Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель курсовой работы определить сущность и роль финансового рынка Республики Беларусь в системе экономических отношений, а так же изучить этапы его становления и сформулировать пути совершенствования финансового рынка. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
определение сущности финансового рынка;
характеристика основных составляющих финансового рынка;
отражение этапов его развития;
анализ одной из составляющих финансового рынка (страхового рынка);
рассмотрение дальнейшего развития белорусского финансового рынка.
Международный опыт показывает,
что более финансово
Также страховую деятельность
могут осуществлять страховые посредники.
В качестве страховых посредников
могут выступать страховые
Страховой агент – это
физическое лицо, осуществляющее от имени
страховой организации
Страховой брокер – это коммерческая организация, осуществляющая посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения от страховщика или страхователя, либо одновременно каждого из них, на основании лицензии на осуществление страховой деятельности. В соответствии с указом президента № 530 страховой брокер может осуществлять следующие виды деятельности:
За свою работу страховой брокер получает комиссионное вознаграждение, как от страховщика, так и от страхователя.
Для того чтобы упорядочить разнообразие экономических отношений и создать единую и взаимосвязанную систему, необходима классификация страхования. Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования по сферам деятельности, отраслям, подотраслям, видам и звеньям. Её можно представить следующим образом:
Также выделяют обязательное
и добровольное страхование. Обязательное
страхование возникает в силу
закона. Необходимость широкого ассортимента
обязательных видов страхования
определяется тем, что государство,
регулируя экономическую
Добровольное страхование, в отличие от обязательного, возникает на основе добровольного заключения договора между страховщиком и страхователем. Общие условия и порядок проведения добровольно страхования устанавливаются каждым страховщиком самостоятельно на основе действующего законодательства. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.
Таким образом, страхование
– это отношения по защите имущественных
интересов субъектов
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1. Этапы развития финансового рынка
Современная финансовая теория рассматривает финансовые рынки как сложные социальные адаптивные системы.
Сформировавшись в качестве
механизма привлечения
С 1994 года началась программа
по заимствованию финансовых ресурсов
путем выпуска государственных
ценных бумаг. Это был год «первых
шагов» на рынке государственного заимствования,
фактически только отрабатывался механизм
покрытия бюджетных расходов за счет
привлечения средств с
Поэтому в качестве одной из мер по реализации Закона о бюджете РБ на 1995 год и Указа Президента «Об уточнении бюджета Республики Беларусь на 1995 год и временных мерах по сокращению бюджетных расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным долгом, исключая выпуск ГЦБ. И хотя в Законе о бюджете на 1995 год еще не было выделено отдельной строкой финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска государственных ценных бумаг до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета. При этом доходы от реализации этих ценных бумаг планировались в сумме 250 млрд. руб. Фактически же в 1995 г. за счет данного источника было получено 528, млрд. руб., т.е. профинансировано 16% дефицита бюджета.
С конца сентября 1995 года Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 года принята концепция рефинансирования Национальным банком коммерческих банков.
В 1996 году выпуск государственных
долговых обязательств наращивает темпы.
В 1996 году при заключении сделок РЕПО
наблюдалась тенденция
С целью усиления контроля
обращения государственных
Анализ развития рынка государственных долговых обязательств показал актуальность и значимость этого не инфляционного источника покрытия бюджетного дефицита. В законе, определяющем параметры бюджета на 1996 г., был выделен отдельной строкой выпуск государственных казначейских обязательств в сумме 850 млрд. руб., или 15,5% от суммы утвержденного предельного размера дефицита республиканского бюджета.
В 1996 г. произошел отказ от политики денежно-кредитных ограничений, это означало, что денежно-кредитная политика государства становится все более мягкой. В Беларуси действуют два главных источника эмиссии денежных средств, а именно: кредиты Национального банка Правительству и политика предоставления целевых кредитов реальному сектору экономики через банковскую систему. [10, с. 15-16]
В 2007 году конъюнктура денежного рынка Республики Беларусь была подвержена воздействию внешних факторов, связанных с изменениями условий торговли с Российской Федерацией и притоком средств нерезидентов в банковский сектор. Рост инфляционных и девальвационных ожиданий предприятий и населения Республики Беларусь в конце 2006 – начале 2007 года, обусловленный возникновением внешних шоков, имел ряд негативных последствий для денежно-кредитной сферы страны, к числу которых можно отнести, в частности, увеличение чистого спроса на иностранную валюту, сокращение золотовалютных резервов, рост спроса на кредиты в национальной и иностранной валюте, изменение валютной структуры активов и пассивов банков.
Усиление спекулятивного спроса на инструменты в иностранной валюте и отток вкладов населения в I квартале 2007 г. привели к возникновению дефицита ликвидности в банковском секторе, что повлекло за собой значительный рост процентных ставок на денежном рынке. В этих условиях Национальным банком были предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в рамках которых в январе 2007 г. с 16 до 20 процентов годовых были повышены ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям, формирующие верхнюю границу диапазона колебаний процента по межбанковским кредитам, а с февраля с 10 до 11 процентов годовых была повышена ставка рефинансирования.
Денежная эмиссия во многом объясняется политикой целевого кредитования. Целевые кредиты направлены на стимулирование экономической деятельности, преимущественно в сельском хозяйстве и жилищном строительстве, ставки таких кредитов на много ниже ставки рефинансирования.
При стремительном росте объемов целевого кредитования и выдачи кредитов Правительству увеличение денежной массы было неизбежно. [13]
Сложность системы заключается
в том, что на рынке действует
огромное количество разнообразных (по
возможности функционирования, по способностям,
по целевым ориентирам) субъектов, которые
функционируют не изолированно, а
постоянно взаимодействуют
Адаптивность проявляется
в том, что поведение, действие и
стратегии агентов, также их продукты
и услуги подвергаются постоянному
пересмотру на основании накопленного
опыта. Такая постоянно работающая
система создает новые
Существенным элементом
любой сложной адаптивной системы
является петля обратных связей: агенты
системы сначала формируют
При рассмотрении современной теории финансов, можно условно выделить микро-подход и макро-подход к исследованию развития финансового рынка.
Микро-подход концентрируется на поведении субъектов рынка, на которое оказывают влияние как факторы рыночной среды, так и субъективные факторы, и методах принятия ими инвестиционных решений.
Микро-подход представлен
теорией поведенческих
Поведенческая парадигма
утверждает, что финансовые явления
лучше объяснимы при
Информация о работе Финансовый рынок, этапы его становления и совершенствования