Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:03, курсовая работа
Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других.
Системная трактовка, исходя из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способна мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо, прежде всего, рассмотреть, что такое вообще власть.
Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой области людей, т.е. власть, существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддерживании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово -организованном. Следовательно, власть – явление социальное.
Во-вторых, власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами и др.).
В-третьих, власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где он из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Оба они являются субъектами властеотношения.
В-четвертых, власть – это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть осознанны.
Некоторые среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то на лицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.
Нет единого понимания власти, что объясняет сложность данного явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в зависимости от подхода к ее источникам.
Наиболее древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.
Сторонники антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремиться к автономии, свободе, а с другой – не может существовать вне социальной сфере.
Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других.
Системная трактовка, исходя из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способна мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.
Ни
одна из трактовок власти не может быть
признана универсальной. Чаще всего власть
определяют, как способность одного субъекта
подчинять себе другого субъекта и навязывать
ему свою волю в своих собственных интересах
или в интересах других лиц.
1.1.
ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ.
Государственная власть - есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощение в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Государственная
власть суверенна,
она является верховной внутри страны
и независимой в международных отношениях.
1.2
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ.
Структурный анализ государственной власти открывает путь к углубленному ее познанию, раскрытия богатого содержания этого труднопостижимого общественно-политического явления. В структуре государственной власти взаимодействуют, переплетаясь, компоненты социально-психологического, нравственного, правового и предметно-материального порядка.
Структурные элементы государственной власти можно с определенной долей условности подразделить на два вида:
- Элементы, характеризующие ее природу и сущность;
- Институциональные элементы, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер.
1. Социально-экономически обусловленная воля образует важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого не возможно понять ее природу и явления властвования. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом: власть принадлежит тому социальному слою (классу), народу, волю и интересы, которых она выражает.
Неотъемлемым
элементом государственной
Применение всей силы и мощи государственной власти имеете безусловное оправдание при отражении агрессии извне, в борьбе с терроризмом или пресечении преступности.
2.
Неотъемлемым структурным
Органы
государства не только оформляют, проводят
в жизнь государственную
3.
Глубокое единство и сложное
взаимодействие существует
Сильная
государственная власть – важнейшая
политическая гарантия обеспечения прав
и свобод человека и гражданина, законности
и правопорядка. А пронизанная правовыми
началами государственная власть становиться
и легитимной, и постепенно правовой.
1.3.
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ И ЛЕГИТИМАЦИЯ
КАК ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
Государство и государственная власть всегда играли огромную роль в обществе, становясь над обществом, "отчуждаясь "от него. Велика эта роль в современных условиях, которые, предполагая естественную саморегуляцию общества, вместе с тем предъявляют повышенные требования к организованности и упорядоченности общественных процессов. Перспективное директивное планирование или государственное прогнозирование экономики (индикативное планирование) существует в странах с самым различным общественным строем.
Государство регулирует социальные отношения в обществе, осуществляя неодинаковую политику по отношению к различным социальным, профессиональным и иным группам населения. Конституцией и законами, изданными государственной властью (ее органами), в странах тоталитарного социализма рабочий класс юридически определяется как ведущая сила общества, что влечет за собой материальные, политические и духовные последствия.
В условиях социально ориентированной рыночной экономики и политической демократии ее главная задача: содействовать саморегуляции общества, стимулировать позитивные тенденции его развития, препятствовать негативным, вводить общественно значимые процессы в определенные рамки.
Магистральное направление деятельности государственной власти, ее реальные возможности ограничены; закономерностями развития общества, естественно складывающимися отношениями, которые она не в силах изменить или изменяет только временно и частично, используя имеющиеся в ее распоряжении ресурсы
Сама государственная власть тоже нуждается в легализации, т.е.узаконивании. Легализация (от корня латинских слов «закон», «законный») государственной власти — это признание правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Такое узаконение может осуществляться различными путями. Скажем лишь здесь, что важнейшим средством считается принятие демократической конституции, созданной при участии населения, одобренной им непосредственно на референдуме (голосовании избирателей) или избранным им представительным органом, хотя и применение таких, демократических, способов в условиях тоталитарного режима может оказаться лишь лжелегализацией.
За противоправные действия, связанные с заменой неконституционным путем законного руководства , за сосредоточение реальной государственной власти в руках партий , за преступления против установленного законом порядка управления общественные организации, органы государства, должностные лица, граждане несут ответственность по закону. Положения, относящиеся к вопросам легализации государственной власти, запрет ее узурпации содержатся и в Конституции России 1993г.
Нарушение принципа законности государственной власти, правовой основы ее деятельности влечет, ответственность. Такая ответственность может быть:
- политической -своеобразной формой такой ответственности может быть и отстранение президента от должности в порядке импичмента, например, за государственную измену
- уголовной - осуждение должностных лиц — представителей власти — за преступления по службе
- гражданской - возмещение ущерба, причиненного, например, гражданам незаконными действиями органов государства
- административной - во многих странах существуют специальные административные суды, рассматривающие жалобы граждан на нарушение их прав чиновниками
- дисциплинарной - ответственность по подчиненности.
Проблема
легализации государственной