Финансовые институты и финансовые рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:11, реферат

Описание

Процесс аккумулирования (сбора) и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый системой финансов непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Задача финансовых институтов – обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заёмщикам. Задача финансовых рынков – организация торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами

Работа состоит из  1 файл

Finansy.doc

— 229.00 Кб (Скачать документ)
    • Тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств.
    • Охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.
    • Контрольная функция осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

Формы государственного кредита:

  1. Государственные займы. Характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
  2. Обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение опосредуется системой сберегательных учреждений и осуществляется через покупку ценных бумаг, а также путем оформления договоров.
  3. Казначейские ссуды выражают отношение оказания финансовой помощи организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды в отличие от банковский кредитов выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Их можно получить в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели и являются средством поддержки жизненно важных экономических структур.
  4. Гарантированные займы (условный государственный кредит). Правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему.

 

Классификация займов.

  1. По месту размещения:
    • внутренние займы (займы, размещаемые внутри страны);
    • внешние (размещаемые на иностранных рынках).
  1. В зависимости от эмитента:
    • займы, выпускаемые центральным правительством;
    • займы, выпускаемые правительством субъектов;
    • займы, выпускаемые местными органами власти.
  1. По сроку обращения:
    • Краткосрочные (до 1 годы);
    • Среднесрочные (1-5 лет);
    • Долгосрочные (свыше 5 лет).
  1. По обращению на рынке:
    • рыночные (свободно продаются и покупаются);
    • нерыночные (привязаны к своим владельцам и не подлежат обращению на РЦБ).
  1. В зависимости от формы выплаты доходов:
    • Выигрышные облигации;
    • Процентные облигации;
    • Дисконтные облигации.
  1. По характеру получаемого дохода:
    • С твердым доходом;
    • С плавающим доходом.
  1. По возможности досрочного погашения:
    • с правом досрочного погашения;
    • без права досрочного погашения.
  1. По виду погашения:
    • с единовременным погашением;
    • с возможностью погашения по частям.

 

 

Государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Согласно Бюджетному Кодексу государственный долг может быть:

  1. В  зависимости от валюты обязательств.
    • внутренним;
    • внешним.
  1. В зависимости от сроков:
    • Краткосрочный;
    • Среднесрочный;
    • Долгосрочный.

Кроме того, государственный долг может быть подразделен на:

  1. Капитальный. Включает в себя всю сумму долговых обязательств государства на определенную дату.
  2. Текущий. Состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Формы государственного долга РФ:

  1. Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
  2. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.
  3. Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
  4. Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий.
  5. Соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет .

Управление  государственным долгом – представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Принципы  управления государственным долгом:

  1. Принцип безусловности. Обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заёмщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств.
  2. Принцип единства. Учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств.
  3. Снижение рисков. Размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств.
  4. Оптимальности структуры. Поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.
  5. Сохранения финансовой независимости. Т.е. поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами резидентами и инвесторами нерезидентами.
  6. Принцип прозрачности. Соблюдение открытости при выпуске займов и обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заёмщика.

Методы управления государственным долгом.

  1. Рефинансирование государственного долга. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения данного метода необходима высокая финансовая репутация страны-заёмщика.
  2. Новация. Соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту и другим обязательствам.
  3. Унификация. Решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.
  4. Конверсия. Это одностороннее изменение доходности займов.
  5. Консолидация. Это изменение условий обращения займов в части сроков их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.
  6. Аннулирование государственного долга. Это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Применение данных принципов (начиная с новации)  нарушает первый принцип управления государственным  долгом, т.е. принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубокой предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий.

 

 

Тема 10. Финансы  коммерческих организаций.

Финансы хозяйствующих  субъектов – это сфера системы  финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков.

Именно в этой сфере  финансов формируется основная часть  доходов хозяйствующих субъектов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народно-хозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

В любом современном  государстве базовым субъектом экономической системы является юридическое лицо.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету и быть зарегистрированным в установленном законом порядке.

В зависимости от цели создания и деятельности юридические лица подразделяются на 2 группы:

  1. коммерческие организации;
  2. некоммерческие организации.

Основная цель коммерческой организации – удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах и извлечение прибыли с последующим распределением её среди участников.

Согласно ГК РФ коммерческие организации могут быть зарегистрированы  в следующих организационно-правовых формах:

  1. Полное товарищество и товарищество на вере. Финансовая основа – складочный капитал, главный признак – неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества;
  2. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью (ООО, ОДО). Финансовая основа – уставный капитал, минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ, ответственность участников в пределах вклада в ООО, а в ОДО по всем обязательствам пропорционально вкладу.
  3. ОАО, ЗАО. Финансовая основа – уставный капитал. Минимальный его размер уставного капитала ОАО 1000 МРОТ, у ЗАО 100  МРОТ. Ответственность участников в пределах стоимости принадлежащих акций.
  4. Производственный кооператив. Финансовая основа – паевой фонд. Отличительный признак – как трудовое, так и имущественное участие членов кооператива.
  5. Унитарные государственное или муниципальное предприятие. Финансовая основа – уставный фонд, размер уставного фонда ГУПа (государственное унитарное предприятие) – не менее 5000 МРОТ, муниципального унитарного предприятия – не менее 1000 МРОТ. Отличительный признак – имущество не принадлежит предприятию на праве собственности, а передано ему собственников на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

В процессе формирования и использования денежных источников средств предприятий возникает  широкий спектр денежных отношений, выражающих экономическое содержание сферы финансов предприятий и соответственно финансовых отношений.

Эти финансовые отношения  возникают между:

  • Предприятием и его инвесторами по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов.
  • Между предприятием, поставщиками и покупателями по поводу способов, форм и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств.
  • Между предприятием, кредитными институтами и другими предприятиями  по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств.
  • Между дочерними и материнскими предприятиями по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств.
  • Между предприятием и его работниками по поводу выплат из фонда потребления при удержании НДФЛ и других удержаний и вычетов.
  • Между предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и отчислений во внебюджетные фонды, а также при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные законодательством.

 

Функции финансов коммерческих организаций:

  1. Регулирование денежных потоков предприятия.

Её детализация:

  • выбор организационно-правовой формы, вида и сферы предпринимательской деятельности;
  • определение наиболее рациональных способов формирования уставного капитала (в денежной или неденежной форме) и привлечения дополнительных средств в оборот предприятия.
  • Формирование организационной структуры управления финансами, обеспечивающую оптимизацию денежных потоков.
  • Формирование учетной политика;
  • Определение условий хозяйственных договоров, связанных со способами и сроками расчетов, уплатой штрафных санкций.
  • Инкассация дебиторской задолженности;
  • Оптимизация налоговых платежей;
  • Внедрение системы финансового планирования, отражающей все денежные потоки;
  • Учет и контроль за денежными потоками.

Результат: обеспечение сбалансированности денежных и материальных вещественных потоков и формирования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения уставной деятельности и выполнения всех обязательств.

  1. Формирование капитала, доходов и денежных фондов.

Её детализация:

  • формирование уставного капитала;

Информация о работе Финансовые институты и финансовые рынки