Финансово -кредитные методы регулирования инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:01, курсовая работа

Описание

Как правило, хозяйствующие субъекты для финансирования своей деятельности используют не один, а несколько источников. Это объясняется целым рядом факторов:
во первых, ограничением источника финансирования по объему ресурсов;
во-вторых, предоставление финансовых ресурсов может быть ограничено временными рамками;
в-третьих, одним из ограничений может выступать цена используемых средств.

Работа состоит из  1 файл

финансы.docx

— 173.25 Кб (Скачать документ)

Другим общим  принципом правового регулирования  инвестиций является обеспечение равной защиты прав иностранным и российским инвесторам. Принцип равной защиты предполагает наряду с защитой прав инвесторов обеспечивать защиту государственных  интересов, предоставлять защиту всем инвесторам в равной степени вне  зависимости от формы осуществления  инвестиций (имеются в виду корпоративные  и договорные формы инвестиций) и  их национальной принадлежности (иностранным  и российским инвесторам). В основе реализации принципа равной защиты прав инвесторов лежит рыночный характер экономики с его основным требованием  предоставления равных условий конкуренции  участникам рынка и правовое обеспечение  этого требования: антимонопольное  законодательство и метод антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство определяет условия, при которых  государство может воспрепятствовать  совершению предпринимателем тех или  иных действий, в том числе и  действий по осуществлению инвестиций. Принятие мер антимонопольного регулирования  не может рассматриваться как  ограничительная мера, носящая дискриминационный  характер. Меры, принимаемые антимонопольным  органом, направлены на защиту рынка  и слабой стороны в рыночных отношениях. В инвестиционных отношениях такой  слабой стороной является инвестор.

Так, например, ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 7 марта 2005 г.) предусматривает, что с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляется приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться  более чем 20-ю процентами указанных  акций (долей). Приобретение акций является формой инвестирования денежных средств  в уставный капитал акционерного общества. Для целей правового  регулирования инвестиций было бы справедливым предусмотреть в законодательстве об инвестициях норму, согласно которой  согласие компетентного органа необходимо в любом случае, когда приобретение акций инвестором обеспечивает ему  контроль за деятельностью акционерного общества. Это могло бы обеспечить защиту прав других акционеров-инвесторов, участвующих в акционерном обществе, а также защиту экономических  интересов государства от возможных  в последующем недобросовестных действий инвестора, устанавливающего контроль за деятельностью акционерного общества, акции которого он приобретает.

Третьим принципом  правового регулирования инвестиций является участие норм международных  договоров в правовом регулировании  инвестиций на национальном рынке. Нормы  международных договоров воздействуют на национальное законодательство об инвестициях, и оно меняется. А  нормы международных соглашений, как правило, на уровне органов исполнительной власти, становятся частью национально-правового  регулирования.

Нормы международных  договоров применяются независимо от национальной принадлежности инвестиций, то есть независимо от того, идет ли речь о национальных или об иностранных  инвестициях. Так, инвестиции в условиях рыночных отношений подчиняются  действию норм соглашений ГАТТ/ВТО. Указанные  соглашения обязывают государства-участники  законодательным путем обеспечивать равные условия конкуренции на национальном рынке (включая рынок капиталов  или рынок финансовых услуг), воздерживаться от принятия мер ограничительного характера  не только для иностранных, но также  и для национальных предпринимателей. Под воздействием международных  договоров одним из условий эффективного регулирования инвестиций становится использование метода антимонопольного регулирования инвестиций.

Необходимо признать большое значение в регулировании  инвестиций международных договоров, разработанных Международным банком реконструкции и развития (Мировым  банком) и направленных на защиту прямых иностранных инвестиций. Это Вашингтонская  конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства  и Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям  инвестиций (МАГИ). Обе Конвенции  формируют единую систему международно-правовой защиты частных инвестиций. Однако отношение России к указанным  Конвенциям сложилось неодинаковое.

Вашингтонская конвенция, в которой участвует  более ста государств, как экспортеров, так и импортеров капитала, не только обеспечивает защитой иностранных  инвесторов в их спорах с государством - реципиентом инвестиций; нормы  этой Конвенции содержат единообразно понимаемые категории инвестиционного  права, в частности категории  инвестиционных споров. Кроме того, Вашингтонская конвенция определяет способ решения конфликтов между  инвестором и принимающим государством тогда, когда эти конфликты не могут быть погашены путем выплаты  страховой премии Агентством, специализирующимся на страховании иностранных инвестиций.

Участие России в Конвенции об учреждении Многостороннего  агентства по гарантиям инвестиций (ратифицирована Российской Федерацией в декабре 1992 г.) не обеспечивает иностранному инвестору возможность воспользоваться  услугами международной системы  страхования иностранных инвестиций, хотя именно эта система позволяет  с наибольшей прогнозируемостью  и точностью определить сумму  компенсации при наступлении  некоммерческих рисков, то есть рисков, связанных с действиями государства (национализация, отказ в регистрации  предприятия при уже вложенных  средствах и т.п.). Участие Российской Федерации в МАГИ не дало желаемых результатов по привлечению иностранных  инвестиций в силу неадекватности механизма  регулирования требованию Конвенции  о признании (одобрении) государством, принимающим инвестиции, прав иностранного инвестора.

Таким образом, решение проблемы защиты прав иностранного инвестора и защита прав инвесторов на российском рынке полностью зависят  от двух факторов: от состояния национально-правового  регулирования и от точности исполнения Россией своих международных  обязательств. Государство должно создать  условия для развития собственных  инвестиций и систему защиты прав национальных инвесторов, чтобы участвовать  в международных конвенциях, защищающих иностранных инвесторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном  контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

2. Концепции  развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.  Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Городец, 2004. С. 274.

3. Иеринг Р.  Борьба за право. М.: Книжный  дом, 1901. С. 56.

4. Лисица В.Н.  О проекте Федерального закона "О концессионных договорах  с российскими и иностранными  инвесторами" // Законодательство  и экономика. 2002. N 9.

5. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и  регулирование инвестиций. М.: Городец, 2003. С. 10 - 39.

6. Комментарий  к Гражданскому кодексу Российской  Федерации, части третьей (постатейный). М.: Юридическая фирма "Контракт", 2004. С. 446.

7. Статья 5 Федерального  закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об  иностранных инвестициях в Российской  Федерации" с изменениями от 25 июля 2002 г. и от 8 декабря 2003 г. // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855.

8. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Указ. соч. С. 25 - 26.

9. Сокол П.В.  Инвестиционный договор в жилищном  строительстве. М.: Ось-89, 2004. С. 19.

10. Гильфердинг  Р. Финансовый капитал. Исследование  новейшей фазы в развитии капитализма.  М., 1959. С. 186.

11. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование  инвестиций: Учебное пособие. Ч. 1. М.: Академия труда и социальных  отношений, 2002. С. 29.

Информация о работе Финансово -кредитные методы регулирования инвестиций