Финансовый рынок, этапы его становления и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы определить сущность и роль финансового рынка Республики Беларусь в системе экономических отношений, а так же изучить этапы его становления и сформулировать пути совершенствования финансового рынка. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
определение сущности финансового рынка;
характеристика основных составляющих финансового рынка;
отражение этапов его развития;
анализ одной из составляющих финансового рынка (страхового рынка);
рассмотрение дальнейшего развития белорусского финансового рынка.

Работа состоит из  1 файл

Финансовый рынок этапы его становления и совершенствования.docx

— 382.41 Кб (Скачать документ)

Все это означает, что первичный  фондовый рынок является фактическим  регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством  поддержания пропорциональности в  хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами.

Покупателями ценных бумаг являются индивидуальные и институциональные  инвесторы. При этом соотношение  между ними зависят как от уровня развития экономики, уровня сбережений ,так и от состояния кредитной системы. В развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы. [7, с. 230]

Таким образом, эмиссия новых акций  на современном этапе развития фондового  рынка в развитых странах очень незначительна и не всегда связана с мобилизацией свободных денежных ресурсов для финансирования экономики. Это означает, что в развитых странах происходит не только уменьшение масштабов первичного фондового рынка, но параллельно идёт снижение его роли регулятора инвестиций и экономики в целом.

Размещение ценных бумаг на первичном  рынке осуществляется в двух формах:

  1. путем прямого обращения к инвесторам;
  2. через посредников.

Независимо от формы размещения ценных бумаг – путём прямого  обращения к инвесторам или через  посредника – подготовка нового выпуска  включает ряд этапов:

  1. регистрация выпуска специально уполномоченным для этого органом;
  2. период остывания. В течение этого периода проводится проверка заявления. Эмитент же использует его для публикации предварительных проспектов эмиссии, дающих необходимую информацию, для оценки привлекательности выпуска;
  3. этап предэмиссионного совещания, на котором выверяется заявление о регистрации и определяется окончательный проспект эмиссии;
  4. период непосредственной реализации новых выпусков.

Первичный рынок предполагает обязательное существование вторичного рынка. Более того, по моему мнению, существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически не возможно.

Вторичный рынок – это рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к постоянной купле-продажи ценных бумаг.

Вторичный рынок обязательно несёт  в себе элемент спекуляции. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое имеет всегда имеет одно направление – от мелких собственников  к крупным.

Миграция капитала осуществляется в виде перелива его к месту  необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей, предприятий, где  имеется его излишек.

Таким образом, вторичный рынок  в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной жизни. В итоге функционирование вторичного рынка обеспечивает постоянную структурную перестройку экономики в целях повышения её рыночной эффективности и выступает столь же необходимым для существования фондового рынка, как и первичный рынок.

Однако роль вторичного рынка этим не ограничивается. Вторичный рынок  обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность их реализации по приемлемому  курсу и тем самым создает  благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность  в любой момент превратить ценные бумаги в форму наличных денег  представляет собой обязательное условие  инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного капитала – временно свободные  денежные капиталы и средства, которые  могут быть использованы только в  соответствии с основными принципами кредита.

  Возможность перепродажи – важнейший фактор, учитываемый инвестором при покупке ценных бумаг на первичном рынке. Функцией вторичного рынка становится сбалансированность фондового рынка и обеспечение ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Более того, ликвидность рынка тем больше, чем больше число участников продажи и возможность оперативной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг.

Существуют две организационные  разновидности вторичных рынков: организованный – биржевой и неорганизованный – внебиржевой. В свою очередь  и тот и другой принимают разнообразные  формы организации.

Наиболее простой формой организации  фондовой торговли выступает стихийный  рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения  на те или иные ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент. [7, с. 232-234]

 

1.4. Страховой рынок

 

Страховой рынок – это  особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических  отношений, где объектом купли продажи  выступает страховая защита, и  формируются предложение и спрос  на неё. Объективная основа развития страхового рынка – необходимость  обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой  рынок можно рассматривать также  как форму организации денежных отношений по формированию и распределению  страхового фонда для обеспечения  страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в  оказании соответствующих услуг.

Обязательными условиями  существования страхового рынка  являются:

  • наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности;
  • наличие страхового законодательства;
  • разработка концепции страхования, которая включает методологию образования резервов, построение тарифов, а также инвестиционной деятельности;
  • наличие и эффективное функционирование всех субъектов страхового рынка;
  • достаточно высокая страховая культура населения. [17, с. 252]

Специфическим товаром на страховом рынке выступают страховые  услуги, которые постоянно расширяются  и совершенствуются. Цена страховой  услуги выражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурентной основе под воздействием спроса и предложения. Нижняя граница цены подчиняется  принципу равенства между поступлениями  и обеспечениями. Верхняя граница  определяется потребностями страховщика, однако при чрезмерно высокой  цене он рискует потерять покупателей  и не выдержать конкуренции.

Страховой рынок можно  классифицировать по масштабам:

  • национальный;
  • региональный;
  • международный;

Внутренний страховой  рынок складывается в каждом конкретном регионе, где потребность в страховых  услугах удовлетворяется конкретными  страховщиками, осуществляющими свою деятельность на данной территории.

Внешний страховой рынок  – это рынок, находящийся за пределами  внутреннего рынка, взаимосвязанный  со страховщиками и страхователями данной территории.

Международный страховой  рынок отражает страховую и перестраховочную деятельность в масштабах мирового хозяйства.

Функционирующий страховой  рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья.[14, с.6-7 ]

К участникам страховых отношений  относятся:

  • страхователи – это граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, организации, в том числе иностранные и международные, Республика Беларусь и её административно-территориальные единицы, иностранные государства, заключившие со страховщиками договор страхования, либо является таковым в силу закона;
  • страховщики – это юридические лица любой определенной законодательством Республики Беларусь организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке государственное разрешение, т.е. лицензию для проведения страховых операций;
  • застрахованные – это физические лица, жизнь, здоровье и трудоспособность которых выступают объектом страхования;
  • выгодоприобретатели – это физические или юридические лица, которые по условиям договора страхования имеют право на получение страхового возмещения;
  • страховые посредники – это страховые агенты и страховые брокеры, деятельность которых способствует расширению и развитию страховых отношений.

Также как отдельного участника  страховых отношений можно выделить государство, т.к. именно оно осуществляет контроль за страховой деятельностью. Государство может участвовать  в рыночных отношениях через государственные  страховые организации и оказывать  регулирующее воздействие на функционирование страхового рынка различными нормативно-правовыми  и законодательными актами, дополняя рыночный механизм страхования.

Первичное звено страхового рынка – страховое общество, или  страховая компания. Именно здесь  осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются  личные, групповые, коллективные интересы. Совокупность страховых организаций  и субъектов участвующих или  заинтересованных в осуществлении  страхования составляют единую инфраструктуру страхового рынка.

 

 

 

Страховые компании различаются:

  • по величине активов, объему поступлений страховых взносов, другим экономическим показателям, определяющим место на рынке, выделяются крупные, средние и мелкие страховые организации;
  • по сфере деятельности различают универсальные страховые компании, характеризующиеся широким объемом операций в различных сегментах рынка (личных, имущественных и др.), а также специализированные страховые организации, ориентированные на обслуживание страховых интересов отдельных физических или юридических лиц (заключение договоров личного, имущественного страхования или перестрахования).

Как показывает практика, в  условиях рыночной экономики преобладает  второй тип страховщика. По сфере  деятельности также следует выделить национальные и иностранные страховые  компании, а также страховые организации, созданные в форме предприятий  с участием иностранного капитала;

  • по форме организации бывают государственные страховые организации, акционерные страховые компании, общества взаимного страхования, объединения страховщиков.

Акционерное страховое общество – наиболее широко распространенная форма страховой деятельности. Уставный капитал в этом случае формируется  на основе централизации денежных средств  путем продажи акций. Акционерное  общество является самостоятельным  юридическим лицом. В его условиях определены цели общества, размеры  уставного фонда и страховых  резервов, порядок управления делами. Акционерное страховое общество несет ответственность пред страхователями в пределах своего уставного фонда  и страховых резервов. Акции закрытых акционерных обществ распределяются среди учредителей, а открытых –  свободно покупаются и продаются  на рынке.

Общество взаимного страхования  – это форма организации страхового дела, основанная на централизации  средств посредством паевого  участия на основе его членов. Участники  общества взаимного страхования  выступают одновременно в качестве страховщиков и страхователей. Страхователь становится членом общества взаимного  страхования, участвует в распределении  прибыли и убытков по результатам  деятельности за год. Страхователям  принадлежат все активы общества взаимного страхования.

Кэптивные страховые компании обслуживают целиком или преимущественно  корпоративные страховые интересы учредителей или самостоятельных  хозяйствующих субъектов, входящих в структуру крупных финансово-промышленных групп. Кэптив может являться дочерней страховой компанией. Преимущества его организации заключаются  в большой потенциальной емкости  крупного сегмента страхового рынка, обслуживаемого корпоративным страховщиком. Проникновение  конкурирующих страховых компаний в данный сегмент страхового рынка  в целях привлечения нового бизнеса, как правило, затруднено. Деятельность кэптива тесно связана с пенсионными  и инвестиционными фондами, коммерческими  банками, другими финансово-кредитными институтами, которые обычно выступают  учредителями кэптива. Система участия (обмен акций) построена на взаимном проникновении, что оказывает влияние на финансовую политику, тактику и деловую стратегию кэптива и других финансовых и банковских структур многопрофильных концептов и финансово-промышленных групп.

Информация о работе Финансовый рынок, этапы его становления и совершенствования