Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

Работа состоит из  1 файл

Финнансовая система России.docx

— 68.70 Кб (Скачать документ)

Государственными  внебюджетными фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):

1) Пенсионный фонд  Российской Федерации;

2) Фонд социального  страхования Российской Федерации;

3) Фонд обязательного  медицинского страхования.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами  и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних  связях денежные средства идут в одном  направлении: от финансовых звеньев  к внебюджетному фонду. Такая  связь появляется при формировании фондов или использования ими  средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между  внебюджетными фондами и другими  звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального  страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств  центрального бюджета. Одновременно при  наличии активного сальдо они  приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с  разными финансовыми звеньями и  другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Таким образом, подводя  итог данной главе, можно сделать  следующие выводы:

1) Внебюджетные  фонды – это совокупность финансовых  средств, находящиеся в распоряжении  центральных или местных органов  власти, имеющие целевое назначение  и позволяющие преодолеть остаточный  принцип финансирования социальных  и других расходов.

2) Основными источниками  формирования являются: 

- обязательные  платежи; 

- добровольные  взносы физических и юридических  лиц; 

- субсидии из  бюджета; 

- дополнительные  доходы и сэкономленные финансовые  ресурсы; 

- прибыль от  коммерческой деятельности, осуществляемой  фондами - юридическими лицами.

3) Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими  звеньями финансовой системы.  Различают односторонние, двусторонние  и многосторонние финансовые  связи.

 

3.Государственный  кредит.

Государственный кредит - это  специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости  валового внутреннего продукта и  национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной и платной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор. 
 
Таким образом, государственный кредит выражает отношения вторичного распределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства страны, а также части стоимости национального продукта иностранных государств, ресурсов международных рынков капиталов и международных финансовых организаций. Следовательно, в сферу государственных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного и вторичного распределения стоимости вновь произведенного и накопленного продукта. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения и организаций (резидентов и нерезидентов), не предназначенные для текущего потребления. Государственный кредит конкретной страны питается также за счет бюджетных средств правительств иностранных государств, свободных ресурсов международных финансовых рынков и организаций (фондов).

Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита – имеет особенности  и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов: 1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов; 2) если налоги движутся только в одном направлении  – от плательщика в бюджет или  во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных  или ошибочно взысканных сумм), то основой  государственного кредита являются его возвратность и платность: через  определенный период времени внесенная  сумма должна быть возвращена с процентами.

Особенности государственного кредита:

1) Если при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  обычно выступают какие-то конкретные  ценности – товары на складе, незавершенное производство, то  при заимствовании средств государством  обеспечением кредита служит  все имущество, находящееся в  его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-нибудь ее доход.

2) На уровне центрального правительства  государственные займы не имеют  конкретного целевого характера.  Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

3) Как и любой другой заемщик,  государство привлекает средства  на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном  внутреннем долге Российской  Федерации» (№ 3877 – 1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию  государственного кредита осуществляется  формирование централизованных  денежных фондов государства  или их использование на принципах  срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные  средства для финансирования  своих расходов. В промышленно  развитых странах государственные  займы являются основным источником  финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления  от государственных займов стали  вторым после налогов методом  финансирования бюджетного дефицита. Последнее объясняется более  быстрым темпом роста расходов  по сравнению с увеличением  налоговых поступлений.

Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа и библиотека обеспечивает потребности ни одного поколения, поскольку  служат 30 – 50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В  последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов  по нему.

2. Регулирующая функция государственного  кредита: вступая в кредитные  отношения, государство вольно  или невольно воздействует на  состояние денежного обращения,  уровень процентных ставок на  рынке денег и капиталов, на  производство и занятость. Сознательно  используя государственный кредит  как инструмент регулирования  экономики, государство может  проводить ту или иную финансовую  политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.

Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует  накопления в виде приобретения государственных  ценных бумаг.

До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного  влияния на производство. В том  случае, если в стране достаточно свободных  капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного  поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке  выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного  использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредиторов, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение  задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве  промышленно развитых стран функционируют  государственные или полугосударственные  компании, которые по низким ставкам  страхуют риск неплатежа экспортерам  национальных товаров. Тем самым  поощряется освоение новых рынков сбыта  отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного  кредита органически вплетается  в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические  особенности:

- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

- охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке, поскольку  предполагает возвратность и  возмездность получения средств;

- осуществляется не только финансовыми  структурами, но и кредитными  институтами.

В основном контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процента.

 

Государственный кредит может  иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит  к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые  предоставляются на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных  займов может осуществляться двумя  видами ценных бумаг - облигациями и  казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой  долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную  стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она  продается и перепродается в  зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между  курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.

В зависимости от места  размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и  физическими лицами данной страны и  нерезидентами) - и внешние - поступают  извне от правительств, юридических  и физических лиц, других государств, международных организаций и  финансовых институтов.

Информация о работе Финансовая система России