Правовые основы функционирования
бюджетной системы РФ закреплены
в бюджетном кодексе РФ, а также в иных нормативно правовых актах соответствующих
нормам бюджетного кодекса.
Бюджетная система РФ
основана на следующих принципах:
- Единство бюджетной системы. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.
- Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. Предусматривает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, её субъектов и органами местного самоуправления.
- Самостоятельность бюджетов, означающая
- право законодательных органов гос. власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
- Наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ.
- Право органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов.
- Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными бюджетным кодексом.
- Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах.
- Принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и составлении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
- Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
- Принцип прозрачности или открытости. Означает:
- Обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных или представительных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований.
- Обязательная открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные органы государственной власти или представительные органы муниципальных образований, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т.ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органом гос. власти.
- Стабильности и преемственность????????????????? бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
Секретные статьи могут утверждаться только
в составе федерального бюджета.
- Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
- Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием целей их использования.
ИРКА,МЫ ТЕБЯ ЛБИМ)))) БУДЬ
НАШИМ ЛБОМ.
ИИИИИ))) ТИТЬКИ ТИТЬКИ РАДУЮТСЯ
ЖИЗНИ!))
НУ И ДУРАЦКАЯ СОБАКА
СЕГОДНЯ НЕ СОБАКА)
Доходы и расходы
бюджета.
Доходы бюджетов выражают
экономические отношения, возникающие
в связи с формированием средств
общегосударственного денежного фонда
и представляют собой средства поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с действующим в стране бюджетным и налоговым
законодательством в распоряжении органов
власти и местного самоуправления. Классификация
доходов:
- По методам взимания:
- Налоговые доходы (все налоги, сборы, пени, штрафы).
- Неналоговые доходы:
- Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
- Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения совместного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
- Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями.
- Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
- Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
- Безвозмездные перечисления т физических и юридических лиц международных организаций и правительств иностранных государств.
- По источникам образования.
- Доходы, поступающие от юридических лиц.
- Доходы, поступающие от населения.
- По уровню управления.
- Доходы центрального бюджета .
- В федеративном государстве:
- Доходы федерального бюджета.
- Доходы субъектов федерации.
- Доходы местных бюджетов.
Расходы бюджетов.
Выражают экономические
отношения, возникающие в связи
с использованием средств общегосударственного
денежного фонда и представляют
собой денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Классификация расходов
бюджетов:
- По участию в общественном воспроизводстве.
- Финансирование материального производства.
- Финансирование нематериального производства.
- По предметной направленности соответствующих денежных потоков:
- Финансирование отраслей хозяйства.
- Финансирование социально-культурных мероприятий.
- Финансирование науки.
- Финансирование обороны.
- Расходы на внешнеэкономическую деятельность.
- Создание резервных фондов.
- Расходы по обслуживанию гос. долга и т.д.
- По уровню управления.
- Расходы центрального бюджета .
- Расходы местных бюджетов.
- В федеративном государстве:
- Расходы федерального бюджета.
- Расходы субъектов федерации.
- Расходы местных бюджетов.
Формы расходов бюджетов:
- Ассигнования на содержание бюджетных учреждений.
- Средства на оплату товара, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.
- Трансферты населению.
- Бюджетные кредиты юридическим лицам.
- Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
- Бюджетные ссуды, дотации, субвенции, субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
- Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам.
- Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
В соответствии с бюджетным
кодексом БК в РФ исключительно из
Федерального бюджета финансируются
такие виды общенациональных расходов,
как
- Обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания, счетной палаты, центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных структур федеральной судебной системы.
- Национальная оборона и обеспечение безопасности государства.
- Фундаментальные исследования.
- Государственная поддержка железнодорожного морского и воздушного транспорта, а также атомной энергетики.
- Обслуживание и погашение государственного долга.
- Формирование федеральной собственности.
- Финансовая поддержка субъектов РФ.
- Прочие расходы национального уровня.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются
функциональные виды расходов, связанные
с осуществлением их полномочий:
- Обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
- Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ.
- Обеспечение реализации региональных целевых программ.
- Формирование государственной собственности субъектов РФ.
- Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
- Прочие расходы, обеспечивающие финансирование полномочий субъектов РФ.
Исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие
функциональные виды расходов:
- Содержание органов местного самоуправления.
- Формирование муниципальной собственности.
- Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, ЖКХ, дорожного строительства и содержания дорог местного значения, благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований.
- Обслуживание и погашение муниципального долга.
- Целевое дотирование населения.
- Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления.
Совместно за счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов финансируются
следующие функциональные расходы:
- Государственная поддержка промышленности, транспорта, связи, дорожного хозяйства, строительства.
- Обеспечение правоохранительной деятельности.
- Обеспечение социальной защиты населения.
- Обеспечение охраны окружающей среды.
- Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
- Прочие расходы, находящиеся в совместном видении РФ, её субъектов и муниципальных образований.
Сбалансированность бюджета.
Практическое использование
бюджетных отношений для реализации возложенных на государство
функций позволяет говорить о трех возможных
состояниях бюджетного фонда: дефицитном,
профицитном, сбалансированном.
Дефицит – отрицательное сальдо бюджета, т.е.
расходы бюджета превышают его доходы.
Профицит – положительное сальдо бюджета, т.е.
превышение доходов над расходами.
Сбалансированным является бюджет, в котором расходные
и доходные части равны.
Состояние бюджета определяется
тремя основными факторами:
- Долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов.
- Стадией воспроизводственного цикла, в котором находится экономика в рассматриваемый период.
- Текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов , которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.
Дефицит – категория
денежного хозяйства, которая выражает объективные
экономические отношения, возникающие
между участниками воспроизводственного
процесса при использовании государством
денежных средств сверх имеющихся бюджетных
доходов.
Если размер дефицита
бюджета не превышает 3% ВВП – это временный дефицит.
Бюджетный дефицит до
10% ВВП – допустимый дефицит. Более 20% - критический дефицит.
Бюджетный кодекс устанавливает
источники финансирования дефицита
федерального бюджета, в т.ч. внутренние
и внешние.
Внутренние источники
финансирования дефицита федерального бюджета:
- Кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ.
- Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.
- Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Внешние источники финансирования дефицита государственного
бюджета:
- Государственные займы в иностранной валюте, полученные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.
- Кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Аналогичными могут
быть источники финансирования дефицита
бюджета субъектов РФ и местного
бюджета.
Бюджетный федерализм.
Это форма бюджетного
устройства в федеративном государстве,
которая предполагает учет интересов
всех участников бюджетного процесса на основе достижения
компромисса и самостоятельного управления
функционированием всех звеньев бюджетной
системы.
Функции бюджетного федерализма
отражают цели построения бюджетной
системы в условиях федерализма: