Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Планирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Именно в рамках планирования разрабатываются дерево целей и система мероприятий по их достижению, служащие индикаторами успешности работы предприятия в целом с позиции его собственников. В зависимости от уровня планирования эти цели и мероприятия могут иметь различное наполнение, количественное выражение, степень обобщения.
Введение
Глава 1. Финансовое планирование
Цели и задачи планирования. Виды планов
Сметное планирование и контроль исполнения смет.Планирование ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт».
Оперативное финансовое планирование
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).
Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:
1) аналитическую:
2) финансового
планирования: вынуждает планировать
и тем самым обдумывать
3) финансового
учета: вынуждает учитывать и
обдумывать совершенные
4) финансового контроля:
5) мотивационную:
6) координационную:
координация функциональных
7) коммуникационную:
Бюджетирование
– часть процессов
В общем случае можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования в организации (рис. 1).
Цель первого
этапа (формирования финансовой структуры)
— разработать модель структуры,
позволяющей установить ответственность
за исполнение бюджетов и контролировать
источники возникновения
На втором этапе (создание структуры бюджетов) определяется общая схема формирования сводного бюджета предприятия.
В результате проведения
третьего этапа формируется учетно-
Четвертый этап
направлен на разработку регламента
планирования, определяющего процедуры
планирования, мониторинга и анализа
причин невыполнения бюджетов, а также
текущей корректировки
Пятый этап (внедрение
системы бюджетирования) включает работы
по составлению операционного и
финансового бюджетов на планируемый
период, проведению сценарного анализа,
корректировке системы
Рисунок 1. Этапы постановки системы бюджетирования
Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:
Подход «сверху
вниз» означает, что высшее руководство
осуществляет процесс бюджетирования
с минимальным привлечением менеджеров
подразделений и отделов
Подход «снизу
вверх» применяется на больших предприятиях,
где руководители отделов составляют
бюджеты участков, отделов, которые
потом обобщаются в бюджеты цеха,
производства и завода соответственно.
Средним и высшим руководителям
в этом случае предстоит согласование
и координация различных
Подход «снизу вверх/сверху вниз» является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.
Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Достоинства бюджетирования:
Недостатки бюджетирования:
Организация бюджетирования на предприятии.
Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия.
Внутри бюджетного
периода каждый из бюджетов имеет
разбивку на подпериоды. Бюджетирование
— процесс составления и
Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета — это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.
Рисунок 2. Этапы бюджетного процесса предприятия
Рассмотрим подробнее содержание этапов.
Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий.
На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.
Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.
На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.
На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:
Утвержденный
бюджет рассматривается как
Третий этап — анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.
Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный
процесс не происходит в «безвоздушном
пространстве» — он всегда реализуется
через соответствующую
Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.
С другой стороны,
структурные подразделения
В-четвертых, процесс
разработки, контроля и анализа исполнения
бюджета предполагает регистрацию
и обработку больших массивов
информации, что затруднительно сделать
вручную. В бюджетном процессе уровень
оперативности и качества учетно-аналитической
работы существенно повышается, а
количество ошибок сокращается при
использовании программно-