Фондовые биржи. Формирование Казахстанского рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание

Для исследования выбранной темы нами была поставлена цель – исследовать формирование и развитие фондовой биржи в Республике Казахстан.
В соответствие с целью курсовой работы были сформированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы рынка ценных бумаг;
- рассмотреть процедуру создания и эволюции нормативно-правовой базы казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать современное состояние Казахстанской фондовой биржи;
- провести анализ тенденций развития рынка ценных бумаг Казахстана, обозначить преимущества и недостатки нашего рынка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Формирование и развитие фондовой биржи РК.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

Таким образом, рынок  ценных бумаг - это сложный механизм, с помощью которого устанавливаются  соответствующие правовые и экономические  взаимоотношения между предпринимателями, корпорациями и другими структурами, которым необходимы финансовые средства для своего развития с одной стороны, и организациями и гражданами, которые их могут предоставить на определенных условиях с другой стороны.

Рынок ценных бумаг имеет  целый ряд функций, которые условно  можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся такие, как:

- коммерческая функция, т.е. получение  прибыли от операций на данном  рынке;

- ценообразующая функция,  т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение, прогнозирование и т.д.;

- информационная функция, т.е.  рынок производит и доводит  до своих участников рыночную  информацию об объектах торговли  и ее участниках;

- регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

- перераспределительную функцию;

- функцию страхования  ценовых и финансовых рисков  или их перераспределения.

Рынок ценных бумаг как  финансовый рынок со своими особыми  инструментами и правилами имеет  две основные специфические функции: перераспределение денежных средств  от владельцев пассивного капитала к владельцам активного капитала и перераспределение рисков между владельцами любых рыночных активов. И та и другая функции осуществляются в строго заданных временных рамках.

Функция перераспределения  денежных средств, осуществляемая посредством выпуска и обращения ценных бумаг, означает перераспределение средств между отраслями и сферами деятельности; между территориями и странами; между населением и предприятиями, т.е. когда сбережения граждан принимают производительную форму; между государством и другими юридическими и физическими, лицами, что имеет место, например, в случае финансирования дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе.

Перераспределительная функция условно может быть разбита  на три подфункции:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из  непроизводительной формы в производительную;

- финансирование дефицита  государственного бюджета на  неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Функция перераспределения  рисков - это использование инструментов рынка ценных бумаг (прежде всего  в сочетании с производными инструментами) для защиты владельцев каких-либо активов (товарных, валютных, финансовых) от неблагоприятного для них изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Данную функцию можно было бы так и называть — функция защиты (страхования) от риска, или, точнее, функция хеджирования. Однако хеджирование невозможно в одностороннем порядке; если есть тот, кто желает застраховаться от риска, то должна быть и другая сторона, которая считает возможным для себя принять этот риск. С помощью рынка ценных бумаг можно попытаться переложить риск на спекулянта, желающего рискнуть. Следовательно, сутью хеджирования на рынке ценных бумаг является перераспределение рисков.

Данная функция —  это сравнительно новая функция  рынка ценных бумаг, которая появилась  в своем современном виде лишь в начале 70-х годов с появлением производных инструментов в широком понимании.

Благодаря ей, рынок ценных бумаг существенно увеличил свою устойчивость, с одной стороны, и  свою значимость, с другой, поскольку  функция перераспределения рисков, основываясь все на той же функции  перераспределения денежных средств, резко ускоряет и даже упрощает переливы свободных (или высвобождаемых) финансовых капиталов.

 

 

2. Формирование и развитие  фондовой в РК

2.1 Создание нормативной и правовой  базы рынка ценных бумаг

 

Казахстанский рынок  ценных бумаг существует более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась  в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин: [11, с.204]

Во-первых, тогда еще  не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска  акций.

Во-вторых, доверие к  государственным процентным бумагам  со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует  отметить, что Национальному Банку  Республики Казахстан необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.

В начале 90-х гг. рынок  ценных бумаг не был единым цельным  организмом: размещение и покупка  государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок государственных  ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась  структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым).

В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг первые профессиональные участники - юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3.

К концу 1994 года такие  разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что «юридическое лицо в любой  организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами», а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий лицензию.

Пока рынок в основном был представлен фондовыми и  товарными биржами, которые поглощали  основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка  возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии. [4, с.52]

Объектом реализации на первичном рынке должны были стать  не столько акции, сколько облигации  компаний и предприятий.

Фондовая биржа также нуждалась  в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени  зависит от массы поступления  ценных бумаг. При этом не следует  забывать, что биржа — вторичный  рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РК новые выпуски государственных ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования  рынка государственных ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать объективные правила игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке ценных бумаг стал закон Казахской ССР «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года, содержавший всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон о государственных ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

20 марта 1994 года был  принят указ Президента Республики  Казахстан «О мерах по формированию  рынка ценных бумаг» № 1613, в  соответствии с которым была  создана Национальная комиссия  Республики Казахстан по ценным бумагам, Председатель и четыре члена которой первоначально осуществляли свои функции без отрыва от основной работы. Указом было утверждено Положение о Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам и предусмотрено создание Центрального депозитария ценных бумаг Республики Казахстан в ведении Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года был признан утратившим силу.

11 января 1995 года Президент  Республики Казахстан издал указ  «Вопросы Национальной комиссии  Республики Казахстан по ценным  бумагам» № 2019, в соответствии  с которым была исключена ранее  действовавшая норма о том,  что Председатель и члены Национальной комиссии по ценным бумагам осуществляют свои функции без отрыва от основной работы, и утвержден персональный состав Национальной комиссии.

21 апреля 1995 года Президент  Республики Казахстан издал указ, имеющий силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже», который ликвидировал правовой вакуум в государственном регулировании рынка ценных бумаг, возникший после прекращения действия закона «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года. В данном указе:

Национальная комиссия по ценным бумагам была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, осуществляющий государственное регулирование  рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также контроль за функционированием рынка и обеспечением (в рамках предоставленных ей полномочий) защиты прав и интересов его участников.

28 марта 1996 года постановлением  Правительства № 370 было утверждено  Положение о Национальной комиссии  Республики Казахстан по ценным  бумагам. При этом, несмотря на то, что указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 21 апреля 1995 года Национальная комиссия была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, вновь утвержденное Положение устанавливало статус Национальной комиссии как центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Это дало толчок к более быстрому и эффективному развитию рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.

Формирование фондового  рынка в Казахстане повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление  которых необходимо для дальнейшего  успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

- концентрация и централизация  капиталов;

- повышения уровня  организованности и усиление  государственного контроля;

- компьютеризация рынка  государственных ценных бумаг;

- нововведения на рынке;

- секьюритизация;

- взаимодействие с  другими рынками капиталов. [7, с.59]

Тенденции к  концентрации и централизации капиталов  имеет два аспекта по отношению  к рынку государственных ценных бумаг. С одной стороны, на рынок  вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка государственных ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок государственных ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Информация о работе Фондовые биржи. Формирование Казахстанского рынка ценных бумаг