Финансово -кредитные методы регулирования инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание

Как правило, хозяйствующие субъекты для финансирования своей деятельности используют не один, а несколько источников. Это объясняется целым рядом факторов:
во первых, ограничением источника финансирования по объему ресурсов;
во-вторых, предоставление финансовых ресурсов может быть ограничено временными рамками;
в-третьих, одним из ограничений может выступать цена используемых средств.

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 173.25 Кб (Скачать документ)

Частные, или  гражданско-правовые, отношения в  сфере инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики начинают играть основную роль в обеспечении  защиты экономических интересов  государства. Еще немецким юристом  Р. Иерингом подмечено, что защита государственных  интересов вовне зависит от того, насколько хорошо обеспечивается защита частных лиц в самом государстве <*>. В инвестиционных отношениях это проявляется особенно наглядно. В России, как показывает практика регулирования инвестиций, даже иностранным  инвесторам, в связи с отсутствием  должной защиты отечественных инвесторов, сложно защищать свои права. Приведем один из примеров защиты иностранной  фирмой своих инвестиций в России.

В 1992 году иностранной  фирмой был заключен с российским академическим институтом договор  совместной деятельности, по которому фирма обязалась произвести реконструкцию  зданий института. На основании заключенного договора институт обязался представить  всю необходимую для этого  документацию, включая разрешения на осуществление работ по реконструкции  зданий; освободить подлежащие реконструкции  и строительству строения и после  завершения работ передать реконструированные здания фирме. Стороны договорились о том, что они несут расходы  по строительству и реконструкции  зданий института совместно. При  этом согласно условиям договора участие  института в расходах по строительству  и реконструкции зданий выражалось в форме предоставления югославской  фирме права пользования строением  на условиях аренды в течение определенного  срока после завершения работ  по реконструкции и строительству. Доля института в расходах измерялась установленной в договоре арендной платой за пользование одним квадратным метром и сроком аренды. Договор  также предусматривал, что в период аренды в случае возникновения обстоятельств, вынуждающих югославскую фирму  расторгнуть договор, институт обязуется  выплатить фирме общую сумму  затрат на реконструкцию и строительство  строений за вычетом арендной платы.

Заключенный договор  не противоречил российскому законодательству, действовавшему с момента заключения договора до возникновения разногласий, которые явились бы основанием признания  его недействительным. На момент заключения договора отношения, возникшие из договора, подчинялись действию Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в  РСФСР" и Закона РСФСР "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", принятых в 1991 году. Эти Законы давали широкое  определение инвестициям (иностранным  инвестициям) и признавали инвестором (иностранным инвестором) любое лицо, осуществляющее капиталовложения, будь то иностранное или российское юридическое  или физическое лицо. Поэтому понятны  притязания югославской фирмы на статус иностранного инвестора. Однако именно признание за югославской  фирмой статуса инвестора и вызвало  разногласия между сторонами  после завершения предусмотренных  договором работ.

В Федеральном  законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" 1999 г. предусматривается, что отношения  инвесторов с другими участниками  инвестиционной деятельности регулируются договором. В нем подчеркивается, что инвесторы имеют равные права, включая право на заключение договоров  с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ. Но, как подчеркивается в литературе и как свидетельствует практика, именно договоры с участием инвесторов не получают должной защиты в гражданском  законодательстве. Договоры, часто именуемые на практике инвестиционными, нередко представляют собой смешанные договоры, включающие в себя элементы разных гражданско-правовых договоров, например договора аренды, строительного подряда, оказания услуг и др., в том числе договора простого товарищества. Следует заметить, что характеристике инвестиционного договора наиболее соответствует концессионное соглашение, проект закона о котором был недавно принят в третьем чтении Государственной Думой. Применение концессионного договора обеспечивает необходимую гарантию защиты прав стороны в договоре как инвестора. Однако действующее законодательство пока не позволяет квалифицировать участника договорных отношений как инвестора, даже если условия договора прямо предусматривают обязанность одной из сторон осуществлять капитальные вложения в реконструкцию или строительство нового объекта.

В указанном  примере очевидно, что на основании  законодательства, действовавшего на момент заключения договора, было бы неправомерным  отнести иностранную фирму к  категории инвестора. В то же время, будучи иностранным инвестором, фирма  может воспользоваться возможностью защищать свои нарушенные права путем  обращения к международно-правовым способам защиты. Например, в специализированный арбитраж для разрешения инвестиционных споров - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный на основании Вашингтонской  конвенции (1965 г.) «О порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства». Обращение в специализированный арбитраж обеспечивается действием  двусторонних международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Ненадлежащий  уровень правового регулирования  инвестиций в Российской Федерации  связан с неясным представлением о том, что же следует считать  инвестицией, инвестиционным договором  и в каких случаях гражданско-правовые отношения можно квалифицировать  как инвестиционные.

2. Понятие и виды  инвестиций

Под инвестицией  следует понимать передачу денежных средств или иного имущества  в денежной оценке одним лицом, именуемым  инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли. В гражданско-правовых отношениях передача имущества одним лицом другому  осуществляется на основе договора. Однако в том случае, если основанием для  передачи имущества является получение  инвестором прибыли, извлеченной в  результате превращения его имущества  в капитал, заключенный договор  будет носить характер инвестиционного. Инвестиции связаны с осуществлением инвестором своего вещного права. Одной  из форм защиты вещного права является его регистрация. С регистрацией инвестиций связано признание статуса того или иного лица как инвестора. Российское законодательство не содержит четких указаний, какие юридические действия лежат в основании признания у того или иного лица статуса инвестора и с какого момента можно говорить о праве на защиту лица как инвестора. Нельзя отрицать, что по российскому законодательству защита вещных прав в рамках инвестиционных отношений обладает определенной спецификой.

Когда речь идет о прямых иностранных инвестициях, для иностранных инвесторов прямо  оговаривается их право на возмещение убытков, причиненных им в результате незаконных действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским  законодательством. Такое же положение  действует и для российских инвесторов, инвестиционная деятельность которых  регулируется Федеральным законом  от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений".

Механизм защиты прав иностранного лица, предусмотренный  в международных договорах и  в российском международном частном  праве, обеспечивает предсказуемость  судебных и арбитражных решений. Между тем в международных  договорах выделяется такая категория, как инвестиционный спор, под которым  подразумевается спор, характеризующийся  особым субъектным составом (спор с  участием государства, органов государства  и лица другого государства) и  предметом (инвестиции). Отсутствие же в российском законодательстве точного  определения инвестиций как предмета инвестиционных отношений создает  предпосылки для дискриминации  российских инвесторов по отношению  к иностранным.

Особое значение для защиты отечественных инвесторов как на национальном, так и на международном рынке приобретает  деление инвестиций на прямые и портфельные.

2.1 Прямые инвестиции

Выделение прямых инвестиций в отдельную категорию  содержится в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации". Указание в Законе на отдельные виды прямых инвестиций без выделения  общих признаков, квалифицирующих  инвестиции как прямые, не позволяет  выделить прямые инвестиции как самостоятельную  правовую категорию.

В литературе выделяются следующие критерии, характеризующие  инвестиции как прямые. Критерий личного  участия инвестора в бизнесе, то есть деятельности предприятия, куда вкладывается капитал. "Личное участие предпринимателя обеспечивает ему максимальную степень контроля за предпринимательским риском: именно инвестор (сам непосредственно либо через уполномоченных им лиц) принимает либо оказывает влияние на принятие решения о развитии предприятия (бизнеса) и соответственно получает доход или несет убытки в зависимости от правильности принятого решения, сделанного прогноза".

Такой же характер общего критерия, квалифицирующего инвестиции как прямые, носит критерий контроля, используемый в случаях инвестиций в акции акционерного общества. При  этом не столь важно, сколько акций  приобретает инвестор и каков  объем сделки, важно, позволяет ли инвестору приобретение хотя бы одной  акции заполучить контроль над деятельностью  акционерного общества.

Прямые инвестиции характеризует также и требование определенного контроля со стороны  государства, государственных органов  с целью защиты как частных  интересов (инвестора), так и интересов  всего общества. К прямым инвестициям  применяют также термин "регулируемые инвестиции", имея в виду непосредственное участие государства в решении  вопроса о их целесообразности <*>. Законодательство об инвестициях и  инвестиционной деятельности предусматривает  это для инвестиций, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта (приоритетного инвестиционного  проекта), связывая принятие соответствующего решения с предоставлением инвестору  определенных гарантий.

2.2 Портфельные инвестиции

К портфельным  относятся те инвестиции, которые  не являются прямыми. Как правило, к  числу портфельных инвестиций относят  операции, совершаемые на рынке ценных бумаг. Так, по мнению П.В. Сокола, "под  портфельными инвестициями понимается приобретение ценных бумаг". Такое  лаконичное определение является не вполне корректным. Приобретение пакета акций с целью установления контроля за акционерным обществом будет  скорее прямым инвестированием, поскольку  в результате такой операции инвестор получает возможность осуществлять контроль за предприятием. При этом нельзя не заметить, что непосредственная трансформация денежных средств  в производственный капитал происходит только на стадии первичного размещения эмиссионных ценных бумаг. По существу, последующее обращение ценных бумаг  на рынке не связано с собственно инвестированием средств. "Перемена владельцев, постоянное обращение не оказывают никакого влияния на уже  основанное предприятие. Производство и доход от него не затрагиваются  тем, что свидетельства на доход  перейдут из рук в руки, точно  так же и стоимость дохода не изменится  от изменения цены акций".

Большое разнообразие сделок, заключаемых на рынке ценных бумаг, связанных и не связанных  с движением капитала, требует  выделения общих критериев отнесения  тех или иных юридических действий, совершаемых на рынке ценных бумаг, к категории инвестиций вообще и, соответственно, к их разновидности - портфельным инвестициям. В литературе выделяется критерий наличия "инвестиционных услуг" в действиях, совершаемых  на рынке финансовых услуг. Определение  инвестиционной услуги содержится в  Директиве ЕС об инвестиционных услугах. В основе определения инвестиционной услуги лежит разграничение инвестиционных и банковских услуг, а также участие  профессиональных инвесторов на рынке  ценных бумаг. "Анализ зарубежного  опыта 1999 - 2000 гг. показывает, что обе  категории "инвестиционные услуги" и "финансовые услуги" в настоящее  время применяются в качестве общего понятия для описания различных  правовых форм, опосредующих движение (размещения) денежного капитала". Предметом регулирования в данном случае являются портфельные инвестиции.

3. Факторы, определяющие  общие принципы  и методы регулирования  инвестиций

Основную роль в регулировании инвестиций играет национальное законодательство. При  этом для российского законодательства общим принципом правового регулирования  инвестиций является их регулирование  исключительно на федеральном уровне.

В начале 90-х  гг. наряду с действующими Законами РСФСР об иностранных инвестициях  и инвестиционной деятельности получила распространение практика принятия субъектами Федерации законов о  внешнеэкономической деятельности и об иностранных инвестициях, в  которых решались вопросы регистрации  коммерческих организаций (предприятий) с иностранными инвестициями, предоставления гарантий и определения общего режима деятельности участников внешнеэкономической  деятельности, в том числе инвесторов. Основанием для этого послужило  расширительное толкование положений  ст. 72 Конституции РФ об отнесении  к совместной компетенции Федерации  и субъектов Федерации решения  вопросов координации внешнеэкономической  деятельности.

Регулирование иностранных инвестиций на уровне субъектов  Федерации, в частности регистрация  коммерческих предприятий с иностранным  капиталом, противоречило основным началам регулирования инвестиций, закрепленным в действовавшем тогда  Законе об иностранных инвестициях  и в международных договорах. Согласно этим началам определенные в договоре обязательства государства  по предоставлению режима, регулированию  и защите инвестиций возлагались  на договаривающееся федеративное государство, а не на его административные подразделения. Такая практика не соответствовала также и положениям Конституции РФ о создании правовых основ единого рынка (п. "ж" ст. 71) и о регулировании внешнеэкономических отношений (п. "л" ст. 71 Конституции), предусматривавшим исключительную компетенцию Российской Федерации в этой области. Только федеральный уровень регулирования мог обеспечить надлежащую защиту инвесторов в Российской Федерации.

Информация о работе Финансово -кредитные методы регулирования инвестиций