Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:02, курсовая работа
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:
Государственными внебюджетными фондами РФ являются (статья 144 Бюджетного кодекса):
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального
страхования Российской
3) Фонд обязательного медицинского страхования.
Разнообразие внебюджетных
фондов обусловливает сложные
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.
При двусторонних
связях денежный поток движется между
внебюджетными фондами и
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
Таким образом, подводя итог данной главе, можно сделать следующие выводы:
1) Внебюджетные
фонды – это совокупность
2) Основными источниками формирования являются:
- обязательные платежи;
- добровольные
взносы физических и
- субсидии из бюджета;
- дополнительные
доходы и сэкономленные
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами.
3) Разнообразие
внебюджетных фондов
3.Государственный кредит.
Государственный кредит - это
специфические отношения по поводу
перераспределения части
Таким образом, государственный кредит
выражает отношения вторичного распределения
части стоимости валового внутреннего
продукта и национального богатства страны,
а также части стоимости национального
продукта иностранных государств, ресурсов
международных рынков капиталов и международных
финансовых организаций. Следовательно,
в сферу государственных кредитных отношений
попадает только часть доходов и денежных
фондов, сформированных на стадии первичного
и вторичного распределения стоимости
вновь произведенного и накопленного
продукта. Обычно ими являются временно
свободные денежные средства населения
и организаций (резидентов и нерезидентов),
не предназначенные для текущего потребления.
Государственный кредит конкретной страны
питается также за счет бюджетных средств
правительств иностранных государств,
свободных ресурсов международных финансовых
рынков и организаций (фондов).
Как
экономическая категория
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов: 1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов; 2) если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.
Особенности государственного кредита:
1)
Если при предоставлении
2)
На уровне центрального
3)
Как и любой другой заемщик,
государство привлекает
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
1.
Через распределительную
Финансирование
расходов капитального характера за
счет позаимствованных средств в
определенных пределах имеет положительное
значение. Школа и библиотека обеспечивает
потребности ни одного поколения, поскольку
служат 30 – 50 лет. Почему же тогда их
строительство должно быть оплачено
в течение нескольких лет за счет
налогов с тех, кто, возможно, даже
не успеет воспользоваться их услугами.
Гораздо разумнее переложить финансирование
таких объектов на все поколения,
которые будут ими
Таким
образом, положительное воздействие
распределительной функции
2.
Регулирующая функция
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
Выступая
на финансовом рынке в качестве заемщика,
государство увеличивает спрос
на заемные средства и тем самым
способствует росту цены кредита. Чем
выше спрос государства, тем выше
при прочих равных условиях уровень
ссудного процента, тем более дорогим
становится кредит для предпринимателей.
Дороговизна заемных средств
вынуждает бизнесменов
До
определенных пределов этот процесс
не оказывает существенного
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредиторов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка
малого бизнеса предполагает, что
государство берет на себя погашение
задолженности банкам по кредитам,
предоставленным мелким предпринимателям,
в случае их банкротства. В большинстве
промышленно развитых стран функционируют
государственные или
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
3.
Контрольная функция
- тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
-
охватывает движение стоимости
в двустороннем порядке,
-
осуществляется не только
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процента.
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту
Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг - облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость - обозначенную сумму долга - и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне - и долгосрочные.
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние - на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) - и внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.