Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

Работа состоит из  1 файл

Финнансовая система России.docx

— 68.70 Кб (Скачать документ)

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются  центральными органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный  бюджет.

Местные займы выпускаются  местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера  использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают  выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы  подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования - материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

В зависимости от срока  погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты  дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход  устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться  как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в  зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения  на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она  может проводиться ежегодно, раз  в полугодие, ежеквартально. При  выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной  стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому  их еще называют облигациями с  нулевым купоном.

По характеру погашения  задолженности разделяются два  варианта: одноразовая выплата и  выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый - займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий - постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий - напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения  дает возможность государству учитывать  ситуацию на финансовом рынке.

Государственный кредит требует  особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация  стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных  займов основывается на следующих условиях:

наличие кредиторов, у которых  есть временно свободные средства;

доверие кредиторов государству;

заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

возможность государства  своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных  займов могут выступать:

доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

дополнительные поступления  от налогов;

экономия средств от сокращения расходов;

эмиссия денег;

привлечение средств от новых  займов (рефинансирование долга).

Таким образом, государственный  кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и  методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий  для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет учитывать интересы юридических и физических лиц.

 

Для финансирования бюджетного дефицита органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы.

Государственный долг- совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

В основе классификации государственных  займов лежит ряд признаков:

- По эмитентам – займы,   размещаемые  центральными территориальными  органами управления.

- В зависимости от места размещения - внутренние и внешние займы. 

- В зависимости от обращения  на рынке - рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так,   нерыночные   государственные   облигации   выпускаются   на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

- В зависимости от срока привлечения  средств - краткосрочные (со сроком  погашения до одного года), среднесрочные  (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше). Краткосрочные  займы используются для финансирования  временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев, в Японии - 60 дней, в Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты. В Италии они выпускаются со сроком погашения два-три года, в США - от одного до десяти лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

- В зависимости от обеспеченности  долговых обязательств они бывают  закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

- По характеру выплачиваемого  дохода - долговые обязательства  выигрышные, процентные, с нулевым  купоном. Выплата дохода по  выигрышным облигациям осуществляется  на основе лотереи. Эти облигации  не пользуются большим спросом.  Инвесторы стремятся получать  стабильный доход, а не полагаться  на волю случая. Те же, кто хочет  получить выигрыш, предпочитают  покупать лотерейные билеты. Главным  видом являются процентные облигации,  доход по которым выплачивается  один, два или четыре раза в  год на основе купонов. Большинство  инвесторов отдает предпочтение  таким долговым обязательствам. Облигации с нулевым купоном продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

- В зависимости от метода  определения дохода - долговые обязательства  с твердым или плавающим доходом.  В ряде случаев фиксированная  ставка по ценным бумагам является  причиной роста расходов государства  на выплату процентов, в других  случаях она может отпугнуть  инвесторов, ожидающих повышение  процента. Для покрытия бюджетного  дефицита приходится размещать  займы при относительно завышенном  уровне процентной ставки. Установив  аналогичный процент по своим  долговым обязательствам на весь  срок займа, который может составить  20-30 лет, государство взвалит на  налогоплательщиков дополнительные  расходы. Избежать подобной ситуации  позволяют два варианта:

  • Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска долгосрочного, когда процентная ставка упадет.
  • Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы расчета обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения  займа, установленные при его  выпуске, - обязательства с правом досрочного погашения и без права  досрочного погашения.

Возможны два способа погашения  задолженности: единовременно и  частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения  суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

- равными частями в течение  определенного срока, например, в  течение четырех лет; 

- возрастающими долями, например, в первый год гасится 1 млн.  долл., во второй - 2 млн. долл., в  третий - 3 млн. долл., в четвертый  - 4 млн. долл. Такая система удобна  при наращивании доходов заемщика;

- снижающимися долями, например, в  первый год гасится долг на 4 млн. долл., во второй год - на 3 млн. и т. д. Такая система  предпочтительна, когда ожидается  падение доходов заемщика или  увеличение его расходов.     

Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что  он является средством мобилизации  в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно  мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном  бюджетном сальдо мобилизуемые с  помощью государственного кредита  средства прямо используются для  финансирования экономических и  социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь  средством  увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.     

 

 

4. Фонды страхования.

В состав совокупного общественного  продукта любого общества предусматривается  определенная часть, которая резервируется  для возмещения возможного ущерба от стихийных бедствий и несчастных случаев. Такой специальный резервный  фонд называется страховым фондом. 
  Страховой фонд неразрывно связан с общественным производством в различных общественно-экономических формациях и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями. Поэтому страховой фонд является экономической необходимостью и представляет собой обязательный элемент общественного воспроизводства в любом обществе. Таким образом, страховой фонд - это элемент общественного воспроизводства, резерв материальных или денежных средств, формируемый из взносов страхователей и находящийся в оперативно-хозяйственном управлении у страховщика. 
Существуют три формы организации страхового фонда.

  1. Децентрализованная форма — это страховой фонд отдельного предприятия. Он обособлен, и его средства аккумулируются и расходуются в рамках одного предприятия, то есть происходит самострахование. Как правило, такая форма страховых фондов создается в виде натуральных запасов и должна возобновляться ежегодно.Однако такая форма создания страхового фонда не может полностью достигнуть поставленной задачи. Во-первых, нельзя заранее предвидеть ни момента наступления несчастного случая или бедствия, ни его разрушительной силы, ни его последствий, следовательно, нельзя и определить время, достаточное для создания такого фонда. Во-вторых, поставив перед собой такую задачу, хозяйство должно накопить фонд, равный стоимости всех его основных и оборотных средств, что экономически бессмысленно, так как основная часть этих средств окажется замороженной, выбывшей из оборота, или в силу каких-либо обстоятельств, будет использована не по назначению.
  2. Централизованная форма — страховой фонд, источником образования которого служат общегосударственные, местные и другие ресурсы. Он обеспечивает возмещение ущерба от аварий, бедствий в масштабах государства. Формируется как в денежной, так и в натуральной форме — путем уплаты страховых взносов обособленными физическими и юридическими лицами. Натуральные резервы формируются из регулярно возобновляемых запасов готовой продукции сырья, материалов, топлива, продовольствия и т.п. Денежные резервы фондов образуются ежегодно при составлении государственных бюджетов. В отраслях народного хозяйства денежные резервы создаются в виде фондов для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям данной отрасли.
  3. Страховой фонд страховщика (централизованная и децентрализованная формы). В результате страховой деятельности децентрализовано образуется денежный фонд, основным источником которого являются поступления страховых платежей и взносов и отчисления от дохода. Этот фонд, созданный для организации замкнутой раскладки ущерба, носит строго целевой характер, функционирует и используется централизованно. Перераспределительные отношения в страховом фонде характеризуются временным показателем, который обосновывает необходимость резервирования в благоприятные годы части поступивших платежей с целью формирования запасного фонда для возмещения ущерба в неблагоприятные годы.

Информация о работе Финансовая система России