- Обеспечение на всей территории страны минимальных социальных стандартов. Минимальные государственные социальные стандарты – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории станы.
- Создание условий для конкуренции между региональными органами власти и управления по объему предоставляемых жителям социальных услуг сверх минимальных стандартов путем увеличения расходов на эти цели за счет собственных бюджетных доходов.
Бюджетный федерализм предполагает
самостоятельность в нахождении
средств для финансирования децентрализовано
принимаемых решений и региональных программ субъектами
федерации. В то же время во многих случаях
финансовой базы для формирования бюджетных
источников не достаточно. При недостаточности
средств используются различные формы
межбюджетных отношений (дотации, субсидии,
субвенции и др.).
Межбюджетные отношения
– отношения между органами государственной
власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления по обеспечению бюджетного
процесса.
Государственный бюджетный
процесс.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает 4 стадии бюджетного
процесса:
- Составление проектов бюджетов.
- Рассмотрение и утверждение бюджетов.
- Исполнение бюджетов.
- Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Составление проектов бюджетов. Проект федерального бюджета и проекты
бюджетов государственных внебюджетных
фондов РФ составляются и утверждаются
сроком на три года – очередной финансовый
год и плановый период. Непосредственное
составление проекта бюджета осуществляет
Министерство финансов.
Составление проекта
бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента РФ.
- Прогнозе социально-экономического развития.
- Основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Бюджетное послание президента
РФ направляется федеральному собранию
РФ не позднее марта года, предшествующего
очередному финансовому году. В бюджетном
послании определяется бюджетная политика
РФ на очередной финансовый год и плановый
период. Министерство финансов РФ вносит
проект федерального бюджета в правительство
РФ в срок не позднее 15 дней до дня внесения
проекта в государственную думу.
Просмотрение и утверждение
бюджета.
2 семестр.
Тема
6. Налоговое регулирование экономики.
Налоги являются неотъемлемой частью
общественно хозяйственной жизни.
От них в значительной мере зависит
благополучие граждан, предприятий и государства
в целом. Налоги в виде конкретной системы
являются экономической категорией.
Налог – это обязательный индивидуальный
безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих им по
праву собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств с целью финансового
обеспечения деятельности государства
и муниципальных образований.
Вводя налоги государство преследует
следующие цели:
- Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. Т.о. реализуется фискальная функция налогов, связанная с формированием доходной части государственного бюджета, обеспечивающая перераспределение национального дохода и создающая условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги являются основным источником государственного бюджета.
- Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения. Это достигается путем стимулирования или сдерживания темпов их роста, усилении или ослабления накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая функция налогов.
- Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Документом, регламентирующим
концептуальные положения структуры
и функционирования налоговой системы
РФ является налоговый кодекс.
Он призван решать следующие
задачи:
- Построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом воздействия всех её элементов в рамках единого налогового правового пространства.
- Развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами в федеральные, региональные и местные бюджеты и закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками.
- Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан.
- Снижение общего налогового бремени и уменьшение общего числа налогов.
- Формирование единой налоговой правовой базы.
- Совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Согласно части 1 НК в
РФ устанавливается трехуровневая
система налогов и сборов.
- Федеральные налоги и сборы (НДС, НДФЛ).
- Региональные налоги (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог).
- Местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц).
Налоговое планирование.
Система налогового планирование
рассматривается как единство двух подсистем:
- Государственное налоговое планирование, имеющее целью формирование доходной базы федерального и территориальных бюджетов.
- Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов как элемент финансового менеджмента.
Очевидно, что эти две
подсистемы имеют разнонаправленные цели. В
первом случае, налоговое планирование
ориентировано на максимальный уровень
изъятия налогов в бюджет, а во втором
на минимизацию налогов с целью сокращения
реальных издержек предприятия.
Планирование доходной
части бюджета в наибольшей степени представляет
собой планирование налоговых платежей.
Процесс государственного налогового
планирования включает два основных этапа:
- Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономических показателей (ВВП, объем товарооборота, уровень инфляции).
- Разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней. Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов является неотъемлемой частью управления финансами предприятий и может быть представлена как налоговый менеджмент. И главной задачей налогового планирования на предприятии является минимизация налогов на основе максимального использования возможностей налогового законодательства, в т.ч. налоговых льгот. Конечной целью налогового менеджмента является сокращение фактических издержек , связанных с уплатой налогов.
Этапы налогового планирования
на предприятии:
- Выбор организационно правовой формы хозяйствующего субъекта с позиции минимизации налоговых издержек.
- Выбор места осуществления деятельности как основного предприятия, так и его филиалов.
- Выбор режима налогообложения.
- Оценка возможностей различных форм договоров с точки зрения налоговых последствий их заключения.
- Форма расчетов с поставщиками и потребителями.
- Выбор учетной политики предприятия.
- Регулирование налогооблагаемой базы.
Тема 8. Внебюджетные
государственные фонды.
Внебюджетные государственные
фонды – это специфическая
форма перераспределения и использования
финансовых ресурсов государства для
финансирования конкретных социальных
и экономических потребностей государственного значения. Ведущую
роль играют социальные внебюджетные
фонды. В их состав входят ПФ, ФСС, ФФОМС,
ТФОМС.
Внебюджетные фонды
являются самостоятельными финансово-кредитными
учреждениями. Однако самостоятельность
эта имеет свои особенности и существенно отличается от экономической
и финансовой самостоятельности организации.
Внебюджетные фонды организуют процессы
мобилизации и использования средств
в размерах и на цели, регламентированные
государством.
Государство определяет
уровень страховых платежей, принимает решения об изменениях
структуры и уровня денежных социальных
выплат.
Бюджеты государственных
внебюджетных фондов составляются органами
управления этих фондов, а рассматриваются и утверждаются государственной
думой в форме федеральных законов
одновременно с проектом соответствующего
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и перспективу.
ПФ РФ начал свою деятельность
с 1.01.1992 в целях государственного
управления финансами пенсионного
обеспечения в РФ. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением,
выполняющим отдельные банковские операции.
Денежные средства и иное имущество фонда
считаются государственной собственностью
РФ.
Источники доходов ПФ
РФ:
- Страховые взносы, начисляемые работодателями.
- Страховые взносы, уплачиваемые ИП, нотариусами, адвокатами.
- Средства федерального бюджета.
- Доходы от обслуживания счетов ПФ банками.
- Пени и финансовые санкции.
- Добровольные взносы юридических и физических лиц.
Основные расходы ПФ
направлены на выплаты в соответствии с действующим законодательством государственных
пенсий в виде трудовых, военных и социальных
пособий, а также пенсий по инвалидностям.
ФСС.
Источники доходов:
- Страховые взносы работодателей.
- Доходы от инвестирования временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.
- Ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанные с предоставлением льгот.
- Добровольные взносы граждан и юридических лиц.
Основные расходы ФСС
направляются на обеспечение гарантированных государством пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам, пособий при рождении ребенка,
на санаторно-курортное лечение, печальный
случай на погребение.
ФОМС.
Система медицинского страхования
была введена в действие в полном
объеме с 1.01.1993 года.
Источники дохода ФОМС:
- Страховые взносы работодателей.
- Страховые взносы ИП, нотариусов, адвокатов.
- Ассигнования из федерального бюджета.
- Доходы от использования временно свободных финансовых средств.
- Добровольные взносы юридических и физических лиц.
Средства ФОМС используются
на следующие мероприятия:
- Оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам.
- Финансирование целевых медицинских программ.
- Подготовка и переподготовка специалистов.
- Развитие медицинской науки и т.д.
Тема 9. Государственный кредит.
Государственный кредит
– это совокупность экономических
отношений по поводу движения денежных
средств на условиях срочности, возвратности
и платности складывающихся между
государством с одной стороны
и юридическими лицами, физическими лицами, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями
с другой и формирование на этой основе
дополнительных финансовых ресурсов участников
этих отношений. Понятие муниципального
кредита аналогично понятию государственного
кредита, но одной из сторон отношений
выступают муниципалитеты. Как экономическая
категория государственный кредит находятся
на стыке двух видов денежных отношений
– финансов и кредита и следовательно
имеет особенности и финансов и кредита.
В качестве звена системы финансов он
обслуживает формирование и использование
централизованных денежных фондов государства,
т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Но как один из видов
кредита государственный кредит
имеет ряд особенностей, которые
отличают его от классических финансовых категорий, например, налогов:
- Государственный кредит носит добровольный характер.
- Основой государственного кредита является его возвратность и платность.
Отличия государственного
кредита от других видов кредита:
- Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности.
- Чертой банковского кредита является производительное использование его капитала, создающего условия для погашения и выплаты по нему процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита выступают средства бюджета.
Функции государственного
кредита:
- Распределительная. Происходит перераспределение финансовых ресурсов от заемщиков к кредиторам. Государственные займы являются одним из источников пополнения бюджетных средств, которые в дальнейшем используются для финансирования функций государства.
- Регулирующая. Вступая в кредитные отношения государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики государство может проводить ту или иную финансовую политику.
- Контрольная. Данная функция государственного кредита тесно связана с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности: