Другим общим
принципом правового регулирования
инвестиций является обеспечение равной
защиты прав иностранным и российским
инвесторам. Принцип равной защиты
предполагает наряду с защитой прав
инвесторов обеспечивать защиту государственных
интересов, предоставлять защиту всем
инвесторам в равной степени вне
зависимости от формы осуществления
инвестиций (имеются в виду корпоративные
и договорные формы инвестиций) и
их национальной принадлежности (иностранным
и российским инвесторам). В основе
реализации принципа равной защиты прав
инвесторов лежит рыночный характер
экономики с его основным требованием
предоставления равных условий конкуренции
участникам рынка и правовое обеспечение
этого требования: антимонопольное
законодательство и метод антимонопольного
регулирования. Антимонопольное законодательство
определяет условия, при которых
государство может воспрепятствовать
совершению предпринимателем тех или
иных действий, в том числе и
действий по осуществлению инвестиций.
Принятие мер антимонопольного регулирования
не может рассматриваться как
ограничительная мера, носящая дискриминационный
характер. Меры, принимаемые антимонопольным
органом, направлены на защиту рынка
и слабой стороны в рыночных отношениях.
В инвестиционных отношениях такой
слабой стороной является инвестор.
Так, например, ст.
18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" (в ред. от 7 марта
2005 г.) предусматривает, что с предварительного
согласия антимонопольного органа на
основании ходатайства юридического
или физического лица осуществляется
приобретение акций (долей) с правом
голоса в уставном капитале хозяйственного
общества, при котором такое лицо
(группа лиц) получает право распоряжаться
более чем 20-ю процентами указанных
акций (долей). Приобретение акций является
формой инвестирования денежных средств
в уставный капитал акционерного
общества. Для целей правового
регулирования инвестиций было бы справедливым
предусмотреть в законодательстве
об инвестициях норму, согласно которой
согласие компетентного органа необходимо
в любом случае, когда приобретение
акций инвестором обеспечивает ему
контроль за деятельностью акционерного
общества. Это могло бы обеспечить
защиту прав других акционеров-инвесторов,
участвующих в акционерном обществе,
а также защиту экономических
интересов государства от возможных
в последующем недобросовестных
действий инвестора, устанавливающего
контроль за деятельностью акционерного
общества, акции которого он приобретает.
Третьим принципом
правового регулирования инвестиций
является участие норм международных
договоров в правовом регулировании
инвестиций на национальном рынке. Нормы
международных договоров воздействуют
на национальное законодательство об
инвестициях, и оно меняется. А
нормы международных соглашений,
как правило, на уровне органов исполнительной
власти, становятся частью национально-правового
регулирования.
Нормы международных
договоров применяются независимо
от национальной принадлежности инвестиций,
то есть независимо от того, идет ли речь
о национальных или об иностранных
инвестициях. Так, инвестиции в условиях
рыночных отношений подчиняются
действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные
соглашения обязывают государства-участники
законодательным путем обеспечивать
равные условия конкуренции на национальном
рынке (включая рынок капиталов
или рынок финансовых услуг), воздерживаться
от принятия мер ограничительного характера
не только для иностранных, но также
и для национальных предпринимателей.
Под воздействием международных
договоров одним из условий эффективного
регулирования инвестиций становится
использование метода антимонопольного
регулирования инвестиций.
Необходимо признать
большое значение в регулировании
инвестиций международных договоров,
разработанных Международным банком
реконструкции и развития (Мировым
банком) и направленных на защиту прямых
иностранных инвестиций. Это Вашингтонская
конвенция 1965 г. о порядке разрешения
инвестиционных споров между государством
и лицом другого государства
и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении
Многостороннего агентства по гарантиям
инвестиций (МАГИ). Обе Конвенции
формируют единую систему международно-правовой
защиты частных инвестиций. Однако
отношение России к указанным
Конвенциям сложилось неодинаковое.
Вашингтонская
конвенция, в которой участвует
более ста государств, как экспортеров,
так и импортеров капитала, не только
обеспечивает защитой иностранных
инвесторов в их спорах с государством
- реципиентом инвестиций; нормы
этой Конвенции содержат единообразно
понимаемые категории инвестиционного
права, в частности категории
инвестиционных споров. Кроме того,
Вашингтонская конвенция определяет
способ решения конфликтов между
инвестором и принимающим государством
тогда, когда эти конфликты не
могут быть погашены путем выплаты
страховой премии Агентством, специализирующимся
на страховании иностранных инвестиций.
Участие России
в Конвенции об учреждении Многостороннего
агентства по гарантиям инвестиций
(ратифицирована Российской Федерацией
в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному
инвестору возможность воспользоваться
услугами международной системы
страхования иностранных инвестиций,
хотя именно эта система позволяет
с наибольшей прогнозируемостью
и точностью определить сумму
компенсации при наступлении
некоммерческих рисков, то есть рисков,
связанных с действиями государства
(национализация, отказ в регистрации
предприятия при уже вложенных
средствах и т.п.). Участие Российской
Федерации в МАГИ не дало желаемых
результатов по привлечению иностранных
инвестиций в силу неадекватности механизма
регулирования требованию Конвенции
о признании (одобрении) государством,
принимающим инвестиции, прав иностранного
инвестора.
Таким образом,
решение проблемы защиты прав иностранного
инвестора и защита прав инвесторов
на российском рынке полностью зависят
от двух факторов: от состояния национально-правового
регулирования и от точности исполнения
Россией своих международных
обязательств. Государство должно создать
условия для развития собственных
инвестиций и систему защиты прав
национальных инвесторов, чтобы участвовать
в международных конвенциях, защищающих
иностранных инвесторов.
Список
использованной литературы
1. Федеральный
закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О
валютном регулировании и валютном
контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
2. Концепции
развития российского законодательства
/ Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.
Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Городец,
2004. С. 274.
3. Иеринг Р.
Борьба за право. М.: Книжный
дом, 1901. С. 56.
4. Лисица В.Н.
О проекте Федерального закона
"О концессионных договорах
с российскими и иностранными
инвесторами" // Законодательство
и экономика. 2002. N 9.
5. Доронина Н.Г.,
Семилютина Н.Г. Государство и
регулирование инвестиций. М.: Городец,
2003. С. 10 - 39.
6. Комментарий
к Гражданскому кодексу Российской
Федерации, части третьей (постатейный).
М.: Юридическая фирма "Контракт",
2004. С. 446.
7. Статья 5 Федерального
закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об
иностранных инвестициях в Российской
Федерации" с изменениями от
25 июля 2002 г. и от 8 декабря 2003 г.
// СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 30. Ст. 3034; 2003.
N 50. Ст. 4855.
8. Доронина Н.Г.,
Семилютина Н.Г. Указ. соч. С. 25
- 26.
9. Сокол П.В.
Инвестиционный договор в жилищном
строительстве. М.: Ось-89, 2004. С. 19.
10. Гильфердинг
Р. Финансовый капитал. Исследование
новейшей фазы в развитии капитализма.
М., 1959. С. 186.
11. Доронина Н.Г.,
Семилютина Н.Г. Правовое регулирование
инвестиций: Учебное пособие. Ч. 1.
М.: Академия труда и социальных
отношений, 2002. С. 29.