Финансовый рынок, этапы его становления и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы определить сущность и роль финансового рынка Республики Беларусь в системе экономических отношений, а так же изучить этапы его становления и сформулировать пути совершенствования финансового рынка. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
определение сущности финансового рынка;
характеристика основных составляющих финансового рынка;
отражение этапов его развития;
анализ одной из составляющих финансового рынка (страхового рынка);
рассмотрение дальнейшего развития белорусского финансового рынка.

Работа состоит из  1 файл

Финансовый рынок этапы его становления и совершенствования.docx

— 382.41 Кб (Скачать документ)

Международный опыт показывает, что более финансово устойчивыми  являются страховые компании в форме  акционерных обществ или совместных предприятий, поскольку в них  концентрируется капитал различных  отраслей или средства большего числа  пайщиков (акционеров), а это придаёт  компаниям довольно высокую надежность. Сфера деятельности обществ взаимного  страхования ограничена, что определяется особенностью рисков, которые участники  берут на себя.[14, с. 7-8]

Также страховую деятельность могут осуществлять страховые посредники. В качестве страховых посредников  могут выступать страховые агенты и страховые брокеры.

Страховой агент – это  физическое лицо, осуществляющее от имени  страховой организации посредническую деятельность по страхованию на основании  трудового договора либо иного гражданско-правового  договора. Если в качестве страхового агента выступает государственное  юридическое лицо, государственный  банк, уполномоченный обслуживать государственные  программы, республиканское государственно-общественное объединение, то оно имеет право  осуществлять все виды обязательного  и добровольного страхования, если это иные организации, то они имеют  право заниматься добровольным страхованием, за исключением, добровольного страхования  медицинских расходов и видов  страхования, относящихся к страхованию  жизни. За свою деятельность страховой  агент получает комиссионное вознаграждение, которое выплачивается ежемесячно исходя из суммы принятых страховых  взносов.

Страховой брокер – это  коммерческая организация, осуществляющая посредническую деятельность по страхованию  от своего имени на основании поручения от страховщика или страхователя, либо одновременно каждого из них, на основании лицензии на осуществление страховой деятельности. В соответствии с указом президента № 530 страховой брокер может осуществлять следующие виды деятельности:

  • поиск потенциальных страхователей и заключение договоров по поручению страховщика;
  • заключение договоров по поручению страхователя;
  • содействие при урегулировании страховых случаев;
  • информационно-консультационные услуги в области страхования;
  • рекламная деятельность по страхованию, а также другие услуги по страховой деятельности.

За свою работу страховой  брокер получает комиссионное вознаграждение, как от страховщика, так и от страхователя.

Для того чтобы упорядочить  разнообразие экономических отношений  и создать единую и взаимосвязанную  систему, необходима классификация  страхования. Классификация страхования  представляет собой научную систему  деления страхования по сферам деятельности, отраслям, подотраслям, видам и звеньям. Её можно представить следующим  образом:

  • по отраслевому признаку:
  • личное страхование – область страхования, объектом которой выступают жизнь, здоровье, трудоспособность человека, а также форма организации сбережений к определенному возрасту, установленному сроку или на определенные цели;
  • имущественное страхование – это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество;
  • страхование ответственности – это отрасль страхования, объектом которой является ответственность страхователя перед третьими лицами, страхуемая страховым органом, страховщиком.
  • по форме проведения:
  • обязательное страхование;
  • добровольное страхование.

Также выделяют обязательное и добровольное страхование. Обязательное страхование возникает в силу закона. Необходимость широкого ассортимента обязательных видов страхования  определяется тем, что государство, регулируя экономическую деятельность общества, создает условия для  обеспечения финансовой гарантии в  тех сферах жизнедеятельности, где  возникновение различных ущербов  связано с использованием человеком  источников повышенной опасности, либо в тех областях, где возможно проявление крупных рисков, затрагивающих интересы всего общества.

Добровольное страхование, в отличие от обязательного, возникает на основе добровольного заключения договора между страховщиком и страхователем. Общие условия и порядок проведения добровольно страхования устанавливаются каждым страховщиком самостоятельно на основе действующего законодательства. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Таким образом,  страхование  – это отношения по защите имущественных  интересов субъектов гражданского права при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счет денежных средств, фондов (страховых  резервов), формируемых страховщиками  из уплаченных страховых взносов (страховых  премий). Существуют различные виды страхования: страхование ответственности, имущественное страхование, личное страхование. К участникам страховых  отношений относятся: страховщики, страхователи, страховые посредники и государство. Специфическим товаром  на страховом рынке выступает  страховые услуги, которые постоянно  расширяются и совершенствуются. [1, с. 400-402]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ

 

2.1. Этапы развития  финансового рынка

 

Современная финансовая теория рассматривает финансовые рынки  как сложные социальные адаптивные системы.

Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных  денежных средств на финансирование дефицита государственного бюджета, рынок  государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущее место в денежно- кредитной системе государства. [6, с. 14]

С 1994 года началась программа  по заимствованию финансовых ресурсов путем выпуска государственных  ценных бумаг. Это был год «первых  шагов» на рынке государственного заимствования, фактически только отрабатывался механизм покрытия бюджетных расходов за счет привлечения средств с финансовых рынков. Однако опыт, полученный в ходе четырех выпусков, позволил сделать вывод о широких возможностях использования государственных долговых обязательств на финансирование дефицита бюджета и бюджетных расходов.

Поэтому в качестве одной  из мер по реализации Закона о бюджете  РБ на 1995 год и Указа Президента «Об уточнении бюджета Республики Беларусь на 1995 год и временных мерах по сокращению бюджетных расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным долгом, исключая выпуск ГЦБ. И хотя в Законе о бюджете на 1995 год еще не было выделено отдельной строкой финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска государственных ценных бумаг до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета. При этом доходы от реализации этих ценных бумаг планировались в сумме 250 млрд. руб. Фактически же в 1995 г. за счет данного источника было получено 528, млрд. руб., т.е. профинансировано 16% дефицита бюджета.

С конца сентября 1995 года Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 года принята концепция  рефинансирования Национальным банком коммерческих банков.

В 1996 году выпуск государственных  долговых обязательств наращивает темпы. В 1996 году при заключении сделок РЕПО наблюдалась тенденция увеличения сроков заимствования ресурсов, что  позволяло инвесторам более рационально  и продуманно управлять своим  портфелем ценных бумаг. Произошло  разделение сделок, совершаемых на вторичном рынке, по временным параметрам и характеру. Одну группу составили  сделки сроком до 7 дней, совершаемые  для поддержания ликвидности  банковской системы в целом и  конкретных банков в частности. Основная их задача – предоставление или  получение краткосрочных ресурсов. В отдельную группу выделились сделки со сроком 1-2 месяца и более. Такие  операции рассматривались как размещение ресурсов в ГЦБ на вторичном рынке (проявляется инвестиционный характер сделки).

С целью усиления контроля обращения государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального  Банка Указом Президента РБ от 09.04.1996 г. №139 «О преобразовании закрытого акционерного общества «Межбанковская валютная биржа» на вторичном рынке было создано общество «Межбанковская валютная биржа» и передано в ведение НБ РБ. С этого момента Национальный Банк активно включился в процесс организации вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь.

Анализ развития рынка  государственных долговых обязательств показал актуальность и значимость этого не инфляционного источника  покрытия бюджетного дефицита. В законе, определяющем параметры бюджета  на 1996 г., был выделен отдельной  строкой выпуск государственных казначейских обязательств в сумме 850 млрд. руб., или 15,5% от суммы утвержденного предельного размера дефицита республиканского бюджета.

В 1996 г. произошел отказ от политики денежно-кредитных ограничений, это означало, что денежно-кредитная политика государства становится все более мягкой. В Беларуси действуют два главных источника эмиссии денежных средств, а именно: кредиты Национального банка Правительству и политика предоставления целевых кредитов реальному сектору экономики через банковскую систему. [10, с. 15-16]

В 2007 году конъюнктура денежного  рынка Республики Беларусь была подвержена воздействию внешних факторов, связанных с изменениями условий торговли с Российской Федерацией и притоком средств нерезидентов в банковский сектор. Рост инфляционных и девальвационных ожиданий предприятий и населения Республики Беларусь в конце 2006 – начале 2007 года, обусловленный возникновением внешних шоков, имел ряд негативных последствий для денежно-кредитной сферы страны, к числу которых можно отнести, в частности, увеличение чистого спроса на иностранную валюту, сокращение золотовалютных резервов, рост спроса на кредиты в национальной и иностранной валюте, изменение валютной структуры активов и пассивов банков.

Усиление спекулятивного спроса на инструменты в иностранной  валюте и отток вкладов населения в I квартале 2007 г. привели к возникновению дефицита ликвидности в банковском секторе, что повлекло за собой значительный рост процентных ставок на денежном рынке. В этих условиях Национальным банком были предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в рамках которых в январе 2007 г. с 16 до 20 процентов годовых были повышены ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям, формирующие верхнюю границу диапазона колебаний процента по межбанковским кредитам, а с февраля с 10 до 11 процентов годовых была повышена ставка рефинансирования.

Денежная эмиссия во многом объясняется политикой целевого кредитования. Целевые кредиты направлены на стимулирование экономической деятельности, преимущественно в сельском хозяйстве  и жилищном строительстве, ставки таких  кредитов на много ниже ставки рефинансирования.

При стремительном росте  объемов целевого кредитования и  выдачи кредитов Правительству увеличение денежной массы было неизбежно. [13]

Сложность системы заключается  в том, что на рынке действует  огромное количество разнообразных (по возможности функционирования, по способностям, по целевым ориентирам) субъектов, которые  функционируют не изолированно, а  постоянно взаимодействуют между  собой, в процессе этого взаимодействия возникают как прямые, так и  обратные связи. Рынки являются отражением групповой социальной динамики, которая  оказывает влияние на связь между  рыночной информацией и поведением участников рынка.

Адаптивность проявляется  в том, что поведение, действие и  стратегии агентов, также их продукты и услуги подвергаются постоянному  пересмотру на основании накопленного опыта. Такая постоянно работающая система создает новые продукты, новые рынки, новые институты  и новые формы поведения.

Существенным элементом  любой сложной адаптивной системы  является петля обратных связей: агенты системы сначала формируют ожидания, а затем действуют на основании  прогнозов, генерируемых этими моделями. Но со временем эти модели меняются в зависимости от того, насколько  точно они предсказывают поведение  окружающей рыночной среды. Если модель полезна, ее сохраняют, а если нет, агенты либо модифицируют модель, либо создают  новую, чтобы увеличить ее прогностические  возможности.

При рассмотрении современной  теории финансов, можно условно выделить микро-подход и макро-подход к исследованию развития финансового рынка.

Микро-подход концентрируется  на поведении субъектов рынка, на которое оказывают влияние как  факторы рыночной среды, так и  субъективные факторы, и методах  принятия ими инвестиционных решений.

Микро-подход представлен  теорией поведенческих финансов. Теория поведенческих финансов объясняет  влияние психологии на финансовую деятельность. Этот подход возник в ответ на трудности, связанные с традиционной финансовой парадигмой.

Поведенческая парадигма  утверждает, что финансовые явления  лучше объяснимы при использовании  моделей, в которых не все участники  являются полностью рациональными. Поведенческая теория отказывается от указанных постулатов индивидуальной рациональности: индивиды необязательно  усваивают все новую информацию в соответствии с правилом Байеса и могут принимать нормативно неприемлемые решения, нарушающие теорию ожидаемой полезности.

Информация о работе Финансовый рынок, этапы его становления и совершенствования