Финансовый рынок. Характеристика финансового рынка РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные

Содержание

План
Введение. 3
Глава I: Теоретические аспекты изучения финансового рынка 5
1.1 Понятие, виды и функции финансовых рынков 5
1.2 Структура финансового рынка 11
1.3 Особенности организации финансов отдельных участников финансового рынка. 15
1.4 Современные исследовательские подходы к анализу места и роли финансовых рынков в хозяйственной системе 21
Глава II: Особенности формирования российского финансового рынка 28
2.1 История развития финансового рынка в России 29
2.2 Российский финансовый рынок: объем, структура, функции. 33
2.3.Государственное регулирование финансового рынка в РФ 38
Глава III: Проблемы функционирования финансового рынка и основные направления их разрешения 40
Заключение. 49
Список используемой литературы……………………………………………...51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФР.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

Менее активно, чем другие небанковские финансовые институты, развивались страховые компании. По состоянию на середину 2005 г. совокупные активы страховых компаний составили 7,5 % от совокупных активов банковского сектора, а капитал — около 17 % капитала российских банков. Снижение динамичности развития страхового рынка обусловлено сокращением премий по страхованию жизни и отзывом лицензий у ряда крупных компаний. Страховые компании инвестируют примерно 40 — 50% своих активов. Структура финансовых вложений страховых компаний является довольно устойчивой: более 50% средств инвестируются в финансовые инструменты корпоративного сектора, около 30% находится на банковских депозитах, обеспечивая около 6 % срочных депозитов кредитных организаций, менее 10% средств содержатся в государственных ценных бумагах.

Оборот рынка государственных ценных бумаг за 2005 г. снизился на 19% по сравнению с аналогичным показателем за 2004 г., что в значительной степени объясняется существенным снижением объемов доразмещения государственных облигаций на вторичным рынке. Присутствие банковского сектора на этом сегменте рынка постепенно уменьшается, уступая место Пенсионному фонду РФ.

Для российского рынка акций 2005 г. был весьма успешным — капитализация российских компаний в РТС выросла до 330 млрд долл. США. При этом произошло изменение структуры инвесторов — снизилась доля банков, и увеличились вложения нерезидентов и небанковских финансовых организаций.

Рынок корпоративных облигаций вырос по объему на 80 % и составил 2/3 от объема рынка государственного внутреннего долга. Снижающаяся стоимость заимствований и укрепляющийся рубль способствовали росту облигационных займов и обострению конкуренции между банковским кредитованием и облигационным заимствованием.

Тем не менее объемы активов банков и небанковских финансовых организаций несопоставимы, и банковский сектор продолжает доминировать на финансовом рынке.

Анализ структуры российского финансового рынка свидетельствует о том, что финансовый рынок России как объект регулирования обладает следующими характеристиками: доминирование банковского сектора в структуре финансового рынка, а том числе присутствие банков на других сегментах финансового рынка, а также активное развитие небанковских финансовых организаций, [6,с.55].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Государственное регулирование финансового рынка

 

Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляют несколько структур, [2,С.333].

1.Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Она:

      разрабатывает основные направления рынка ценных бумаг;

      создает нормативно-правовую базу рынка ценных бумаг;

      создает системы регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка;

      осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства.

2. Инспекция негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ, которая:

      лицензирует НПФ;

      осуществляет контроль за финансовым состоянием НПФ;

      разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты и методические документы, регулирующие деятельность НПФ.

3. ЦБ РФ, который:

      устанавливает правила осуществления расчетов РФ и проведения банковских операций;

      осуществляет кредитное лицензирование кредитных организаций;

      осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

      регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;

      осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

4. Департамент страхового надзора Минфина РФ, который:

      лицензирует страховую деятельность;

      осуществляет надзор за финансовым состоянием страховщиков;

      разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.

В РФ отсутствует структура, которая бы объединяла и координировала деятельность названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. Единственный закон в области финансового рынка – Закон от 23 июля 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Закон содержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В качестве финансовой услуги закон рассматривает осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера, [2,с.333].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III: Проблемы функционирования финансового рынка на современном этапе и основные направления их решения

 

2006 год для российской экономики стал почти триумфальным. При сохранявшихся высоких темпах роста экономики к значимым событиям, безусловно, следует отнести продолжавшуюся быструю капитализацию российской экономики и увеличение притока капитала в страну. Высокая доходность акций российских компаний, повышение капитализации и ликвидности биржевого рынка парадоксальным образом сочетались с нарастающими рыночными диспропорциями и институциональными проблемами в инвестиционной сфере.

Итоги 2006 года свидетельствуют о формировании новой и специфической структуры экономики России. Однако на фоне значительных успехов в привлечении инвестиций и капитализации экономики оценка качества российских рыночных институтов демонстрировала отрицательную динамику.

Функционирование финансового рынка на современном этапе связано с рядом проблем.

1. Одна из особенностей 2005—2006 гг. — смещение приоритетов в пользу прямого государственного участия в экономике. По расчетам аналитиков Альфа-Банка, за год доля акций российских компаний, принадлежащих государству, выросла с 29,6 до 35,1%. [4,С.33]

В целом при оценке усиления роли государства в экономике необходимо принимать во внимание целый ряд существенных последствий, имеющих в большей степени негативный характер [8,С.4]:

—              крупные фирмы (полностью государственные или смешанные) менее эффективны по сравнению с частными;

—              выводы по сравнительной эффективности аналогичных компаний 1990-х - начала 2000-х годов в России столь же однозначны;

—              эффективность управления в госсекторе незначительно отличается от уровня 1990-х годов;

—              сравнительный анализ потенциальных целей и эффектов классического рынка корпоративного контроля свидетельствует о существенных расхождениях с практикой российских государственных компаний;

—              экспансия в другие отрасли вступает в противоречие с усилиями по сокращению участия в непрофильных бизнесах и с инвестиционными потребностями основной деятельности;

—              обострение конфликта интересов, когда государство выступает как законодатель, регулятор и активный самостоятельный игрок (через госкомпании и банки) на рынке корпоративного контроля;

—              возможность погашения взятых кредитов прямо связана с конъюнктурой мировых цен на энергоносители;

—              государство, как инициатор экспансии, заинтересовано в отсутствии четких правил игры в сфере имущественных отношений, [14,с.35].

2. Институциональные проблемы в инвестиционной сфере. Высокий уровень доходности вложений в российские акции, обусловленный в значительной мере более высокой премией по категории страновых и институциональных рисков, привлекает на этот рынок прежде всего инвестиционные фонды, ориентированные на краткосрочные спекулятивные стратегии. Инвестиции глобальных инвестиционных фондов акций пока играют весьма скромную роль источника портфельных инвестиций в Россию, в другие развивающиеся рынки. Преимущественно спекулятивный характер зарубежных инвестиций в Россию подтверждается данными Росстата (см. табл. 3.1).

 

 

 

 

Таблица 3.1

Иностранные инвестиции в Россию в 2006 г. по основным странам инвесторам (млн долл.), [4,с.37].

 

Накоплено на конец года

Поступило в течение года

всего

в % к итогу

всего

в % к иотгу

Всего инвестиций

142926

100,0

55109

100,0

в том числе:

 

 

 

 

Кипр

32276

22,6

9851

17,9

Нидерланды

23451

16,4

6595

12,0

Люксембург

22870

16,0

5908

10,7

Германия

12260

8,6

5002

9,1

Великобритания

11801

8,2

7022

12,7

США

7698

5,4

1640

3,0

Виргинские острова (Британские)

4259

3,0

2054

3,7

Франция

3699

2,6

3039

5,5

Швейцария

2832

2,0

2047

3,7

Япония

2725

1,9

695

1,3

 

Основными странами регистрации инвестиционных фондов, специализирующихся на инвестициях квалифицированных зарубежных инвесторов, являются Кипр, Нидерланды и Люксембург. Можно предположить, что существенная доля поступивших в страну иностранных инвестиций - это прямое следствие недостатков институциональной среды, заставляющей инвесторов предварительно легализовать капитал как иностранный и только потом реинвестировать его в свою экономику.

Что касается государственных инвестиций, то они являются основным фактором, оказывающим значительное влияние на конъюнктуру российской экономики в 2007-08 гг. Начинается реализация инвестиционных проектов, софинансируемых государством за счёт средств инвестфонда. Этот фонд был сформирован ещё в рамках бюджета-2006, но реально он начал расходоваться только в 2007 году. Согласно предварительным планам Минфина в 2007-09 гг расходы инвестфонда составят 377 млрд. рублей.

Возможности российской экономики по адаптации к наращиванию денежного предложения, в частности по преобразованию его в инвестиционную активность, ограничены развитием финансовой системы (ее законодательной и институциональной базы). Объясняется это наличием одновременно избыточного спроса и предложения капитала в российской экономике, что вызвано отсутствием «финансовой логистики» (неразвитость банковской системы, неспособность эффективного использования бюджетных инвестиций).

В начале 2007 г. вскрылись серьезные недостатки в сфере организации надзора за банковской деятельностью: слабая правовая база банковского надзора, позволяющая чиновниками Банка России субъективно толковать данные нормы; нарушения установленных норм и процедур при осуществлении надзорных функций; отсутствие надлежащего регулирования конфликтов, возникающих в интересах персонала Банка России. Проверка его деятельности, проведенная Генеральной прокуратурой РФ, показала, что 1500 служащих банка были держателями акций коммерческих банков. Россия остается одним из немногих крупных рынков капитала, где до сих пор отсутствует закон о противодействии инсайдерской торговле и манипулированию на рынке ценных бумаг, [4, с.37-38].

Весьма показательным является сопоставление динамики доли внутренних банковских кредитов, капитализации и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в ВВП России. Доля капитализации возросла в 2006 г. до 92,7% по сравнению с 61,5% в предшествующем году. Россия стала одним из мировых лидеров по привлеченным ПИИ. На этом фоне доля внутреннего кредита в ВВП осталась практически на прежнем уровне — 20,6%. Разрыв между показателями капитализации и внутреннего кредита свидетельствует о серьезных диспропорциях между уровнем развития банковской системы и ростом российских компаний и заставляет предположить, что (псевдо) иностранные инвестиции возмещают низкий уровень внутреннего кредитования.

Информация о работе Финансовый рынок. Характеристика финансового рынка РФ на современном этапе