов  государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства  в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными  от бюджета, предназначались для  решения новых важных задач, которые  требуют особого внимания со стороны  государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей

1) запланированы органами власти  и управления и имеют строгую  целевую направленность;

2) денежные средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются, в основном, за счет  обязательных отчислений юридических  и физических лиц; 

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

4) на отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм и положений Закона РФ  «Об основах налоговой системы  РФ;

5) денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом; 

6) расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства РФ или специально  уполномоченного на то органа (правление фонда.

Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Таким образом, можно сделать вывод, что  внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление  использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить  ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств. Решение об образовании  внебюджетных фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в  собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер экономики  и расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:  

- выделение из бюджета определенных  расходов, имеющих особо важное значение;  

- формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей. 

Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи, установленные  законодательством РФ, решениями  местных органов власти;

2) добровольные взносы физических  и юридических лиц; 

3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими  лицами;

4) другие доходы, предусмотренные, соответствующим законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода.

Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения  при формировании фондов выступают  специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства  бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные  средства.

В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует  большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число  федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования  и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются  в федеральном бюджете).

По  Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим  исключением), доходы которых формировались  за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система РФ содержит 3 уровня:

1)Федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов (выполняет основные функции  государства).

2)Бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов (89, включая  Москва и С.-Петербург).

3) Местные бюджеты - около  30000: а) бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований, городов федерального  назначения Москва и С.-Петербург;  б) бюджеты городских и сельских  поселений. 

Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства; через него осуществляется процесс  распределения и перераспределения  ВВП, национального дохода между  различными отраслями экономики, между  регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет финансирует  национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает  финансовую помощь нижестоящим бюджетам. Бюджет субъекта РФ – форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций отнесенных к  предметоведению субъектов РФ. В настоящее время из этих бюджетов финансируются расходы на промышленность и расходы, связанные с социальной сферой (здравоохранение, образование, ЖКХ, соц. политика, СМИ, культура, спорт). Местные бюджеты – составляют 3-й уровень бюджетной системы и представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметоведению местного самоуправления. Государственные внебюджетные фонды – фонды денежных средств образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ применяется также термин консолидированный бюджет. Различают консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ включают в себя региональные бюджеты и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ. В таком виде консолидированный бюджет субъекта РФ подлежит составлению и исполнению. Консолидированный бюджет РФ - это свод показателей федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Этот бюджет отражает совокупность всех бюджетных ресурсов, находящихся в распоряжении государственных и местных органов и направления расходования этих ресурсов. Консолидированный бюджет РФ не является нормативным документом, не утверждается и не исполняется. Показатели этого бюджета используются только в аналитических и плановых целях. Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе.

Информация о работе Финансовая система России