Фондовые биржи. Формирование Казахстанского рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:53, курсовая работа

Описание

Для исследования выбранной темы нами была поставлена цель – исследовать формирование и развитие фондовой биржи в Республике Казахстан.
В соответствие с целью курсовой работы были сформированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы рынка ценных бумаг;
- рассмотреть процедуру создания и эволюции нормативно-правовой базы казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать современное состояние Казахстанской фондовой биржи;
- провести анализ тенденций развития рынка ценных бумаг Казахстана, обозначить преимущества и недостатки нашего рынка.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Формирование и развитие фондовой биржи РК.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

Надежность рынка государственных  ценных бумаг и степень доверия  к нему со стороны массового инвестора  напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка государственных ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в государственных ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка государственных ценных бумаг  – результат широчайшего внедрения  компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок  ценных бумаг в своих современных  формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке государственных ценных бумаг.

Нововведения  на рынке ценных бумаг:

- новые инструменты  данного рынка;

- новые системы торговли  ценными бумагами;

- новая инфраструктура  рынка.

Новыми инструментами  рынка государственных ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и  современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка  – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка государственных ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок государственных ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

За последние  годы количество участников фондового  рынка в Казахстане заметно увеличилось. После проведения Пенсионной реформы  в 1998 году, улучшился инвестиционные климат на рынке. Накопительные пенсионные фонды начали свою инвестиционную деятельность как в ценные бумаги национальных компании (Казахойл, Казахтелеком и.т. д.) так и в государственные ценные бумаги (ноты Национального Банка РК, Государственными ценными бумагами Министерства Финансов Республики Казахстан с различными сроками обращения). Также увеличилось количество компаний-эмитентов выпускающих свои акции и облигации.

Таким образом, необходимо заметить, что казахстанский рынок государственных  ценных бумаг постепенно развивается  и принимает более цивилизованный облик чем первоначальное хаотическое состояние.

Несмотря на все проблемы и диспропорции, фондовый рынок Казахстана, как важнейшая часть формирующегося финансового рынка имеет большой  потенциал и серьезные перспективы  быстрого развития.

В переходный период Казахстан  столкнулся с жестким бюджетным  дефицитом. В середине девяностых годов  солидарная пенсионная система уже  не могла обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной проблемы была проведена реформа пенсионной системы на основе чилийской модели накопительной пенсионной системы.

Казахстан стал первой страной  на территории СНГ, которая с 1998 г. начала планомерный переход к системе  накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально.

В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а  экономика получить еще одного институционального инвестора - пенсионные фонды. Граждане должны были получить возможность инвестировать  на рынке свои пенсионные накопления.

Основополагающими принципами накопительной  пенсионной системы, закрепленными  в Законе РК «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан», являются:

- государственное регулирование  деятельности субъектов накопительной  пенсионной системы: накопительных пенсионных фондов, банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами;

- обеспечение права  выбора перечисления пенсионных  накоплений граждан в государственном  или негосударственных накопительных пенсионных фондах;

- гарантии государства  состоявшимися пенсионерами на  получение пенсий, а также несёт  обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до  начала пенсионной реформы; 

- гарантии государства  состоявшимся пенсионерам на  сохранение получаемого размера пенсий из Государственного центра по выплате пенсий и пособий, а также их индексацию с учетом роста потребительских цен;

- разграничение пенсий  и других форм социального  обеспечения;

- обязательность участия  каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании пенсионных накоплений;

- эффективность инвестирования  в сочетании с безопасностью  пенсионных сбережений;

- обеспечение права  наследования граждан на накопления  в государственном и негосударственных  накопительных пенсионных фондах. [6, с.94]

По данным Национального  Банка Республики Казахстан по состоянию  на 1 сентября 2006 г. на рынке пенсионных услуг действуют 15 накопительных  пенсионных фондов, один из которых  является государственным. Инвестиционную деятельность фондов осуществляют 10 организаций.

По данным Нацбанка РК, количество вкладчиков накопительной  пенсионной системы составило примерно 6,6 млн. человек, общее поступление  пенсионных взносов - 340,4 млрд. тенге. На индивидуальные пенсионные счета вкладчиков начислен чистый инвестиционный доход в размере 105,2 млрд. тенге.

В 2006 году 75 - 80 процентов  пенсионных активов было инвестировано  в государственные ценные бумаги Минфина РК и в ценные бумаги относительно узкого перечня казахстанских предприятий. Остальные 20 - 25 процентов малыми долями были распределены между депозитами отечественных банков, ценными бумагами исполнительных органов, облигациями иностранных эмитентов и международных финансовых организаций при высокой доле активов в иностранной валюте.

Механизмы сохранности  пенсионных средств предусмотрены в законе «О пенсионном обеспечении». Накопительный пенсионные фонды, компании, управляющие пенсионными активами или само государство возместят вкладчикам убытки.

Однако, эта ситуация требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон для решения проблемы доходного размещения пенсионных активов до начала массовых накопительных выплат.

Для улучшения ситуации в декабре 2003 г., а затем в июле 2004 г. были внесены изменения в  «Правила по управлению пенсионными  активами». Обязательства каждого пенсионного фонда по инвестированию в государственные ценные бумаги, за исключением ценных бумаг местных исполнительных органов, уменьшены с 35 до 25 % от общего объема пенсионных активов. Впервые дано право вкладывать в аффинированное золото - не более 5%. Увеличены лимиты инвестирования в ипотечные облигации до 20% и в облигации АО "Банк развития Казахстана" до 15 %. Значительно расширены возможности по приобретению акций иностранных эмитентов и долговых ценных бумаг с высоким рейтингом - до 40%.

Тем не менее, в условиях хронического дефицита финансовых инструментов у пенсионных фондов и управляющих  компаний нет выбора. Им приходится вкладывать средства в те инструменты, которые есть на рынке. Так, доля государственных  ценных бумаг в портфеле фондов за первые 6 месяцев снизилась всего на 2,7 пункта, с 53,3 до 50,6%.

Вместе с тем и  доходность по государственным ценным бумагам продолжает снижаться. Порядка  трети всех активов фондов приходится на краткосрочные ноты Национального  банка, доходность по которым снизилась с 5,07% в декабре 2007 года до 4,98% в июне этого года.

Вокруг государственных  ценных бумаг сложилась парадоксальная ситуация. Минфин и Национальный банк выпускают и планируют выпускать  бумаги с доходностью 5-6-7% годовых. При  этом официально объявляется, что годовая инфляция составит те же 6-7%.

С 1 января 2005 года вступили в силу новые правила выпуска, размещения, обслуживания и погашения  государственных ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг должен осуществляться не через первичных дилеров - 17 банков второго уровня, а непосредственно через Казахстанскую фондовую биржу. Минфин отказался от практики досрочного погашения бумаг. Наряду с этими правилами предусматривается осуществление Минфином эмиссий долгосрочных государственных ценных бумаг сроком обращения 10, 15 и 20 лет.

Эти решения правительства  стали первым шагом по поддержанию  накопительных пенсионных фондов. Вместе с тем, можно отметить, что планируемое  увеличение объема эмиссии государственных  ценных бумаг не приведет к кардинальному изменению ситуации. Об этом свидетельствуют результаты последнего аукциона по размещению очередного выпуска шестилетних МЕОКАМ. Доходность МЕОКАМ, несмотря на значительный срок их обращения, в результате повышенного спроса составил 5,80%, что значительно ниже прогнозируемого уровня инфляции на этот год [18].

В августе 2004 года на заседании  правительства в числе наиболее актуальных проблем Президент назвал отсутствие достаточного количества финансовых инструментов для вложений накопительных пенсионных фондов. Правительство предлагает решать эту проблему комплексно: и за счет запуска рынка акций, за счет продажи части государственного пакета акций национальных компаний, и за счет выпуска проектных облигаций под гарантии либо Министерства финансов, либо Банка развития. Повышение прозрачности является непременным условием развития и отечественного фондового рынка, от становления которого напрямую зависит судьба пенсионной системы. Казахстанские предприятия не хотят идти на фондовый рынок, и одна из главных причин - они не хотят раскрывать информацию об акционерах. В результате фондовый рынок не расширяется, так как корпоративные акции являются самыми доходными инструментами для инвестиций.

Мировая практика показывает, что гармонично развитым фондовым рынок считается в том случае, когда соблюдается баланс: 60% акций и 40% облигаций. Развитие рынка акций выгодно для институциональных инвесторов, работающих на долгосрочную инициативу, потому что в отличие от облигаций, доход по которым фиксирован, рынок акций может предложить наибольшую доходность за счет стоимости активов и дивидендов. На казахстанском фондовом рынке сейчас доля облигаций превалирует.

Возможными инструментами  для вложения пенсионных активов  могут стать:

- государственные проектные ценные бумаги. Это могут быть ценные бумаги, выпущенные корпоративными эмитентами с гарантией государства, либо государственные ценные бумаги, эмитированные под определенные проекты.

- акции и облигации  казахстанских предприятий, национальных  компаний по листингу «А» и «В».

- акции и облигации  России, Кыргызстана и Узбекистана. 

- акции и облигации  иностранных компаний с более  низким рейтингом и более высоким  инвестиционным доходом;

- ипотечные облигации. [6, с.309]

Одна из главных задач  государства на сегодня состоит в том, чтобы пенсионные накопления оставались в отечественной экономике и работали на нее, принося достаточный инвестиционный доход. Необходимо приложить все усилия для развития рынка ценных бумаг в рамках программ развития экономики в целом и расширения круга финансовых инструментов пенсионных активов Накопительного Пенсионного Фонда. [12]

2.2 Современное состояние казахстанской  фондовой биржи

 

В последние годы ежегодный прирост  объема биржевых торгов составлял около 80 процентов. Биржа рассчитывает на сохранение этой динамики (и связанной с ней динамики финансовых показателей биржи) в течение срока действия настоящей стратегии, предполагая, что этот срок будет совпадать с фазой общего роста казахстанской экономики и национального финансового рынка. Так, биржа ожидает положительный рост по следующим основным параметрам, непосредственно влияющим на финансовое состояние биржи (цифры округлены для облегчения их восприятия):

– объем торгов акциями  и негосударственными облигациями  – с эквивалента 7 млрд долларов США в 2006 году до эквивалента 50–70 млрд долларов США в 2010 году;

– количество листинговых  компаний – со 120 эмитентов ценных бумаг в 2006 году до 250–300 эмитентов  ценных бумаг в 2010 году;

– общий объем биржевой торговли всеми финансовыми инструментами – с эквивалента 170 млрд долларов США в 2006 году до эквивалента одного трлн долларов США в 2010 году. Количество ценных бумаг допущенных к торгам на KASE в период с 2004-2007 гг. представлено в таблице 1.

Информация о работе Фондовые биржи. Формирование Казахстанского рынка ценных бумаг