Финансовое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание

Планирование входит в число общих функций управления, имманентно присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Именно в рамках планирования разрабатываются дерево целей и система мероприятий по их достижению, служащие индикаторами успешности работы предприятия в целом с позиции его собственников. В зависимости от уровня планирования эти цели и мероприятия могут иметь различное наполнение, количественное выражение, степень обобщения.

Содержание

Введение
Глава 1. Финансовое планирование
Цели и задачи планирования. Виды планов
Сметное планирование и контроль исполнения смет.Планирование ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт».
Оперативное финансовое планирование
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 221.56 Кб (Скачать документ)

В бюджетном процессе можно выделить:

1) аналитический  блок, который включает:

  • методологию составления, контроля и анализа сводного бюджета;
  • методики по отдельным подбюджетам;

2) учебный  блок, который включает:

  • бухгалтерский учет;
  • оперативный учет;
  • сбор информации о состоянии рынка;

3) организационный  блок, который включает:

  • функции подразделений;
  • регламент взаимодействия;
  • систему взаимодействия;

4) программно-технический  блок, который включает:

  • технические средства;
  • программное обеспечение.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны  между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

Так, например, внутренний документооборот находится на стыке  учетного и организационного блоков, так как, с одной стороны, он охватывает совокупность информационных потоков, напрямую определяемых действующей  системой управленческого учета, с  другой же — он жестко закреплен  внутренним регламентом в виде ряда внутренних нормативных актов, а  это уже является частью системы  управления.

Процесс планирования включает в себя составление годового, квартального, месячного и недельного планов. Годовой  план составляется как стратегический по укрупненным позициям. В нем  задаются цели, к достижению которых  должна стремиться ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт».

Квартальный план составляется на основе существующих и планируемых контрактов и договоренностей с учетом позиций годового плана на данный квартал.

Месячный план составляется преимущественно на основе заключенных  контрактов с учетом позиций квартального плана на соответствующий месяц. Аналогично составляется план на неделю.

Однако прежде чем включить тот или иной проект в план ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт», проводится подготовительный этап, в рамках которого рассматриваются различные варианты его реализации. Анализируются различные условия закупки (поставщики, объемы, цены, условия оплаты), транспортировки (дальность перевозки, перевозчики, тарифы, условия оплаты), переработки (коэффициенты переработки, продукты переработки, цены, условия оплаты), реализации товара (регионы, покупатели, цены, условия оплаты), налоги и льготы.

По результатам проведенных  расчетов определяется оптимальный  вариант, который и включается в  план. А дальше начинается реализация проекта и ведется плановый контроль.

Отчеты составляются в  тех же форматах (правилах, формах, таблицах), что и плановые бюджеты, что обеспечивает сопоставимость плановых и фактических  данных. Формы отчетов предполагают сопоставление фактических результатов  с запланированными величинами и  выявление отклонений.

Плановые бюджеты и  финансовые отчеты составляются как  за определенный период (квартал, месяц  и т. п.), так и на дату нарастающим  итогом с начала года (начала исполнения проекта, контракта и т. п.). Сопоставление  данных текущего учета и совокупного  результата показывает, намечается ли общая тенденция или имеет  место временное колебание показателей; упрощает анализ причин отклонений; повышает эффективность принимаемых противодействующих мер.

Менеджер в каждый момент времени должен иметь возможность  увидеть состояние поставок и  отгрузок, состояние расчетов по ним, уровень затрат и результатов  и т. п. с любой необходимой степенью детализации: по фирме, ЦФО, проекту (сделке), партии товара, периоду вплоть до конкретной поставки и платежа.

         В этих целях в систему формирование бюджета ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт» введены и натуральные показатели. Это дает возможность в рамках одной формы (плановой или отчетной) отслеживать исполнение проекта не только по стоимостным показателям: по статьям издержек, финансовым результатам, по движению денежных средств, по срокам; но и в натуральном выражении - объемам закупок, отгрузок, продаж, по движению товара. Формы (таблицы), включающие и натуральные, и стоимостные показатели, используются на уровне минимальной ячейки планирования и анализа - проект в рамках одной фирмы.

Система «Бюджетное управления»  ориентирована на выявление и "расшивку" "узких мест" в деятельности ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт». Отклонение фактических показателей от запланированных является сигналом для внесения корректировок и принятия управленческих решений. Однако не каждое отклонение имеет одинаковое значение. Выявляются отклонения, имеющие значительные абсолютные величины, или отклонения, по которым необходимы срочные действия по исправлению сложившейся ситуации. По этим отклонениям формируется оперативная таблица существенных отклонений фактических показателей от запланированных. Таким образом, менеджер имеет оперативную информацию о ходе выполнения контрактов и проектов, о возникновении "узких мест" в деятельности ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт». По выявленным "узким местам" проводится анализ причин их возникновения и разрабатывается план мероприятий, направленных на их ликвидацию.

 

2.3. Оперативное финансовое  планирование.

Третий вид  планирования – оперативное финансовое планирование, которое является дополнительным к текущему и используется для  контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональном расходованием денежных средств  в течение года.

С помощью оперативных  финансовых планов предприятие определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения  текущей производственно-финансовой деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления отдельных  финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением  планов и обязательств по объему производства и реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, отчислениям довольствующим органам, расчетам с учреждением  банка.

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:

- платежного  календаря;

- кассового  плана;

- расчета  потребности в краткосрочном  кредите.

Платежный календарь является основой организации оперативной  финансовой работы на предприятии.  Основная цель платежного календаря  — формирование графика денежных потоков на ближайший период (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким образом, чтобы гарантировать  оплату всех необходимых платежей, минимизировать излишки денежных средств  на счетах и избежать кассовых разрывов.

В этом документе  подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств  планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять  платежи в бюджет и внебюджетные фонды

Информация, представленная в платежном календаре предприятия, необходима собственникам бизнеса, руководителям высшего и среднего звена, руководителям центров финансовой ответственности  и работникам финансово-экономического блока. 

Платежный календарь может  иметь разное представление в  зависимости от специфики бизнеса  и предпочтений соответствующих  сотрудников. Однако он обязательно  должен содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств обычно с  разбивкой по дням и их источникам (см. табл. 1).

При формировании платежного календаря на месяц потребуется  смоделировать распределение запланированных  денежных потоков по неделям и  дням (см. табл. 2). Понимание распределения  расходов во времени поможет выявить  наиболее рисковые с точки зрения возникновения кассовых разрывов моменты  и провести мероприятия по перераспределению  бремени платежей, например разнести на разные недели выплату заработной платы и перечисление в бюджет налогов, вовремя воспользоваться  кредитом.

Таблица 1. Пример платежного календаря, тыс. у.е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Пример распределения платежей, тыс. у.е.

Кассовый план – это план оборота наличных денег  предприятия, который необходим  для контроля за их поступлением и  расходованием. Он разрабатывается  для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым  у предприятия заключен договор  о расчетно-кассовом обслуживании.

Кассовый план обеспечивает своевременное получение  наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводится норматив остатка наличных денег  в кассе (лимиты), которые при необходимости  могут пересматриваться. Наличность сверх установленных лимитов  должна сдаваться в обслуживающие  предприятие банки.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно  представлять размер выплат. Правильное составление кассового плана  позволяет обеспечить строгий контроль за движением денежной наличности, своевременным ее получением и целевым  использованием.

Расчеты потребности  в краткосрочном кредите составляются предприятием, если оно испытывает потребность в краткосрочном  кредите, и представляются в банк в соответствии с его требованием, после чего заключается кредитный  договор. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую, с  учетом процентов, необходимо вернуть  банку. Эффективность кредитуемого мероприятия или ожидаемая выручка  от реализации продукции должна обеспечить своевременный возврат кредита  и исключить штрафные санкции.

Описание процесса финансового планирования

Процесс начинается с анализа сложившегося на последнюю  отчетную дату финансового состояния  предприятия. Основное назначение этого  анализа состоит в том, чтобы:

    • оценить уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном временных разрезах на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости;
    • выявить основные тенденции изменения финансовой устойчивости и их причины;
    • определить приоритетные направления и задачи повышения финансовой устойчивости предприятия (нормализации его финансового состояния).

Главным объектом анализа финансового состояния  предприятия является баланс его  активов и пассивов, а также  динамика изменения размеров и структуры  активов и пассивов (фондовых статей) за некоторый предшествующий период или поток фондов.

Для выявления  причин этих изменений и в целом  изменений финансовой устойчивости предприятия за рассматриваемый  период необходимо проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия  за этот период, а также основные фондовые потоки, связанные с текущей производственно-сбытовой деятельностью, и операциями с оборотными активами, с капиталовложениями и операциями с внеоборотными активами, их приобретением и реализацией и с финансированием (т.е. операциями с собственным капиталом и заемными обязательствами, их привлечением и погашением).

Вторым шагом  процесса финансового планирования деятельности предприятия является проектирование его желаемого («нормального») финансового состояния на конец  планового периода, а именно, построение реалистичного, с учетом фактического финансового состояния предприятия, проекта баланса активов и  пассивов на последнюю отчетную дату.

Назначением проектирования баланса активов  и пассивов является определение  основных параметров финансового состояния  предприятия, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы. В процессе финансового  планирования с этой нормой будут  сравниваться варианты балансов активов  и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния  предприятия.

Одновременно  с проектированием желаемого  финансового состояния предприятия  на конец планового периода осуществляется прогнозирование этого состояния  путем проведения необходимых финансово-экономических  расчетов. Основой для этих расчетов являются соответствующие исходные данные, позволяющие составить прогнозы доходов и расходов, поступлений  и платежей за плановый период, и  на этой основе прогнозный баланс активов  и пассивов на конец этого периода.

Следующим шагом процесса финансового планирования является сравнение прогнозируемого (расчетного) финансового состояния  предприятия с желаемым (нормальным) состоянием, включая анализ возможных  отклонений.

Прогнозируемый  баланс активов и пассивов сопоставляется с проектом баланса активов и  пассивов, построенным ранее, исходя из представлений управляющих предприятием о желаемом (нормальном) финансовом состоянии предприятия на конец  планового периода. Если отклонения основных параметров прогнозного баланса  от соответствующих параметров проектного баланса признаются незначительными, то полученные в результате прогнозных расчетов балансы активов и пассивов, доходов и расходов и поступлений  и платежей утверждаются в составе  финансового плана предприятия. Если отклонения расчетных параметров от проектных являются существенными, то принимается решение о корректировке  исходных данных, на основе которых  рассчитывался прогнозный баланс и/или  параметров желаемого состояния.

Информация о работе Финансовое планирование