- Тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств.
- Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.
- Контрольная функция осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
В основном контролируется
целевое использование средств,
сроки их возврата и своевременность
уплаты процентов.
Формы государственного
кредита:
- Государственные займы. Характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
- Обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение опосредуется системой сберегательных учреждений и осуществляется через покупку ценных бумаг, а также путем оформления договоров.
- Казначейские ссуды выражают отношение оказания финансовой помощи организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды в отличие от банковский кредитов выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели и являются средством поддержки жизненно важных экономических структур.
- Гарантированные займы (условный государственный кредит). Правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему.
Классификация займов.
- По месту размещения:
- внутренние займы (займы, размещаемые внутри страны);
- внешние (размещаемые на иностранных рынках).
- В зависимости от эмитента:
- займы, выпускаемые центральным правительством;
- займы, выпускаемые правительством субъектов;
- займы, выпускаемые местными органами власти.
- По сроку обращения:
- Краткосрочные (до 1 годы);
- Среднесрочные (1-5 лет);
- Долгосрочные (свыше 5 лет).
- По обращению на рынке:
- рыночные (свободно продаются и покупаются);
- нерыночные (привязаны к своим владельцам и не подлежат обращению на РЦБ).
- В зависимости от формы выплаты доходов:
- Выигрышные облигации;
- Процентные облигации;
- Дисконтные облигации.
- По характеру получаемого дохода:
- С твердым доходом;
- С плавающим доходом.
- По возможности досрочного погашения:
- с правом досрочного погашения;
- без права досрочного погашения.
- По виду погашения:
- с единовременным погашением;
- с возможностью погашения по частям.
Государственный долг.
Государственный
долг – это долговые обязательства РФ перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права,
включая обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
Согласно Бюджетному
Кодексу государственный долг
может быть:
- В зависимости от валюты обязательств.
- В зависимости от сроков:
- Краткосрочный;
- Среднесрочный;
- Долгосрочный.
Кроме того, государственный долг
может быть подразделен на:
- Капитальный. Включает в себя всю сумму долговых обязательств государства на определенную дату.
- Текущий. Состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
Формы государственного
долга РФ:
- Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
- Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.
- Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
- Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий.
- Соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет .
Управление
государственным долгом – представляет собой комплекс мер, предпринимаемых
государством в лице его уполномоченных
органов по определению мест и условий
размещения и погашения государственных
займов, а также обеспечению гармонизации
интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.
Принципы
управления государственным долгом:
- Принцип безусловности. Обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заёмщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств.
- Принцип единства. Учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств.
- Снижение рисков. Размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств.
- Оптимальности структуры. Поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.
- Сохранения финансовой независимости. Т.е. поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами резидентами и инвесторами нерезидентами.
- Принцип прозрачности. Соблюдение открытости при выпуске займов и обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заёмщика.
Методы управления государственным
долгом.
- Рефинансирование государственного долга. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения данного метода необходима высокая финансовая репутация страны-заёмщика.
- Новация. Соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту и другим обязательствам.
- Унификация. Решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.
- Конверсия. Это одностороннее изменение доходности займов.
- Консолидация. Это изменение условий обращения займов в части сроков их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.
- Аннулирование государственного долга. Это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Применение данных принципов
(начиная с новации) нарушает
первый принцип управления государственным
долгом, т.е. принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубокой
предварительной проработки и анализа
всех дальнейших экономико-политических
последствий.
Тема 10. Финансы
коммерческих организаций.
Финансы хозяйствующих
субъектов – это сфера системы
финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений,
связанных с формированием и использованием
капитала, доходов, денежных фондов в процессе
кругооборота их средств и выраженных
в виде различных денежных потоков.
Именно в этой сфере
финансов формируется основная часть
доходов хозяйствующих субъектов, которые
в последующем по различным каналам перераспределяются
в народно-хозяйственном комплексе и служат
основным источником экономического роста
и социального развития общества.
В любом современном
государстве базовым субъектом экономической системы является
юридическое лицо.
Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество, отвечает
этим имуществом по своим обязательствам,
может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде, иметь самостоятельный баланс
или смету и быть зарегистрированным в
установленном законом порядке.
В зависимости от цели
создания и деятельности юридические лица подразделяются
на 2 группы:
- коммерческие организации;
- некоммерческие организации.
Основная цель коммерческой
организации – удовлетворение потребностей
в товарах, работах, услугах и извлечение прибыли с последующим
распределением её среди участников.
Согласно ГК РФ коммерческие
организации могут быть зарегистрированы
в следующих организационно-правовых
формах:
- Полное товарищество и товарищество на вере. Финансовая основа – складочный капитал, главный признак – неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества;
- Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью (ООО, ОДО). Финансовая основа – уставный капитал, минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ, ответственность участников в пределах вклада в ООО, а в ОДО по всем обязательствам пропорционально вкладу.
- ОАО, ЗАО. Финансовая основа – уставный капитал. Минимальный его размер уставного капитала ОАО 1000 МРОТ, у ЗАО 100 МРОТ. Ответственность участников в пределах стоимости принадлежащих акций.
- Производственный кооператив. Финансовая основа – паевой фонд. Отличительный признак – как трудовое, так и имущественное участие членов кооператива.
- Унитарные государственное или муниципальное предприятие. Финансовая основа – уставный фонд, размер уставного фонда ГУПа (государственное унитарное предприятие) – не менее 5000 МРОТ, муниципального унитарного предприятия – не менее 1000 МРОТ. Отличительный признак – имущество не принадлежит предприятию на праве собственности, а передано ему собственников на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
В процессе формирования
и использования денежных источников
средств предприятий возникает
широкий спектр денежных отношений,
выражающих экономическое содержание сферы финансов предприятий
и соответственно финансовых отношений.
Эти финансовые отношения
возникают между:
- Предприятием и его инвесторами по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов.
- Между предприятием, поставщиками и покупателями по поводу способов, форм и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств.
- Между предприятием, кредитными институтами и другими предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств.
- Между дочерними и материнскими предприятиями по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств.
- Между предприятием и его работниками по поводу выплат из фонда потребления при удержании НДФЛ и других удержаний и вычетов.
- Между предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и отчислений во внебюджетные фонды, а также при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные законодательством.
Функции финансов коммерческих
организаций:
- Регулирование денежных потоков предприятия.
Её детализация:
- выбор организационно-правовой формы, вида и сферы предпринимательской деятельности;
- определение наиболее рациональных способов формирования уставного капитала (в денежной или неденежной форме) и привлечения дополнительных средств в оборот предприятия.
- Формирование организационной структуры управления финансами, обеспечивающую оптимизацию денежных потоков.
- Формирование учетной политика;
- Определение условий хозяйственных договоров, связанных со способами и сроками расчетов, уплатой штрафных санкций.
- Инкассация дебиторской задолженности;
- Оптимизация налоговых платежей;
- Внедрение системы финансового планирования, отражающей все денежные потоки;
- Учет и контроль за денежными потоками.
Результат: обеспечение сбалансированности денежных
и материальных вещественных потоков
и формирования финансовых ресурсов, необходимых
для обеспечения уставной деятельности
и выполнения всех обязательств.
- Формирование капитала, доходов и денежных фондов.
Её детализация:
- формирование уставного капитала;