Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 17:51, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы:
- раскрыть понятие и задачи финансового планирования;
- рассмотреть виды финансовых планов;
- проанализировать показатели финансового планирования за последние 3 года;
- рассмотреть проблемы финансового планирования в России.
Введение ………………………………………………………………………………. 3
1. Сущность финансового планирования
1.1. Понятие, необходимость и задачи финансового планирования………………. 6
1.2. Методы и виды финансового планирования ………………….………………. 11
1.3. Этапы финансового планирования……………………...……………………… 16
2. Финансовое планирование в России.
2.1. Виды и назначение государственных планов…………………………………… 18
2.2. Реформа финансового планирования в России…………………………………. 21
2.3. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый
период 2012 и 2013 годов……………………………..……………………………….. 25
2.4. Преимущества и проблемы среднесрочного финансового планирования
(3-х летнего бюджета)…………………………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы ………………………………………………… 38
1. Сущность финансового планирования
1.1. Понятие,
необходимость и задачи
1.2. Методы и виды финансового планирования ………………….………………. 11
1.3. Этапы
финансового планирования………………
2. Финансовое планирование в России.
2.1. Виды и назначение государственных планов…………………………………… 18
2.2. Реформа
финансового планирования в
2.3. Основные
направления бюджетной
период
2012 и 2013 годов……………………………..………………………………
2.4. Преимущества
и проблемы среднесрочного
(3-х
летнего бюджета)……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы …………………………………………………
38
Любая социальная система – общество в целом, организация, трудовой коллектив – всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, что требует научно обоснованной постановки целей и разработки механизмов их достижения. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя – ее планирования. В то же время механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут сами оказывать влияние на характер производственных отношений.
В
последние два десятилетия
В конце 90-х годов как в бизнес-среду, так и на самый высший уровень государственного управления проникает устойчивое понимание целесообразности и необходимости планирования. Однако, внедрение в практику технологий планирования развитой экономики, не адаптированных к условиям России, часто оказывается неэффективным и затратным мероприятием. Многие аспекты планирования в условиях рынка оказались неразработанными. Планирование зачастую неоправданно ассоциируется лишь с ранее существовавшей системой, недостаточно определено и его место в рыночной экономике.
В условиях рынка планирование государственных финансов приобретает особое значение. Финансовая составляющая деятельности государства и общества в целом является в последнее время одной из наиболее характерных черт экономической жизни развитых капиталистических стран. Возрастающую роль финансов государства следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире.
Процессом достижения некоторой конкретной цели необходимо управлять, потому что результат и, соответственно, успех не может прийти самопроизвольно. Управление государством – это особый вид деятельности, включающий контроль над выполнением работ и коррекцию плана путем применения современных инструментов менеджмента. Т.е. система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений. Процесс управления зависит, с одной стороны, от вида и числа проблем, которые должны быть решены, с другой стороны, от вида и числа участвующих в нём людей и их межличностных информационных и социальных связей. Эффективность процесса управления определяется достижением взаимодействия в ходе решения проблем между государством и обществом. Планирование будущей деятельности помогает снизить количество возникающих в процессе жизнедеятельности общества проблем.
Особую актуальность вопросы планирования государственных финансов имеют для Российской Федерации, у которой относительно небольшой опыт разработки, реализации и контроля государственных планов в условиях рыночной экономики. Если в начале-середине 1990-х годов в РФ наблюдался острый бюджетный дефицит, огромный внешний и внутренний долг, отсутствовала четкая и последовательная финансовая политика, то в начале 21 века ситуация во многом изменилась на противоположную: наблюдается устойчивый экономический рост, принята процедура трехлетнего бюджетного планирования, принята пенсионная реформа и реформа медицинского страхования, политическая система приобрела стабильность. Как следствие, во многом претерпели существенные изменения приоритеты и методы планирования бюджета, внебюджетных фондов и прогнозирование экономики.
Обозначенные выше проблемы обусловили структуру, цель и задачи исследования.
Предметом исследования являются реформирование и проблемы финансового планирования в России.
Объектом исследования являются особенности финансового планирования в условиях современной российской экономики.
Цель данной работы заключается в том, чтобы:
- раскрыть понятие и задачи финансового планирования;
- рассмотреть виды финансовых планов;
-
проанализировать показатели
-
рассмотреть проблемы
1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1.
Понятие, необходимость
и задачи финансового
планирования
Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Существуют разнообразные определения понятия «планирование». Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести: 1) регламентированность (упорядоченный процесс); 2) связь с обработкой информации; 3) направленность на достижение определенных целей; 4) временной характер.
Финансовое планирование можно определить, как составление комплексного плана функционирования и развития предприятия в стоимостном выражении для обеспечения бесперебойной, успешной работы.
В английском языке в качестве понятия «план» используется слово «budget» (бюджет), в связи чем вся процедура финансового планирования получила название «budgeting” (бюджетирование).
В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях1.
Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.
Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.
В
этой связи финансовое планирование
можно рассматривать как
Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.
Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику2.
Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.
Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.
Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.