Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание

Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и готовности к подчинению других.

Системная трактовка, исходя из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способна мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.

Работа состоит из  1 файл

Государственная власть.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

    Одним из главных признаков государства  является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо, прежде всего, рассмотреть, что такое вообще власть.

    Во-первых, власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой области людей, т.е. власть, существовала на всех этапах развития общества. Поскольку общество – сложная система, оно нуждается в управлении, в упорядочении отношений в нем, поддерживании в работоспособном состоянии, что достигается с помощью власти. Власть есть как в классовом, так и в бесклассовом обществе, в первобытном и классово -организованном. Следовательно, власть – явление социальное.  

    Во-вторых, власть всегда существует и функционирует  в рамках общественного отношения, в виде отношения между людьми (отдельными индивидами, коллективами и др.).

    В-третьих, власть реализуется в форме не просто общественного отношения, а  властеотношения. Оно представляет собой двустороннее отношение, где он из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – подвластного. Оба они являются субъектами властеотношения.

    В-четвертых, власть – это интеллектуально-волевой процесс, т.е. проявление власти и подчинение ей должны быть  осознанны.

    Некоторые среди особенностей власти называют то, что она всегда основана на силе или принуждении. Сила власти может иметь различную природу: это может быть сила физическая, интеллекта, авторитета, убеждения, эстетического воздействия и т.д. Что касается принуждения, то оно не связано непременно с насилием, оно может носить косвенный характер, но в своей основе предполагает зависимость воли подвластного от воли властвующего. При этом если подвластный сознает, что он подчиняется воле властвующего вопреки своим убеждениям и интересам, то на лицо принуждение, если подвластный полагает, что воля властвующего отвечает его интересам, то имеет место убеждение.

    Нет единого понимания власти, что  объясняет сложность данного  явления. Политической мыслью сформулировано несколько определений власти в  зависимости от подхода к ее источникам.

    Наиболее  древний подход объясняет власть как явление теологическое. Отсюда необходимость беспрекословного подчинения власти, особенно власти государственной.

    Сторонники  антропологического подхода видят источник власти в двойственной природе человека: с одной стороны, он стремиться к автономии, свободе, а с другой – не может существовать вне социальной сфере.

    Антропологический подход близок к психологической интерпретации власти. Она объясняет природу власти взаимодействием стремления к власти одних индивидов и  готовности к подчинению других.

    Системная трактовка, исходя из того, что власть есть средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы, способна мобилизовать ресурсы общества для достижения общих, коллективных целей.

    Ни  одна из трактовок власти не может быть признана универсальной. Чаще всего власть определяют, как способность одного субъекта подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.                         
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ.

     

    1.1. ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ. 

   Государственная власть - есть система отношений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (класса, нации) или народа, воплощение в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.

ПРИЗНАКИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

  1. Важнейший признак государственной власти заключается в ее политической природе. Она изначально возникла как публичная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени.
  2. Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь механизм государства, состоящий из различного уровня чиновников, должностных лиц, профессиональных управленцев, из которых и комплектуются органы управления и принуждения.
  3. Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены, особенно это имеет место в обществах с большой классовой напряженностью. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый граждан становится не только подвластным, как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Право и долг гражданина – участвовать в принятии общегосударственных и других решений через все виды непосредственной демократии.
  4. Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

    Государственная власть суверенна, она является верховной внутри страны и независимой в международных отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. 

    Структурный анализ государственной власти открывает  путь к углубленному ее познанию, раскрытия богатого содержания этого труднопостижимого общественно-политического явления. В структуре государственной власти взаимодействуют, переплетаясь, компоненты социально-психологического, нравственного, правового и предметно-материального порядка.

    Структурные элементы государственной власти можно с определенной долей условности подразделить на два вида:

  • Элементы, характеризующие ее природу и сущность;
  • Институциональные элементы, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер.

    1. Социально-экономически обусловленная воля образует важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого не возможно понять ее природу и явления властвования. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом: власть принадлежит тому социальному слою (классу), народу, волю и интересы, которых она выражает.

    Неотъемлемым  элементом государственной власти является организованная сила. Речь идет не о физической силе, хотя государственная власть способна проявить себя и таким образом, а силе в социальном смысле (силе закона, силе привычки).

    Применение  всей силы и мощи  государственной  власти имеете безусловное оправдание при отражении агрессии извне, в борьбе с терроризмом или пресечении преступности.

    2. Неотъемлемым структурным элементом государственной власти являются государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие ее механизм (аппарат). Воплощение в механизм государственная власть приобретает предметно-материальное внутреннее строение и оформление. Кроме того, механизм предает государственной власти качество постоянно и непрерывно функционирующего феномена.

    Органы  государства не только оформляют, проводят в жизнь государственную власть, но либо повышают, либо снижают ее эффективность, а иногда могут причинять социальный вред.

    3. Глубокое единство и сложное  взаимодействие существует между  правом и государственной властью.  Последняя, как правило, имеет  нормативно-правовую форму выражения  и реализации в жизнь. Право  обеспечивает гуманный, наиболее  стабильный и эффективный режим властвования, придает легитимность государственной власти. В то же время за правом стоит сила и мощь государства, государственной власти, придающее праву свойство государственной принудительности.

    Сильная государственная власть – важнейшая  политическая гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка. А пронизанная правовыми началами государственная власть становиться и легитимной, и постепенно правовой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ И ЛЕГИТИМАЦИЯ КАК ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 

    Государство и государственная власть всегда играли огромную роль в обществе, становясь над обществом, "отчуждаясь "от него.  Велика эта роль в современных условиях, которые, предполагая естественную саморегуляцию общества, вместе с тем предъявляют повышенные требования к организованности и упорядоченности общественных процессов. Перспективное директивное планирование или государственное прогнозирование экономики (индикативное планирование) существует в странах с самым различным общественным строем.

    Государство регулирует социальные отношения в  обществе, осуществляя неодинаковую политику по отношению к различным социальным, профессиональным и иным группам населения.  Конституцией и законами, изданными государственной властью (ее органами), в странах тоталитарного социализма рабочий класс юридически определяется как ведущая сила общества, что влечет за собой материальные, политические и духовные последствия.

    В условиях социально ориентированной  рыночной экономики и политической демократии ее главная задача: содействовать саморегуляции общества, стимулировать позитивные тенденции его развития, препятствовать негативным, вводить общественно значимые процессы в определенные рамки.

    Магистральное направление деятельности государственной власти, ее реальные возможности ограничены; закономерностями развития общества, естественно складывающимися отношениями, которые она не в силах изменить или  изменяет только временно и  частично, используя имеющиеся в ее распоряжении ресурсы

    Сама  государственная власть тоже нуждается в легализации, т.е.узаконивании. Легализация (от корня латинских слов «закон», «законный») государственной власти — это признание правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Такое узаконение может осуществляться различными путями. Скажем лишь здесь, что важнейшим средством считается принятие демократической конституции, созданной при участии населения, одобренной им непосредственно на референдуме (голосовании избирателей) или избранным им представительным органом, хотя и применение таких, демократических, способов в условиях тоталитарного режима может оказаться лишь лжелегализацией.

    За  противоправные действия, связанные  с заменой неконституционным  путем законного руководства , за сосредоточение реальной государственной власти в руках партий , за преступления против установленного законом порядка управления общественные организации, органы государства, должностные лица, граждане несут ответственность по закону.  Положения, относящиеся к вопросам легализации государственной власти, запрет ее узурпации содержатся и в Конституции России 1993г.

    Нарушение принципа законности государственной  власти, правовой основы ее деятельности влечет, ответственность. Такая ответственность может быть:

    - политической -своеобразной формой такой ответственности может быть и отстранение президента от должности в порядке импичмента, например, за государственную измену

    - уголовной - осуждение должностных лиц — представителей власти — за преступления по службе

    - гражданской - возмещение ущерба, причиненного, например, гражданам незаконными действиями органов государства

    - административной - во многих странах существуют специальные административные суды, рассматривающие жалобы граждан на нарушение их прав чиновниками

    - дисциплинарной - ответственность по подчиненности.

    Проблема  легализации государственной власти, путей и способов этого процесса уходит своими корнями в древнюю  историю. Ссылки на легализацию как  основание власти и должного поведения использовались уже в IV—III вв. до н. э. школой китайских легистов в споре с конфуцианцами. Бывают так называемые конституционные законы, легализующие (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую  государственную  власть. Акты легализации доля не соответствовать также общечеловеческим ценностям. При несоответствии (например, если конституция существует, но она закрепляет антидемократический режим) внешняя легализация становится на деле ложной легализацией, это — лжелегализация не соответствующей интересам народа государственной власти.

Информация о работе Государственная власть