Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа
Планирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Именно в рамках планирования разрабатываются дерево целей и система мероприятий по их достижению, служащие индикаторами успешности работы предприятия в целом с позиции его собственников. В зависимости от уровня планирования эти цели и мероприятия могут иметь различное наполнение, количественное выражение, степень обобщения.
Введение
Глава 1. Финансовое планирование
Цели и задачи планирования. Виды планов
Сметное планирование и контроль исполнения смет.Планирование ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт».
Оперативное финансовое планирование
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
В бюджетном процессе можно выделить:
1) аналитический блок, который включает:
2) учебный блок, который включает:
3) организационный блок, который включает:
4) программно-технический блок, который включает:
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.
Так, например, внутренний документооборот находится на стыке учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей системой управленческого учета, с другой же — он жестко закреплен внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а это уже является частью системы управления.
Процесс планирования включает
в себя составление годового, квартального,
месячного и недельного планов. Годовой
план составляется как стратегический
по укрупненным позициям. В нем
задаются цели, к достижению которых
должна стремиться ОАО«Сибнефть-
Квартальный план составляется на основе существующих и планируемых контрактов и договоренностей с учетом позиций годового плана на данный квартал.
Месячный план составляется преимущественно на основе заключенных контрактов с учетом позиций квартального плана на соответствующий месяц. Аналогично составляется план на неделю.
Однако прежде чем включить тот или иной проект в план ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт», проводится подготовительный этап, в рамках которого рассматриваются различные варианты его реализации. Анализируются различные условия закупки (поставщики, объемы, цены, условия оплаты), транспортировки (дальность перевозки, перевозчики, тарифы, условия оплаты), переработки (коэффициенты переработки, продукты переработки, цены, условия оплаты), реализации товара (регионы, покупатели, цены, условия оплаты), налоги и льготы.
По результатам проведенных расчетов определяется оптимальный вариант, который и включается в план. А дальше начинается реализация проекта и ведется плановый контроль.
Отчеты составляются в
тех же форматах (правилах, формах, таблицах),
что и плановые бюджеты, что обеспечивает
сопоставимость плановых и фактических
данных. Формы отчетов предполагают
сопоставление фактических
Плановые бюджеты и
финансовые отчеты составляются как
за определенный период (квартал, месяц
и т. п.), так и на дату нарастающим
итогом с начала года (начала исполнения
проекта, контракта и т. п.). Сопоставление
данных текущего учета и совокупного
результата показывает, намечается ли
общая тенденция или имеет
место временное колебание
Менеджер в каждый момент времени должен иметь возможность увидеть состояние поставок и отгрузок, состояние расчетов по ним, уровень затрат и результатов и т. п. с любой необходимой степенью детализации: по фирме, ЦФО, проекту (сделке), партии товара, периоду вплоть до конкретной поставки и платежа.
В этих целях в систему формирование бюджета ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт» введены и натуральные показатели. Это дает возможность в рамках одной формы (плановой или отчетной) отслеживать исполнение проекта не только по стоимостным показателям: по статьям издержек, финансовым результатам, по движению денежных средств, по срокам; но и в натуральном выражении - объемам закупок, отгрузок, продаж, по движению товара. Формы (таблицы), включающие и натуральные, и стоимостные показатели, используются на уровне минимальной ячейки планирования и анализа - проект в рамках одной фирмы.
Система «Бюджетное управления» ориентирована на выявление и "расшивку" "узких мест" в деятельности ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт». Отклонение фактических показателей от запланированных является сигналом для внесения корректировок и принятия управленческих решений. Однако не каждое отклонение имеет одинаковое значение. Выявляются отклонения, имеющие значительные абсолютные величины, или отклонения, по которым необходимы срочные действия по исправлению сложившейся ситуации. По этим отклонениям формируется оперативная таблица существенных отклонений фактических показателей от запланированных. Таким образом, менеджер имеет оперативную информацию о ходе выполнения контрактов и проектов, о возникновении "узких мест" в деятельности ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт». По выявленным "узким местам" проводится анализ причин их возникновения и разрабатывается план мероприятий, направленных на их ликвидацию.
2.3. Оперативное финансовое планирование.
Третий вид планирования – оперативное финансовое планирование, которое является дополнительным к текущему и используется для контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональном расходованием денежных средств в течение года.
С помощью оперативных
финансовых планов предприятие определяет
объем финансовых ресурсов для обеспечения
текущей производственно-
Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:
- платежного календаря;
- кассового плана;
- расчета потребности в краткосрочном кредите.
Платежный календарь является
основой организации
В этом документе подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды
Информация, представленная
в платежном календаре
Платежный календарь может иметь разное представление в зависимости от специфики бизнеса и предпочтений соответствующих сотрудников. Однако он обязательно должен содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств обычно с разбивкой по дням и их источникам (см. табл. 1).
При формировании платежного
календаря на месяц потребуется
смоделировать распределение
Таблица 1. Пример платежного календаря, тыс. у.е.
Таблица 2. Пример распределения платежей, тыс. у.е.
Кассовый план – это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании.
Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводится норматив остатка наличных денег в кассе (лимиты), которые при необходимости могут пересматриваться. Наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в обслуживающие предприятие банки.
Кассовый план
необходим предприятию для
Расчеты потребности
в краткосрочном кредите
Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю отчетную дату финансового состояния предприятия. Основное назначение этого анализа состоит в том, чтобы:
Главным объектом анализа финансового состояния предприятия является баланс его активов и пассивов, а также динамика изменения размеров и структуры активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов.
Для выявления причин этих изменений и в целом изменений финансовой устойчивости предприятия за рассматриваемый период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия за этот период, а также основные фондовые потоки, связанные с текущей производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и операциями с внеоборотными активами, их приобретением и реализацией и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением).
Вторым шагом
процесса финансового планирования
деятельности предприятия является
проектирование его желаемого («нормального»)
финансового состояния на конец
планового периода, а именно, построение
реалистичного, с учетом фактического
финансового состояния
Назначением
проектирования баланса активов
и пассивов является определение
основных параметров финансового состояния
предприятия, которые в дальнейшем
будут рассматриваться в
Одновременно
с проектированием желаемого
финансового состояния
Следующим шагом процесса финансового планирования является сравнение прогнозируемого (расчетного) финансового состояния предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, включая анализ возможных отклонений.
Прогнозируемый
баланс активов и пассивов сопоставляется
с проектом баланса активов и
пассивов, построенным ранее, исходя
из представлений управляющих