Финансовый рынок. Характеристика финансового рынка РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные

Содержание

План
Введение. 3
Глава I: Теоретические аспекты изучения финансового рынка 5
1.1 Понятие, виды и функции финансовых рынков 5
1.2 Структура финансового рынка 11
1.3 Особенности организации финансов отдельных участников финансового рынка. 15
1.4 Современные исследовательские подходы к анализу места и роли финансовых рынков в хозяйственной системе 21
Глава II: Особенности формирования российского финансового рынка 28
2.1 История развития финансового рынка в России 29
2.2 Российский финансовый рынок: объем, структура, функции. 33
2.3.Государственное регулирование финансового рынка в РФ 38
Глава III: Проблемы функционирования финансового рынка и основные направления их разрешения 40
Заключение. 49
Список используемой литературы……………………………………………...51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФР.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

Из-за нехватки внутренних кредитных ресурсов банки и нефинансовые компании вынуждены были активно прибегать к заимствованиям на внешнем рынке, причем первые намного активнее вторых. Это привело к существенным изменениям в 2006 г. внешнего долга страны в целом и ее компаний. За год долг нефинансовых компаний увеличился на 8,4%, банков - на 56,7%. В результате в течение прошлого года произошло наращивание серьезных диспропорций в структуре активов и пассивов банковской системы.

Дисбаланс между валютными активами и пассивами банков явился одной из главных причин краха крупнейших российских банков в августе 1998 г. в условиях резкой девальвации рубля.

Спекулятивный рост рынка скрывает реальные проблемы и диспропорции экономики, усугубляемые ухудшением институциональной среды. Значительная часть притока денежных средств связана с узким сектором компаний-лидеров, получающих политическую поддержку, в то время как перераспределение инвестиций в экономике в целом сдерживается недостатками институциональной среды.

Нерешенными остались институциональные проблемы российского фондового рынка. Все более зыбкой становится та основа, на которой происходит увеличение финансового рынка, его масштабов, долговых обязательств и ликвидности. Рост капитализации крупнейших государственных корпораций не сопровождается повышением эффективности используемых мощностей и ресурсов, поскольку происходит за счет приобретений на эксклюзивных условиях новых активов. Крупные корпорации становятся элементами государственной политики, а их решения - все менее прогнозируемыми. Практически отсутствует система независимого контроля со стороны инвесторов и гражданского общества за эффективностью принимаемых решений в экономической и финансовой сфере. Все это увеличивает риски системных кризисов на фондовом рынке и нарушений прав инвесторов.

В целом важно отметить, что как макроэкономическая, так и институциональная неопределенность практически всегда негативно сказывается на инвестиционных процессах в долгосрочном периоде. Отсутствие институциональных преобразований или даже ухудшение инвестиционного климата по отдельным направлениям уже в ближайшие годы чревато негативными последствиями в динамике инвестиций либо может послужить ограничением роста инвестиций в основной капитал.

Таким образом, несмотря на некоторые успехи в развитии финансового рынка России, основные его сегменты – кредитный, фондовый, валютный и страховой – подвержены периодическим потрясениям и кризисам. Потери, возникающие в результате кризисов, оцениваются десятками процентов ВВП и годами, необходимыми для достижения потерянных темпов роста.

Необходимость разработки мер по предупреждению кризисов на финансовом рынке России обусловлена наличием существенных угроз и рисков. На устойчивость финансового рынка оказывают влияние следующие факторы.

Одним из внутренних факторов, влияющих на устойчивость финансового рынка, является недостаточная определенность макроэкономической политики России. Нарушение принципа иерархичности, который выражается в преобладании текущей задачи по снижению инфляции над целью качественного экономического роста, создает напряженность и возрастание рисков во всех сферах экономики, частью которой является финансовый рынок. Международные рейтинговые агентства отмечают, что рейтинг России мог бы быть выше как минимум на две позиции при повышении эффективности работы руководящих органов, [10, с. 22].

Несмотря на развитие основных сегментов финансового рынка, они не обеспечивают растущей потребности экономики в дешевых и долгосрочных ресурсах. Отсутствуют эффективные финансовые инструменты страхования финансовых рисков. Недостатки инфраструктуры фондового рынка сдерживают его рост и эффективное управление рисками. Низкая капитализация банков увеличивает риск воздействия негативных внешних факторов.

На состояние финансового рынка воздействует политическая обстановка в стране и психологические факторы. Оказывая взаимное влияние, информационная и ценовая составляющие рынка отражают ожидания участников, которые способны их усиливать, действуя на опережение. Мировая практика свидетельствует, что, с одной стороны, участники рынков могут не учитывать существенных факторов, приводящих к дестабилизации финансового рынка. С другой стороны, ожидаемые события, активно обсуждаемые участниками финансового рынка, как правило, заранее учитываются в ценах финансовых инструментов. При отсутствии политической устойчивости и доверия участников к регулирующим органам дестабилизирующие факторы повышают негативные ожидания.

Учитывая состояние финансового рынка на сегодняшний день, необходимо принять ряд мер по решению проблем его функционирования.

1. Следует стремиться к построению единой иерархически выстроенной системы органов финансового контроля в Российской Федерации, состоящей из различных подсистем, которые включают конституционный контроль (парламентский контроль и контроль Счетной палаты РФ), президентский контроль (органы, уполномоченные Президентом Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением актов, таких как Главное контрольное управление и полномочные представители Президента РФ в регионах), финансовый контроль (правительственный, финансовый контроль финансовых, налоговых и таможенных органов и внутриведомственный контроль, осуществляемый в пределах их полномочий).

Необходимо провести четкое разграничение предметов ведения и полномочий в сфере контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления.

2. Основываясь на общих концепциях права, необходимо включить понятия «надзор» и «контроль» в более общее понятие «регулирование».

Под функциями надзора и контроля следует понимать осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, выдачу органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрацию актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

3. Важно добиться унификации методов, порядка, формата и периодичности сбора информации, поступающей от участников финансового рынка. Для этих целей следует создать единый центр мониторинга состояния финансовых рынков и гарантировать отсутствие дублирования при сборе информации.

4. Конечной целью гармонизации законодательства, устанавливающей требования к осуществлению надзора в различных секторах финансового рынка, в среднесрочной перспективе, должна стать реализация идеи создания единого надзорного органа в отношении кредитных организаций, страховых компаний, участников рынка ценных бумаг и управляющих активами. Подобное утверждение основывается на объективных тенденциях развития финансовых рынков как в мире в целом, так и в России. В его пользу свидетельствует также опыт многих развитых европейских и иных стран, [7, с.9].

Устойчивый рост экономики и финансового рынка, совершенствование его институциональной структуры, использование методов раннего предупреждения и оценки рисков, наличие рыночных методов их страхования и действия органов регулирования рынка дают возможность ослабить действие некоторых дестабилизирующих факторов. Действия, направленные на укрепление стабильности финансового рынка, должны носить активный, предупредительный характер, что дает возможность предупредить возникновение кризиса. При этом требуется координация усилий участников финансового рынка и органов законодательной и исполнительной власти. Необходима всеобъемлющая законодательная база.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог выше сказанному, финансовый рынок представляется как эффективный механизм функционирования рыночной экономики, инструмент мобилизации финансовых ресурсов и сбережений населения, оптимального перераспределения средств, повышения активности человека как реального собственника.

Можно сказать, что основная функция финансового рынка заключается в мобилизации денежных средств вкладчиков для цели организации и расширения производства.

Другая функция – информационная. Она состоит в том, что ситуация на финансовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вкладывания своих капиталов. В целом же функционирование капитала в форме финансовых капиталов способствует формированию эффективной и рациональной экономики, поскольку он стимулирует мобилизацию свободных денежных ресурсов в интересах производства и их распределение в соответствии с потребностями рынка.

Финансовый рынок России является формирующимся сегментом глобального финансового рынка. Он призван аккумулировать и перераспределять внутренние и внешние финансовые ресурсы на основе спроса/предложения, обеспечивать кредиторам/инвесторам сохранность их средств и получение дохода, направлять поток капитала в реальную экономику, существенно повысив норму накопления, темпы экономического роста и уровень жизни населения.

Современный этап в развитии финансового рынка можно рассматривать как начало его качественного оздоровления. Этот этап знаменует возобновление приостановленных в период кризиса операций и наращивание объемных показателей. Он также характеризуется переходом к стабильному положению, адекватному состоянию экономики, переживающей оживление. Однако капиталы, обращающиеся на финансовом рынке России, пока не стали весомым источником инвестиций.

Это связано с тем, что финансовый рынок не имеет всеобъемлющей законодательной базы, его инфраструктура страдает раздробленностью и неполной совместимостью стандартов проведения операций с различными инструментами.

Как показывает мировой опыт, эффективное функционирование финансового рынка невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления финансового рынка (и рынка ценных бумаг в частности) функционирование подобных структур приобретает исключительное значение.

Формирующийся финансовый рынок должен пройти долгий путь глубоких структурных преобразований на пути к созданию эффективной регулятивной системы под продуманным руководством государства. Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитарным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование как регулирование на микроуровне имеет все большее значение. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Описание книг

1. Грязнова Л.Г., Марнена Е.В. Финансы: Учеб. для вузов – М.: «Финансы и статистика», 2006.- 504с.

2. Поляк Г.П. Финансы: Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 607с.

3. Федякина Л.Н. Международные финансы. – С-Пб: Питер, 2005. – 560 с.

Описание статей

4. Абрамов А. Финансовый рынок в условиях государственного капитализма // Вопросы экономики. - 2007. №6 – С.28-44.

5. Дворецкая А.Е. Эффективный рынок капиталов и экономический рост // Финансы. - 2007. №3 – С.56-59.

6. Евлахова Ю.С. Перспективы интеграции органов надзора и регулирования финансового рынка РФ // Финансы и кредит. - 2006. №36 – С.51-56.

7. Емелин А.В., Иванов О.М., Мамута М.В., Маркварт Э. Совершенствование надзора на финансовом рынке России: европейский опыт и российские реалии // Финансы и кредит. - 2006. №11 – С.2-9.

8. Казаков А. Открытая модель российского финансового рынка // Рынок ценных бумаг. – 2006. №6. С.40-43.

9. Ковалев В. Методы предупреждения валютно-финансовых кризисов // Банковское дело. 2005. №2. С.43-46.

10. Ковалев В.В. Основные направления разработки системы предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке с учетом мирового опыта // Финансы и кредит. - 2007. №15 – С.22-31.

11. Миркин Я. Мегарегулятор // Рынок ценных бумаг. -  2006. №4. – С.58-63.

12. Омэ К. Мир без границ // Мировая экономика и международные отношения. - 1988. №1. – С.19-20.

13. Радыгин А. Россия в 2000-2004 годах: на пути к государственному капитализму? // Вопросы экономики. - 2004. №4 – С.42-48.

14. Радыгин А., Мальгинов Г. Рынок корпоративного контроля и государство // Вопросы экономики. - 2006. №3. – С.35-39.

15. Рожкова Н.В., Юров С.Н. Анализ состояния фондового рынка в России // Финансовый менеджмент. - 2006. №1 – С.121-124.

16. Россохин В.В. Проблемы эффективности использования фондового рынка России для привлечения ресурсов в реальный сектор экономики // Финансы и кредит. - 2007. №38 – С.42-45.

17. Хатющенко Г.В. Влияние финансовой глобализации на институциональную динамику современного российского биржевого валютного рынка // Финансы и кредит. - 2007. №38 – С.65-74.

18. Шарапов М.В. Теория финансовых рынков: современные исследовательские подходы // Финансовый менеджмент - 2006. №17 – С.20-24.

49

 

 

 



Информация о работе Финансовый рынок. Характеристика финансового рынка РФ на современном этапе